Идущий к цели: как ветеран АТО на одной ноге покорил Говерлу
"Когда я лежал в киевском госпитале, то говорил побратимам: "Тренируйтесь, парни, со мной на Говерлу пойдете", - говорит Сергей Пандрак, доброволец батальона Айдар. В сентябре 2014 года в первом интервью для ЛІГА.net он рассказывал о своем боевом пути и настоящей войне, которой не было в сводках Генштаба. В этом материале - о жизни после войны.
Пандрак потерял левую ногу в бою за освобождение села Хрящеватое в Луганской области в августе 2014 года. Российские войска обстреливали позиции сил АТО из реактивных систем залпового огня, по украинским солдатам била тяжелая бронетехника. Сергей вспоминает: "Я получил ранение на поле у танка. 47 километров побратимы вывозили меня оттуда. В Луганском аэропорту в бункере оперировали пилой, ранение было серьезное. Сделали анестезию - 100 грамм виски и палку в зубы дали. Из Луганска в то время били минометы, артиллерийские установки. Затем было две операции в столице и две в Харькове. Нога ампутирована значительно выше колена. Осталось 27 сантиметров от тазовой кости. Это Бог оставил такой размер, чтобы я мог обойтись без поясов и наплечников (27 сантиметров позволяют использовать протез, - ред.)".
После Луганска Сергея отвезли в Харьков. Медицинская аппаратура показывала, что он не подает признаков жизни. Медсестра воспользовалась измерителем давления. "У него 20/60, он живой!" - закричала она. Через сутки боец вышел из комы.
Высоко в горах
Сергей любит горы. Вся его семья - лемки. Когда ему было пять лет, он впервые увидел Карпаты с высоты Говерлы - 2061 метр. С тех пор каждый год на День флага поднимался на гору: "В этом году это был мой 54 выход на День флага. Перерыв был только в 2014-15 годах. Шел с серьезной командой - 127 воинов со всей Украины". Перед поездкой погода испортилась. Всю ночь шел дождь. Земля была влажная, камни скользкие. Автобусы выбились из графика на четыре часа - восхождение должны были начать в 10:00 утра, а получилось в 13:30. Дорога к вершине заняла пять часов.
На гору Сергей поднимался без помощи протеза. Три с половиной километра шел на костылях с подлокотниками: "Преодолел первые 500 метров... Что такое 500 метров, когда ты идешь вверх? Это то же самое, что пять километров по равнине. Я не шел, а взбирался. Иногда нужно было запрыгнуть на камень высотой в метр. Меня поддерживали друзья, всегда один человек слева или справа страховал. Поднимался с одной мыслью - я должен это сделать".
Мимо тоже проходили люди. Кто-то поднимался, кто-то уже спускался. На Сергея смотрели с удивлением. И вот он оказался на вершине Говерлы - "так же, как это было в детстве с отцом и дедом". Они тоже были боевыми офицерами. Дед Теодор - польский офицер. В 1939 году попал в плен к немцам под Краковом. В 1943 году - в лагерь Освенцим, а после отбыл срок еще и в советских тюрьмах.
Спускаться с горы было труднее. Когда оставался один километр до спортивной базы внизу, начало темнеть и пришлось использовать фонари, чтобы найти дорогу. "Но я Говерлу очень хорошо знаю", - говорит Сергей. К десяти вечера он покорил гору в 54-й раз, а бойцы, его сопровождавшие, убедились наглядно: жизнь продолжается, несмотря на последствия войны.
Золотая мечта
12,5 лет Сергей занимался греко-римской борьбой, 18 лет играл в футбол и 40 лет занимался моржеванием. "Футбол я заменил на байдарку. Осваиваю новый вид спорта. Готовлюсь в следующем году выиграть чемпионат Украины по гребле на байдарках и каноэ среди паралимпийцев, затем чемпионат Европы и мира. А в 2020 году готовлюсь выиграть в Токио олимпиаду", - делится планами боец. Байдарку ему подарили друзья.
Но никакого шапкозакидательства. Золото на соревнованиях требует подготовки, говорит Сергей. Он ежедневно проплывает на байдарке 10-12 километров. Потом еще на велосипеде - более 30 километров, с аккумулятором, который помогает крутить педаль. "Кручу одной ногой. Я себе сделал пас на педаль, засовываю туда правую ногу без протеза и еду. На протезе крутить педали не могу".
У Сергея есть мечта - всех внуков научить кататься на лыжах. Вся семья с легкостью спускается со снежных трасс. Когда боец потерял ногу, то перешел на сноубайки: "Это все равно что кататься на одной лыже. В прошлом году я на нем съехал с Черной Клевы - 1719 метров". В протезе украинского производства не получается ездить, потому что аппарат боится воды и в нем не сгибается стопа. Протез купили за деньги налогоплательщиков в 2014 году за 120000 гривень. В ноябре этого года Сергей поедет на протезирование в немецкую клинику, где ему понадобится 50000 евро, которых у него нет. Но, кажется, и с этим вызовом он справится.
Война и счастье
Сергей побывал в эпицентре трех конфликтов: приднестровском в 1992-м, грузино-абхазском в 1993-94 годах, а также на полях российско-украинской войны. "После трех войн научился ценить каждую минуту жизни. Сейчас у нашего дома жена высадила 20 видов цветов. У меня душа радуется", - говорит мужчина.
Однако, несмотря на счастье просто жить, Сергей строит не самые радужные прогнозы на будущее войны России против Украины. Он убежден, что Путин может начать полномасштабную войну уже в ближайшие месяцы - это один вариант. Второй - в 2018-20 годах Украину ждут большие испытания, в том числе и новая война. И к этому он тоже готовится.
Последние полтора года Сергей создает союз участников боевых действий. Вместе с соратниками они учат людей на Волыни как вести себя, когда начинаются военные действия. В каждом селе они создают отряды самообороны из 20 человек, а в районах - 12-30 человек. Силами простых людей появляются резервные территориальные батальоны.
Нужно прекратить жаловаться, говорит Сергей. "У воина должна быть сила духа и сила воли. Я не потерял ногу, а отдал ее по команде моего самого главного главнокомандующего - Господа Бога".
Юлия Василина
для ЛІГА.net
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.