Дали срок. Прокурорам позволили укрепить позиции в деле Луценко
Судебный процесс по второму уголовному делу Юрия Луценко близится к завершению. На последнем заседании (во вторник, 17 июля) главный подсудимый - бывший глава МВД - дал показания. Сотрудник охраны суда потерял сознание прямо в зале заседаний. Прокуроры попросили судью дать им время, чтобы подкрепить обвинения дополнительными доказательствами. Защита уверена в том, что прокуратура завалила дело, и приговор может быть только оправдательным. Окажется ли таковым - другой вопрос.
Чем ближе развязка, тем более карикатурным выглядит второе дело Луценко в Печерском суде. Причина - не в хроническом чувстве юмора экс-министра. За последние два заседания он разве что несколько раз обозвал прокуроров балбесами. После показаний свидетелей и подсудимых складывается впечатление, что экс-министра и его бывших подчиненных обвиняют в попытке раскрыть преступление.
Инсценировка Оруэлла
В своих показаниях по делу Луценко пояснил, почему был уверен в законности оперативно-розыскных мероприятий в рамках расследования дела об отравлении в 2004 году кандидата в президенты Виктора Ющенко. Они проводились в рамках дела категории "преступление". Которое может быть закрыто, если вынесен судебный приговор или истек срок давности - 15 лет. На такие мероприятия было дано разрешение Апелляционного суда Киева.
Собственно, роль МВД заключалась в сопровождении расследования, которое проводила Генпрокуратура. И в такой ситуации обвинять подчиненных министра Владимира Тарасенко и Олега Павленова в карьеризме, по словам Луценко, логично разве что в рамках реализации антиутопии Джорджа Оруэлла. "Ложь - это правда, раскрытие преступления - карьеризм… Искать негатив в действиях моих подчиненных может только тот, кто хочет выгородить отравителей Виктора Ющенко", - пояснил подсудимый.
Экс-министр также обратил внимание на то, что к материалам дела, по которому обвиняются он, Тарасенко и Павленов, не привлечены основные документы - базовое постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делу об отравлении Ющенко, инструкции о проведении таких мероприятий. Нет и решения апелляционного суда, давшего добро на слежку за гражданином Валентином Давиденко, водителем замглавы СБУ Владимира Сацюка, которое не отменено по сей день. Луценко отметил, что без этого сделать вывод о чьей либо виновности в нарушении прав потерпевшего - экс-водителя экс-замглавы СБУ - невозможно.
Судья равнодушно смотрела вдаль, прокуроры, держа руки под столом, набирали и отправляли эсэмэски. Нардеп-юрист Юрий Кармазин, наблюдая за процессом, периодически возмущался непрофессионализмом обвинителей. Один из сотрудников судебной охраны "Грифон" после 40-минутного выступления Луценко вдруг лишился чувств. Кармазин и это списал на огрехи судебного процесса. "Скоро все начнут в обморок падать от такого дела", - отметил политик.
После 10-минутного технического перерыва Луценко продолжил. Он сообщил суду, что по настоятельной просьбе следователя генпрокуратуры Галины Климович к делу об отравлении Ющенко даже близко не подходил. По словам Луценко, Климович опасалась, чтобы министр случайно не проболтался о подробностях расследования своему партнеру по Народной самообороне Давиду Жвании - бывшему соратнику, а потом одному из заядлых критиков Ющенко.
Луценко отметил, что с радостью самоустранился от разборок "двух кумовьев". Куратором расследования был его заместитель Владимир Евдокимов. Опроверг экс-министр и обвинение в том, что якобы хотел угодить Ющенко расследованием дела об отравлении. Луценко напомнил, что речь идет о 2009 годе, когда у него с третьим президентом были, мягко говоря, натянутые отношения. "Я его в то время разве что на три буквы не посылал", - заверил он.
Прокурорский перерыв
Луценко ответил на несколько вопросов прокуроров и защиты. У судьи к нему вопросов не было. Как только Анна Медушевская объявила следующую стадию процесса - дополнения к материалам дела, прокурор Дмитрий Лобань попросил перерыв. Он отметил, что обвинению нужно время на подготовку дополнений.
Адвокат экс-министра Игорь Фомин с иронией отметил, что если прокуроры хотят подготовить текст обвинения, который ни защита, ни подсудимые полностью так и не увидели, то он не против. А Луценко заявил, что дело окончательно рассыпалось, прокуроры обвинять не готовы, и предложил отправить дело на дорасследование.
Пока судья опрашивала стороны процесса, у экс-министра возникла еще одна идея - закрыть дело из-за отсутствия события преступления. Луценко отметил, что в нынешней ситуации применение пункта 2 статьи 6 УПК "отсутствие состава преступления" в отношении него было бы большей фантастикой, чем произведения Рэя Брэдбери.
"Прошу рассмотреть ходатайство о закрытии этого дела в связи с отсутствием события преступления, статья 6, пункт1 (УПК, - ред.), что подтверждается позицией обвинения. Даже они тут в суде признают, что имеющиеся в деле материалы не могут служить основанием для вынесения приговора", - добавил подсудимый. Дело судья закрывать не стала, поскольку на данной стадии процесса это не предусмотрено. А прокурорам дала три дня, до 20 июля, на подготовку дополнительных аргументов.
По завершении судебного заседания прокурор Виктор Клименко с обреченно-бодрым видом направился к телекамерам. Он пояснил журналистам, что последние показания Луценко требуют дополнений. Именно их и планируют доставить в суд в пятницу представители обвинения. О чем именно идет речь, он не уточнил. Отметил только, что вызывать новых свидетелей прокуратура пока не планирует. И неуверенно добавил, что, по его мнению, переход к новой стадии вызвал панику в рядах защиты.
В свою очередь адвокат Алексей Баганец отметил, что паника скорее наблюдается в рядах прокуроров. По его словам, защита, в отличие от обвинения, уже сегодня была готова приступить к стадии дополнений.
Таким образом, прокуроры уверены в том, что их позиция полностью подтверждена в судебном процессе. Защита же не сомневается - приговор может быть только оправдательным.
Баганец обратил внимание на то, что решение Апелляционного суда Киева, который в свое время разрешил оперативно-технические мероприятия в рамках дела об отравлении Ющенко, ограничившие права гражданина Давиденко, не отменено до сих пор. "Решения суда никем не отменены, они законны. Значит, все мероприятия, которые проводились в отношении Давиденко, отвечали требованиям закона", - подчеркнул адвокат. Впрочем, до пятницы все еще может измениться.