Игорь Луценко: В Киеве воруют не интенсивно, но схемы остались
№3 в предвыборном списке Батькивщины на прошлых выборах в Раду Игорь Луценко - однозначно новое лицо в парламентской политике, один из бесспорных кандидатов Майдана. Известный активист, борец с незаконными застройками столицы, отстаивающий, в частности, право на жизнь знаменитой Пейзажной аллеи. С мая 2014 Луценко - депутат Киевсовета от партии Батькивщина. На выборах Рады в 2012 году собирался баллотироваться по мажоритарному округу №223 в Шевченковском районе, но вскоре снял свою кандидатуру. Во всех предвыборных роликах Батькивщины Луценко отличался от коллег по партии - все в белом, он - в камуфляже, так как был в зоне АТО, где воевал в рядах батальона "Азов". Во время Майдана пережил тяжкое испытание. В декабре 2013 года неизвестные выкрали Луценко из Октябрьской больницы в Киеве вместе с другим активистом - Юрием Вербицким . Луценко повезло выжить, а Вербицкий брошенный бандитами в Бориспольском лесу, погиб. В интервью ЛІГАБізнесІнформ Луценко рассказал, почему решил связать дальнейшую судьбу с командой Тимошенко.
- Что вас - известного общественного активиста связало с партией Тимошенко, которую вы ранее часто критиковали?
- История такая: в 2012 году я баллотировался в Верховную Раду по киевскому округу 223, но снял свою кандидатуру. Но до того я был знаком с Александром Бригинцом, мы довольно плотно сотрудничали в некоторых киевских проектах, и он мне предложил стать его помощником, чем буквально на день опередил другого человека от партии УДАР. Соответственно, я стал определенным образом аффилирован с Батькивщиной. Потому что Бригинец был сначала членом фракции Тимошенко в Киевраде, а потом и в парламенте.
Второй этап моего интенсивного сотрудничества с Батькивщиной - во время Майдана. Когда 30 ноября - 1 декабря поставили палатки и в центре Киева образовался оппозиционный штаб, Батькивщина в нем, будем прямо говорить, задавала тон. Остальные партии тоже какими-то вещами занимались, а в общем, Майданом, по моим ощущениям, занимались батькивщиновцы. Я тоже с ними работал, входил в руководство палаточного городка и так далее. Я тогда Батьквищину узнал с позитивной стороны, со многими познакомился и решил связать свою политическую жизнь с этими людьми.
- Но раньше-то вы Тимошенко критиковали.
- Да, но тогда же было совсем другое время. Она была, во-первых, при власти. Во-вторых, еще не сидела. Не было президента Януковича, не было Майдана и всех ужасных вещей, которые поставили нас с ней по одну сторону баррикад. Что я критиковал? Я критиковал Тимошенко за экономический популизм. Еще с 2004 года. Помню, какие-то колонки на этот счет писал.
Сегодня, после российской агрессии и расстрела Майдана это все уже мелочи. Кроме того, я думаю, что за это время и Батькивщина пережила много трансформаций и у них сейчас совсем другое лицо. Поэтому мы и сотрудничаем, хотя в партию я не вступил.
- Почему вы не вступили?
- Просто в этом случае меня не будут напрягать еще и какой-то партийной работой. Я это с ужасом себе представляю. Это мне было бы очень сложно. И без партии мне хватает, чем заняться.
Игорь Луценко и Александр Бригинец. Фото - Facebook
- Другие партии вам предлагали сотрудничество на волне тенденции привлечения в списки общественных деятелей и журналистов?
- Блок Порошенко точно не предлагал, поскольку у меня с ними достаточно противоречий. БПП - это просто набор людей, да и с президентской политикой я по многим вопросам не согласен.
- Народный Фронт предлагал?
- Я не хотел бы раскрывать, кто мне что предлагал, это такая кулуарщина… Конечно, были предложения, но я объяснил, почему оказался в Батькивщине.
- Какое-то время вы были соратниками с Яценюком, Турчиновым и прочими "фронтовиками". Как вы смотрите сегодня на Фронт, как относитесь к тем, кто сделал партию, уйдя от Тимошенко?
- Честно говоря, я не знаю, что между ними произошло. Причем не знаю этого сознательно - отказывался, когда мне предлагали рассказать. Говорил: извините, я не готов всю эту бездну информации воспринимать. Это же надо потом узнавать альтернативную точку зрения, анализировать, формировать свое мнение. Неинтересно, честно. Да, часть людей, с которыми я имею хорошие человеческие отношения, ушли из Батькивщины. Тот же Бригинец вообще в БПП ушел. Люди разошлись, это их решение.
- Все-таки, к БПП вы относитесь крайне негативно, это чувствуется.
- Нет, крайне негативно я к Путину отношусь, а к БПП - очень критично, на грани оппозиционности. Прямую оппозиционность себе не позволяю, потому что, все-таки, война.
Что касается моего отношения к Народному Фронту, то, если воспринимать нынешнюю власть, как симбиоз БПП и НФ, то Фронт - более конструктивная сила. Они более адекватные, прагматичные, более профессиональные и более командны.
- Как вы думаете, почему народ перестал верить Батькивщине? 5% на выборах - это не результат для претендующей на власть партии.
- На этих выборах был очень сильный запрос на новизну, и было очень сильное взрывное голосование.
- Что значит "взрывное"?
- Многие в последний момент решили проголосовать за два проекта - Народный фронт и Самопомощь. Я считаю, что в этот раз люди искали не только новые лица, но и умеренных политиков. Побоялись голосовать за радикалов, за тех, кто призывал к военному положению, критиковал переговоры с Путиным. Среди таких проектов оказалась Свобода, Правый сектор, Гриценко и, кстати, Батькивщина.
Самопомощь и Народный фронт предстали умеренными, конструктивными кандидатами, которые говорили о своем стремлении сохранить мир, стабилизировать ситуацию и так далее.
Блок Порошенко взял стандартные президентские проценты. Ляшко мы не берем, потому что он отыграл на интеллектуально другом электоральном поле.
То, что Батькивщина, все-таки, удержалась в парламенте - это, во многом, инерция избирателей партии, которой 15 лет, и, конечно же, лично Юлии Тимошенко.
- Батькивщина кардинально обновила первую десятку на выборах, в которую вошли и вы. Тем не менее, люди-то даже среди новых - разные. Например, Шкрум - дочь адвоката, работавшего на с КПУ и Симоненко. Вам все люди в команде устраивают?
- Ну, во-первых, адвокат - это вообще невинное существо. А если говорить по сути, то меня весь наш политикум в целом не устраивает. Но если брать средний уровень "вопросности" списков, то к Батькивщине меньше всего вопросов лично у меня. Тут, в отличие от других партий, нет таких людей, которых постреволюционный Майдан вообще не должен был подпускать.
-Вы снова о Блоке Порошенко?
- Не только. Давайте вообще не будем зацикливаться на президенте. Мы с его блоком будем в одной коалиции, я буду критиковать президента конструктивно и вообще, чтобы все понимали, я сейчас против его вооруженного свержения, если что.
- А если не вооруженного, а, допустим, через досрочные президентские выборы?
- Упаси Боже. Порошенко, конечно, допускает ошибки, но я не вижу причин его менять, или хотя бы пытаться это сделать. Например, вот он решил обрубить финансовую подпитку террористов - абсолютно правильное решение. Аплодирую. Но только это нужно было делать намного раньше.
И еще, относительно того, устраивают меня коллеги или нет. Не только во фракции, но и, давайте смотреть шире, в Раде в целом. Давайте посмотрим по результатам работы, насколько люди готовы работать по-новому. Я говорю о тех, с кого есть спрос - о коалиции в первую очередь. Потому что, например, Оппозиционный блок для меня - не политическая сила, а какое-то другое явление.
- Батьквщина будет нести ответственность за будущий Кабмин, даже если их представителей там не будет? Конкретнее: не услышим ли мы жесткую критику Кабмина от Тимошенко сразу же после начала его работы? И, кстати, Батькивщина будет в правительстве или нет? Вы-то знаете.
- До момента оглашения кандидатур в сессионном зале ничего утверждать нельзя. Если у них (БПП и НФ - ред.) будут вакансии, они могут с нами даже теоретически поделиться.
Но если даже нас в Кабмине не будет, это правительство - коалиционное и ответственности за его работу Батькивщина с себя не снимает. Мы не требуем портфелей, но мы в коалиции. Это кстати, позиция и Батькивщины и Самопомощи. Если правительство будет двигаться в рамках коалиционного соглашения, все его только будут хвалить.
- Выскажите свое мнение по депутатской зарплате и снятии неприкосновенности - два не самых важных, но болезненных вопроса.
- Я считаю, что это вообще не первоочередной вопрос. Существует позиция некоторых юристов, которые считают, что снимать неприкосновенность не нужно. Кто-то говорит, что снятие депутатской неприкосновенности - одно из требований Майдана. Считаю, что это необъективно - ведь не парламент расстреливал Майдан…
- Но парламент голосовал за законы 16 января.
- Безусловно. Но снятие депутатской неприкосновенности не помогло бы и не поможет в будущем противостоять таким проблемам. Депутаты голосовали тогда, потому что были под прицелом у президента. И неприкосновенность тут ни причем. Люди переоценивают значимость проблемы депутатской неприкосновенности.
Игорь Луценко в зоне АТО. Фото - Facebook
Нужно наказывать виновных, а для того, чтобы наказать виновных, нужна воля правоохранителей и высшего руководства страны. Как показывает практика, при ее наличии не спасет никакая неприкосновенность. И, напротив, именно депутатская неприкосновенность некогда спасла от тюрьмы Андрея Парубия и Юрия Грымчака, когда на них завели дело за дымовые шашки в сессионном зале. Если бы Парубия тогда посадили, я не знаю, как бы выглядел и чем бы закончился Майдан.
Но если народ, действительно требует снятия неприкосновенности - ок, давайте тогда снимать сразу с депутатов, с судей и с президента.
- Ответьте по депутатской зарплате.
- Этот вопрос вообще меня не интересует. Шести тысяч на жизнь хватает, тем более, что на аренду жилья 13 тысяч гривень, если депутат иногородний - можно снять шикарную квартиру. Вопрос, что не хватает 10 тысяч на содержание помощников. Где я возьму четырех квалифицированных юристов, которые бы согласились работать за 2,5 тысячи гривень? Это даже не смешно. Расходы на эту статью я бы повысил.
- Расскажите о своей боевой деятельности в батальоне Азов. В частности, объясните, как так получается, что бойцы добровольческих батальонов, включая комбатов, регулярно отлучаются в Киев на эфиры, съемки в рекламе и прочую публичную деятельность. Поясните особенности такого "свободного графика" на войне.
- Я служил в звании младшего сержанта в одном из отделений батальона Азов под командованием ныне покойного Николая Березового - мужа Татьяны Чорновол. Сейчас вот прикомандирован служить в Верховную Раду.
Азов в целом после истории с Иловайском перестал принимать участие в активных боевых действиях и сосредоточился на обеспечении порядка на контролируемой территории - это нормальная функция Нацгвардии. Я в Азове работал там, где было нужно - в Песках, в частности, помогал людям, принимал участие в боевых действиях и так далее.
Что касается отбытия добровольцев из частей: во-первых, нужно смотреть отдельно на ситуацию каждого из этих людей - у кого-то отпуск, кого-то вызвали. Во-вторых, часто бывает, что командиру батальона нет необходимости постоянно там находиться. Если нет активных боевых действий.
- Вы в целом сколько времени провели в зоне АТО?
- Я там был наездами.
- У вас, и, стало быть, у Батькивщины есть какой-то взгляд на то, что нужно делать с Донбассом? План по Донбассу есть?
- Официально мы свою позицию не формулировали. А лично я общался с лидером партии - Юлией Тимошенко. Должен сказать, что наши взгляды по Донбассу совпадают - необходимо блокировать финансирование территориям под контролем боевиков и вводить военное положение.
- А как быть с аргументом о том, что в этом случае мы как бы сами объявляем войну России?
- Никакой связи здесь нет. Мы же не говорим, что агрессор - Россия. Мы говорим, что на нашу территорию высадился какой-то десант, от которого нужно Украину защитить.
- Вернемся к парламенту. Почему, как вы думаете, переговоры по созданию большинства у нас снова превратились в затяжную коалициаду?
- Я не разделяю нетерпения по этому поводу. Не считаю, что процесс затягивается, все в рабочем порядке.
- Проблемы с распределением должностей в правительстве между БПП и НФ - тоже в рабочем порядке? Какую роль в переговорном процессе играет Батькивщина?
- Это проблема, но не непреодолимая. Батькивщина имеет влияние - так всегда бывает, когда в переговорах с участием двух крупных участников имеется участник поменьше. Третья сила всегда важна и ее не нужно недооценивать. Роль Батькивщины в переговорах - миротворческая. Мы снижаем градус напряжения между "тяжеловесами".
- У вас с Юлией Тимошенко нормальные отношения, вы общаетесь доверительно?
- Да, пока нормальные (стучит по дереву).
- Это правда, что она лично претендовала на какую-то должность в правительстве?
- Не думаю, что она претендует на какие-то посты. Не в ее ситуации это делать. Более того, первый же, кто за пределами БПП и НФ заявит о личных амбициях в процессе переговоров, тут же будет объявлен виновным во всем, что происходит между Петром Порошенко и Арсением Яценюком. Причем сделают виноватым обе стороны.
- Вы приложили много усилий для спасения исторических и культурных памятников Киева. Боролись в том числе и с киевской властью. Можете сравнить сегодня правление Попова, Бондаренко и Кличко в столице. В чем разница?
- Смотрите, в 35 структурных подразделений в КГГА, работа которых имеет смысл для города, Кличко поменял руководство всего девяти. То есть по этой формуле мы можем вычислить, что Кличко от Попова отличается менее, чем на 30%. То есть общественно-политическая и хозяйственная ситуация в столице не меняется. Она законсервирована.
Да, при Кличко воруют не интенсивно, но при этом схемы воровства все на месте. Назад в коммунальную собственность имущество и земля не возвращается в тех масштабах, в которых стоило бы.
Игорь Луценко по правую руку от Юлии Тимошенко на партийном съезде
- А Бондаренко?
- У него было мало времени, и потом все понимали, что киевляне нацелены на медиаобраз Кличко, который сегодня просто не хочет вникать в важные хозяйственные вопросы. Столицей так руководить нельзя.. Не подумайте, что я хочу как-то похвалить соратника по партии, но лично я ему благодарен за то, что он решился убрать эту ярмарку-свинарник у ЦИК. Там был нелегальная и постоянно действующая ярмарка с антисанитарией и крысами. Это специально было сделано, чтобы там никогда никакие акции не проводились у ЦИК. Противодействие такому решению Бондаренко было очень серьезным.
- Кто противился?
- Валерий Гелетей. Он тогда занимался, в частности, охраной ЦИК. Все было хорошо - Госохрана "крышевала" ярмарку, глава ЦИК Охендовский и власть могли не бояться там проведения митингов.Только киевлянам было некомфортно. Бондаренко это прекратил. О Кличко еще скажу - он ведь назначил себе в заместители Никонова, а это просто враг Киева №1 среди застройщиков. Коррупция в КГГА страшная.