48 часов: фильм "Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2" и другое
Вампир вампиру вампир: полуоткрытый рот Кристен Стюарт - такая же примета "Сумерек", как мрачная суровость Роберта Паттинсона (фото - kinopoisk.ru)
"Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2" (США), 112 мин. 

Кто: Билл Кондон, голливудский режиссер и сценарист. Специализируется на ужасах и триллерах. В начале карьеры снабжал малобюджетное кино страшненькими готичненькими сценариями. Потом сел в режиссерское кресло - снимал для ТВ ленты со зрелищными убийствами. В середине 1990-х внезапно прославился - фильмы "Кэндимен: Прощание с плотью" и "Боги и монстры" собрали хорошую кассу, прессу и небольшой чемодан призов.

После этого успеха Кондон сделал крен в сторону другого, не столь ужасного кино. Экранизация мюзикла "Чикаго" увенчалась "Оскаром", а фильм об исследователе сексуальности Альфреде Кинси - призом "за выдающийся вклад в борьбу с гомофобией".

Внеся посильный вклад в борьбу с гомофобией, в 2011-м Кодон снова взялся за нечистую силу и снял "Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1". Экранизация популярного романа Стефани Майер о жизни вампиров добавила веса и режиссеру: получила от канала MTV звание "лучшего фильма года" и победу в пикантной номинации "лучший поцелуй".

Кому смотреть: в первую очередь, тем, кто в теме. Равнодушным к вампирско-оборотневому социуму, созданному Майер и Кондоном, открытия здесь не светят. Девушкам переходного возраста, испытывающим острую нехватку любви до гроба: мистическая сказка о рыцарских чувствах обаятельных кровопийц выходит на новую орбиту. 

Что: пятый фильм франшизы по книгам Майер, которая собрала в прокате более 2,5 млрд. долларов.Продолжение истории отношений вампира Эдварда (Роберт Паттинсон) и до поры человека Беллы (Кристен Стюарт). Об их свадьбе и беременности Беллы стало известно в первой части. Теперь все вертится вокруг их дочери Ренесме (Макензи Фой). Малышка - наполовину нечисть, наполовину обычная барышня - слишком быстро растет и хорошеет.

Ее сложный биологический статус добавляет проблем и без того нестабильному обществу киношных умертвий. В конце концов, силы зла, представленные королевской семьей Вольтури и ее сторонниками, решают покончить со смешанной компанией. Последняя собирает под знаменами добра своих соратников, и начинается финальная битва. Этот эпизод - полная неожиданность для поклонников саги. Майер этого не писала, хотя и выдала санкцию на изменение финала истории. Зарождающиеся отношения Ренесме с вервульфом Джейкобом - специальный приз для тех, кому батальные сцены не заменят романтики.

Во второй ленте стало больше пафоса и меньше юмора - видимо, так отреагировали создатели фильма на упреки критиков в несерьезности. Попытка режиссера впихнуть в неполные два часа экранного времени как можно больше событий привела к неоднозначному результату. С одной стороны, многое оказалось скомканным и невнятным. С другой - вместо длинных диалогов и выяснений отношений появились символические картинки и "говорящий" саундтрек.

Неизменной осталась Кристен Стюарт с ее главным профессиональным приемом - приоткрытым ртом, выражающим все доступные актрисе эмоции. Ее партнер Паттинсон тоже верен себе: во второй картине он не менее мрачен, чем в первой.

МУЗЫКА

"Archipelago", CD

Кто: Hidden Orchestra, сильный музыкальный коллектив из Шотландии. Его изюм - два барабанщика (Джеми Грэм и Тим Лэйн), которые всегда играют вживую. К ним прилагается прекрасная скрипачка-пианистка Поппи, мощная духовая секция, отряд перкуссионистов, блуждающие виолончелисты и, конечно, музыкальный руководитель Джо Ачисон. Поначалу команда называлась квартетом его имени - и это было оправданно на все сто процентов. Ачисон - не только дирижер и композитор всей этой эдинбургской красоты, но и идейный вдохновитель. Что в случае с Hidden orchestra не менее важно, чем исполнительские возможности музыкантов. Нет такого, что они не сумели бы сыграть. Нет таких направлений, которые бы не имели отношения к их музыке. И во всем этом музыкальном глобализме нет ни капли банальности.

Кому слушать: тем, кому понравилась первая работа Hidden Orchestra - альбом "Night Walks" (2010). В новой пластинке меньше фолка и экспериментов, зато больше драйва и электроники. Качество музыки осталось на той же безупречной высоте. Любителям добротного эйсид-джаза с сюрпризами. Один из главных - философия на грани медитации.

Что: обволакивающая и вместе с тем мощная музыка, которую не имеет смысла делить на отдельные треки. Альбом слушается с самого начала до самого конца за один присест. Что это за архипелаг, которым дал название альбому, рассуждать не берусь - из боязни удариться в патетику и скатиться в бездну величественных метафор.

Достаточно того, что без них не обойтись при попытке описать, как играет оркестр. Как будто творит Вселенную, не упуская не единой возможности сделать ее еще на звук прекраснее. Главные инструменты, которыми музыканты прикасаются к тайнам мироздания - джаз и электроника. Так же осторожно и ласково со стандартами "черной музыки" умеет обходиться разве что Чик Кориа.

Работу барабанщиков, понимающих друг друга, как близнецы, усиливает глубокий бас. Все они появляются в первой композиции и больше не исчезают, рассеянно блуждая по песням. Ритм то истончается до хрустальной хрупкости, то набухает, как река перед наводнением, нарушая гармонию музыкальной темы. К середине пластинки музыка раскаляется настолько, что появляется страх обжечь уши. Жару добавляет причудливая мозаика из сэмплов. Каждый - интересная композиция звуков, способная быть самодостаточной. Но, как уже было сказано, желание разбирать эту музыку на детали неуместно. При смешивании джаза, рока, фолка, электро-попа, хип-хопа, классики, фолка и бог его знает чего еще у Hidden Orchestra получается не винегрет с набором отдельных ингредиентов, а цельный и абсолютно неделимый шедевр. Головокружительная высота, которую набирают только очень редкие птицы.

КНИГА

"Мясо с кровью", издательство "Corpus", 352 стр.

Кто: 56-летний Энтони Бурден, знаменитый американский шеф-повар, звезда канала Discovery, фудрайтер и медиа-персона в самом расцвете сил. Сейчас эти самые силы тратит разумно и со смыслом. Не кушает героин, не вдыхает никотин, в публичных местах ведет себя прилично и много зарабатывает, в том числе и литературным трудом. Литература для Бурдена - возможность описать множество вкусных вещей и шанс выпустить на волю запасы яда, накопленные за годы вращения в мире американского общепита. Надо отдать должное автору, делает он это с удовольствием и ядреным юмором. За что и востребован в мире кулинарной литературы - его книги становятся бестселлерами, а статьи с энтузиазмом печатают снобы из "The New Yorker" и "The Times".

Кому читать: всем, кто наивно считает, что Америка - что-то вроде земного рая. Бурден в два счета развенчивает эту иллюзию, потроша и разделывая каждую американскую ценность. Одной из главных - гамбургеру - посвящен отдельный раздел книги. Вопрос, почему в Америке такая дешевая еда, после объяснений автора навсегда потеряет актуальность.

Желающим провести выходные в космосе: то, о чем он пишет, непостижимо при взгляде отсюда. Зато вершины американского юмора вполне доступны рядовому украинцу. Почти на каждой странице есть, что процитировать взрослым членам семьи.

Что: набор размышлений автора на самые разные, в том числе и далекие от кулинарии, темы. Например, о собственной молодости, которую Бурден провел в поисках наркотиков и обнаженных топ-моделей. После волнующих подробностей, автор все-таки переходит к описанию путей, ведущих к вершинам ресторанного бизнеса.

Первые шишки в профессии Бурден набивал в закусочных городка Привинстаун. Там он учился в кулинарном, так сказать, техникуме и подрабатывал официантом. В промежутках между приемом наркотиков "трахался на мешках с мукой", а после работы "проводил раскопки" в кухонных раковинах - из-за вездесущей грязи негде было вымыть руки. Кстати о грязи. Нет такого сора, который Бурден не стал бы выметать из ресторанной кухни. Всем, кто имел неосторожность стать его профессиональным врагом или просто не понравиться, достается по первое число. Книга пестрит конкретными именами и названиями - заведений, телепрограмм, изданий. Большинство из них прочно вошли в жизнь каждого американца и абсолютно неизвестны украинцам (Опра Уинфри, которой автор готов "сделать массаж спины и депиляцию в области бикини", не в счет). И не было бы смысла брать в руки эту книгу, если бы не ее литературные достоинства.

Бурден умеет писать о ресторанном бизнесе так, как будто это иронический детектив. Этому писателю мало равных в области "кулинарной порнографии", как он называет многое из того, о чем рассказывает. Брутальное, но разрывное чувство юмора, талант беллетриста, и бесспорный поварской профессионализм превращают все, что выходит из-под его пера, в увлекательное чтиво.

У нас таких писателей нет. Как нет таких ресторанов, такого рынка, такого телевидения, такой еды, таких денег и таких цен. После книги Бурдена в очередной раз возникает подозрение, что, может, оно и к лучшему.

Книга предоставлена магазином "Читайка"