Камерный скандал: две версии об условиях жизни Тимошенко в СИЗО
Стоп-кадр из видеоролика, санкционированного пенитенциарной службой

До недавнего времени какой-либо визуальной информации о содержании Юлии Тимошенко в Киевском СИЗО не было. Но ситуация вдруг резко изменилась. Государственная пенитенциарная служба Украины на своем сайте опубликовала фотографии медицинской части СИЗО, где лечится экс-премьер. Практически одновременно в Интернете появилось в видео, на котором запечатлена камера СИЗО, в которой якобы содержали Тимошенко. Фотоизображения этой же камеры - №242 - на следующий день появились на сайте пенитенциарной службы. В помещении - плазменный телевизор на стене, корпусная мебель и даже цветы, картины и настенные часы. Еще на одном видео зафиксировали саму Тимошенко - в камере медчасти. Впрочем, эти материалы сразу же породили споры о правдивости фото- и видеоматериалов.

Руководитель группы защитников бывшего премьер-министра Сергей Власенко признал, что на видео заснята именно Юлия Тимошенко во время стандартной процедуры медицинского осмотра. В то же время он подчеркнул, что присутствуют элементы монтажа. "Ее снимают в каких-то непонятных ракурсах, в заранее заготовленных декорациях. Это стопроцентно животное наслаждение", - добавил он.

Защитник заявил, что сам факт подобной съемки - нарушение основополагающих прав человека. "Когда больной человек лежит, не может встать, говорит, не снимайте меня, а его снимают, это ненормально. Вы же видели, она встать не может, они могли там наставить все, что хотят, наделать все, что хотят. Это бред и маразм, и вся страна это обсуждает", - подчеркнул он.

В проведении съемки Власенко обвинил СБУ. "Она лежит в постели и приходят доктора. При этом врываются какие-то люди, которые представляются полковниками СБУ и в заранее заготовленных декорациях начинают съемку. Я уверен в том, что имя животного в погонах, полковника СБУ, который нарушал закон, будет объявлено всему украинскому народу. Потому что животных таких страна должна знать", - сказал он.

В свою очередь в СБУ опровергли заявление Власенко о причастности спецслужбы к скандальной съемке. "Сотрудники спецслужбы не могли проводить такую съемку. Это очередная фантазия господина Власенко", - сказала пресс-секретарь ведомства Марина Остапенко.

По ее словам, провести такую съемку технически невозможно, поскольку следователи СБУ посещают СИЗО только во время проведения следственных действий, и ни разу видеосъемка не проводилась. Она напомнила, что СИЗО является "режимным объектом, и каждый случай внесения на его территорию средств видео- и аудиофиксации и коммуникации регистрируется документально и согласовывается с руководством СИЗО". "Это легко проверить", - подчеркнула она.

Так или иначе, но Власенко пообещал обжаловать проведение видеосъемки Тимошенко в Генеральной прокуратуре, той же СБУ и Государственной пенитенциарной службе.

В то же время, в Партии регионов говорят, что обжаловать нечего. В частности, народный депутат, представитель президента в парламенте Юрий Мирошниченко заявил, что нарушения законодательства при проведении видеосъемки Тимошенко в СИЗО не было. "Я не вижу криминала в съемках. Я не знаю, было ли разрешение на съемку. Наверное, это снималось с разрешения СИЗО. Мы увидели, что там было несколько врачей, которые посещали Юлию Владимировну... Я не вижу здесь преступления", - сказал Мирошниченко.

Видимо, пытаясь усилить эффект от выложенных на обозрение фотографий тюремных камер, пенитенциарная служба сообщила о том, что Киевское СИЗО посетили народные депутаты Владимир Арьев и Юрий Гримчак, которые замечаний по поводу увиденного не высказали. Вот только сами парламентарии по данному поводу делали несколько другие комментарии.

На своей странице в Facebook Арьев отметил, что ремонт в камере N242 Киевского СИЗО - совсем свежий, а как она выглядела, когда в ней сидела Тимошенко, никто не знает."Мы попросили сначала пойти в камеру 242, где перед переводом в санчасть удерживали Тимошенко. Прошли через двор с нарисованными на стенах пейзажами, - видимо, чтобы дополнительно напомнить узникам о преимуществах свободы перед СИЗО, - и поднялись на второй этаж одного из корпусов. Номера на камере не было, хотя руководители детьми клялись, что это именно N242", - написал нардеп.

Первое впечатление, полученное им в камере, как пишет нардеп, - запах свежего ремонта."Действительно, фото камеры на сайте пенитенциарной службы очень похожи на то, что мы увидели, но... Весь антураж - свежий. От шкафа пахнет древесиной и клеем - как в мебельном магазине. Внутри лежат полочки и крепления - его даже до конца не собрали. Две коротеньких кровати, раньше было три. Одну убрали, чтобы сделать санузел с душем. Новое металлопластиковое окно, кондиционер. Опрятно сложенные чашки на тарелочках. Очевидно одно: всем этим еще никто никогда не пользовался", - передает впечатления Арьев.

В свою очередь Гримчак раскритиковал медицинское обслуживание арестованных в Киевском СИЗО. Он сообщил, что получил ответ от и.о. начальника Евгения Домбровского по укомплектованию медчасти этого пенитенциарного заведения. В документе указано, что по состоянию на 29 ноября этого года в Киевском СИЗО содержится 3853 человека, количество койкомест в медчасти - 98. "Наиболее интересный момент - штат врачей: 17 с половиной человек, один из которых - начальник", - отметил Гримчак. Депутат выразил недоумение по поводу того, как 17 врачей справляются с обслуживанием без малого четырех тысяч заключенных, многие из которых пребывают в заключении не год и не два и серьезно больны.

Тем временем Евгения Карр, дочь экс-премьера Юлии Тимошенко, встретилась в Брюсселе с комиссаром Европейского Союза по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефаном Фюле. Дочь оппозиционного политика пожаловалась еврокомиссару, что состояние здоровья Тимошенко - критическое.

Николай ЕРЕМЕНКО