Битва за язык. После драки кулаками машут
5 июня оппозиция не помешала оппонентам проголосовать за скандальный языковый законопроект

До момента голосования объединенные оппозиционеры практически в один голос обещали бороться за провал данного законопроекта чуть ли не до последней капли крови. После таких слов их поведение во время голосования выглядит странно. А все, что было сказано с момента принятия документа вообще не вписывается в рамки общепринятой логики.

После голосования нунсовец Тарас Стецькив заявил, что во всем виноват спикер Владимир Литвин, который подыграл большинству и поставил скандальный законопроект на голосование раньше, чем нужно было. При этом лидер Фронта змін Арсений Яценюк признал, что "оппозиция проявила себя не лучшим образом". А глава избирательного штаба объединенной оппозиции Александр Турчинов пояснил что это все произошло из-за того, что оппозиционеры просто не успели сориентироваться. Качество оправдания - ниже среднего. Все-таки у нынешних депутатов за спиной почти пять лет работы и богатейший опыт парламентских баталий. Можно предположить, что ориентироваться в том, что происходит в сессионном зале, и достойно на это реагировать они уже научились.

На все обвинения в свой адрес спикер ответил устами пресс-служб - парламентской и партийной. В первой отметили, что поскольку во время заседания согласительного совета руководители парламентских фракций не пришли к консенсусу относительно завершения рассмотрения проекта закона о принципах государственной языковой политики, "у председателя Верховной Рады, который неоднократно высказывал свое непринятие данного законопроекта, оставался только один выбор - действовать в соответствии с законом, четко соблюдать требования регламента".

В заявлении также идет речь о том, что для утверждения своей позиции спикер не имеет права нарушать закон. "Таким образом, обвинения отдельных народных депутатов в мифических договоренностях относительно процедуры, порядка или хода принятия за основу законопроекта об основах государственной языковой политики являются не чем иным как попыткой оправдать собственное молчаливое согласие на принятие данного законопроекта", - сказано в заявлении.

Во второй пресс-службе намного красочнее объяснили, что во всем виновато "импотентное поведение так называемой "объединенной оппозиции". "Психологи утверждают, что именно предатели громче и чаще всех взывающих об измене ", - отметили в Народной партии Владимира Литвина.

Вполне логично эту мысль продолжил внефракционный народный депутат Тарас Чорновил. По его словам, столкновений во время голосования за языковой законопроект Колесниченко-Кивалова между народными депутатами не было, потому что существовали договоренности между коалицией и оппозицией. "Тупо сдали это голосование, оно всем выгодно. И оппозиционерам политически оно выгодно, и власти. Они ничего не упустили, у них так все и было задумано. Они собирались тихонько все это допустить, чтобы все так и произошло. Там двойное дно. Сейчас будут показывать, как "регионалы" прут, как Украину изменяют. Какое давление, Украина русифицируется, голосуйте за нас. До этого ощущения угрозы было меньше, а сейчас смотрите - это реальная угроза, кто, кроме нас, может противостоять этому. Хотя они и не очень противостоят. О Яценюке регионалы говорят, что "он договороспособный", - сказал он.

В Партии регионов эту информацию комментариями не удостоили. Политологи же не исключают, что такое и в самом деле возможно - на правах предвыборной технологии. Но, как отметил директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала, ни одна из сторон возможного заговора не будет ничего комментировать. По крайней мере - пока.

Вместе с тем, оппозиционеры все так же воинственно настроены по отношению к этому документу и практически с пеной у рта доказывают, что принятия закона в целом они не допустят и будут воевать до конца. С кем именно - в Партии регионов не понимают. Как именно - пока тоже загадка. Но, как заявил бютовец Андрей Шкиль, что для того, чтобы этот законопроект не прошел у оппозиции "есть план А и есть план Б". Подробности, если они и есть, не разглашаются.

Тем временем, большинство уже начало терять голоса. Депутат из группы Реформы ради будущего Владимир Каплиенко заявил, что законопроект не поддерживал и не знает, как сработала его карточка. Как сообщил спикер , Каплиенко рассказал ему, что персональную карточку он никому не передавал, она была у него и загадочным образом сработала сама.

Дальше. После принятия языкового законопроекта спикеру Владимиру Литвину поступили заявления об исключении из состава фракции НУНС двух народных депутатов, а также трех народных депутатов - с просьбой не учитывать их голоса за данный документ.

Более того, как подсчитал в своем блоге журналист Сергей Андрушко, за законопроект об основах государственной языковой политики проголосовали 172 депутата, а не 234, как официально объявлено. По его словам, один из депутатов, который голосовал за законопроект, официально находился в это время в отпуске, еще один - был в командировке, еще один - болел, остальные 59 парламентариев, голоса которых были "за", на это заседание были письменно не зарегистрированы.

Всего незарегистрированных, или тех, которые болели или были в командировке на момент утреннего заседания 5 июня оказалось 62 депутата (чьи голоса отображены электронной системой "за" принятие закона).

"Поскольку для того, чтобы законопроект считался принятым нужно 226 депутатов, данный законопроект нельзя считать принятым, поскольку очевидно, что "за" него лично проголосовали лишь 172 депутата", - написал журналист.

Хотя на такие формальности, как личное голосование, в украинском парламенте давно не обращают внимания, следовательно, законопроект таки будут считать принятым.

При этом Литвин попытался утешить разбушевавшуюся общественность тем, что закон о языках, даже если будет принят в целом, не будет выполняться. Но вышло у него это не очень убедительно.

Вместе с тем политологи предостерегают, что снизить градус напряжения под силу только президенту. По словам Балы, для главы государства сейчас наступил самый ответственный момент: если он не вмешается ситуация станет окончательно непрогнозируемой и тогда о втором президентском сроке Янукович может даже не думать.