Нетрудовые расходы. Чего регионалы хотят от Конституционного суда
Народные избранники просят Конституционный суд защитить их от антикоррупционного закона. Они так спешили удовлетворить антикоррупционные требования авторитетных международных структур, что впопыхах лишили себя права собственности. А также изрядно запутали ситуацию с обнародованием деклараций по новой форме. Эксперты полагают, что в КС депутаты обратились потому, что после выборов боятся повторить судьбу экс-премьера Юлии Тимошенко.
Читайте нас в Telegram: главные новости коротко
“Чтоб ты жил на одну зарплату”. Это страшное проклятье едва не стало реальностью для народных депутатов Украины. По новому антикоррупционному закону они не могут держать ни одной акции даже самого захудалого предприятия. С вопросом, не слишком ли они перестарались в борьбе с коррупцией, 53 парламентария от Партии регионов обратились в Конституционный суд. Депутаты также просят разъяснить, нужно ли чиновникам обнародовать свои декларации по новой форме уже перед выборами-2012 или можно подождать до 2013 года.
Собственность священна
Антикоррупционный закон, вступивший в силу 1 июля 2011 года, запрещает депутатам, президенту, премьеру, министрам, судьям (в том числе и судьям КС) входить в состав органа управления предприятий. Однако таким органом управления является и общее собрание акционеров. Таким образом, чиновники, у которых завалялась хоть одна акция, уже полгода нарушают закон.
Регионалы подали представление в Конституционный суд и просят признать неконституционным это положение пункта 2 части 1 статьи 7 закона «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».
«Речь о том, что само по себе наличие корпоративного права не может быть основанием для признания человека коррупционером. Сейчас по действующему закону наличие такого корпоративного права автоматически ставит госслужащего в статус коррупционера, и он вынужден продать акции. Таким образом, закон противоправно лишает его права собственности», - пояснил ЛІГАБізнесІнформ суть представления в КС регионал Владислав Забарский.
С тем, что депутаты выписали закон слишком жестко, согласны и эксперты. «Это в определенной степени перебор. Произошел он технически - из-за того, что закон долго прорабатывался большой группой людей, и когда сводили все правки и предложения, просто не обратили внимания на одно слово. Поэтому гораздо разумнее было бы принять технические изменения в закон, которые, кстати, уже в первом чтении приняты Радой, и вопрос сам по себе отпал бы», - отметил в комментарии ЛІГАБізнесІнформ руководитель Контактной группы в Украине Transparency International Алексей Хмара. А вот манипуляции с представлением в КС, по мнению эксперта, смахивают на попытку ревизии антикоррупционного законодательства.
Фактор Тимошенко
Вторая норма, которую оспаривают регионалы, гласит, что до 1 апреля 2012 года чиновники должны подать декларации, заполненные по новой форме - не только с доходами, но и расходами. То есть указав приобретенную недвижимость, автомобили и другие покупки стоимостью свыше 150 тыс.грн. Вести учет таких расходов следовало с момента вступления закона в силу, то есть с 1 июля прошлого года. Но само положение о новой форме декларации вступило в силу только с 1 января 2012-го.
«Вопрос исключительно в том, какую форму применять в 2012 году - ту, что предусмотрена статьей 12 закона, которая вступила в силу в этом году с 1 января, либо по этой форме декларировать доходы уже в 2013-м. С юридической точки зрения, на мой взгляд, не совсем четко и корректно выписана эта норма», - сообщил ЛІГАБізнесІнформ депутат Забарский. К предстоящим парламентским выборам, по словам регионала, это вообще никакого отношения не имеет. «В нашем представлении речь не идет о законе о выборах. А закон о выборах предполагает, что кандидаты в народные депутаты будут обязаны предоставлять свои декларации, заполненные по новой форме, потому что в отношении них эта норма будет действовать корректно и логично», - отметил он.
Эксперт Хмара же полагает, что фактор выборов все же присутствует. В частности, по его словам, часть нардепов лишатся своих мандатов и, соответственно, неприкосновенности. Часть министров - портфелей и влияния. «Форма декларации нова, и, естественно, в ней могут быть какие-то технические ошибки. А ответственность достаточно серьезная - от штрафов до двух лет тюрьмы. Люди просто боятся, что кто-то когда-то проведет ревизию их деклараций, и они окажутся в роли Тимошенко после потери мандата депутата или кресла чиновника. Это реальная причина, почему они так ухватились за период, с которого нужно декларировать расходы», - предположил эксперт.
Лучшее - враг хорошего
Как бы то ни было, положение о владении акциями предприятий действительно жесткое. А норма, касающаяся декларации доходов-расходов, в этом году может создать проблемы не только чиновникам первого эшелона, но и рядовым госслужащим. Возникает элементарный вопрос: о чем депутаты от Партии регионов думали, когда принимали антикоррупционный закон в нынешнем виде? Отвечают они на него на редкость единодушно: «Ну, вы же помните, как этот закон принимался!». Помним. Такое не забывается.
Новый антикоррупционный закон депутаты приняли в 2009-м, но больше года не решались ввести его в действие. Затем отменили, посчитав несовершенным. И принялись писать очередной. В первом чтении он был принят 23 декабря 2010 года. Во втором его принимали постатейно и постепенно - 3, 4 и 15 марта 2011-го. В результате несколько статей, в том числе и статью о декларациях, перенесли на повторное второе чтение. Рассматривали их на вечернем пленарном заседании 7 апреля 2011 года после 18:00. Депутатов в зале было меньше сотни.
Регионал Иван Вернидубов пояснил коллегам, что закон предлагается ввести в действие с 1 июля 2011 года, а статью о декларациях - с 1 января 2012-го. «В связи с этим предусмотрено, что декларирование расходов за 2011 год будет осуществляться с даты вступления закона в силу, то есть за второе полугодие текущего года». И председательствующий на заседании первый вице-спикер Адам Мартынюк подтвердил: «Сведения о расходах, только о расходах, подаются со дня вступления в силу этого закона. Все правильно, поехали дальше». Никто особо и не спорил - дело близилось уже к девяти вечера. Вот-вот должен был начаться матч между киевским «Динамо» и португальской «Брагой».
Следите за руками
Ничего страшного в пересмотре нескольких норм антикоррупционного закона нет, уверен регионал Владимир Макеенко, из КС документ вернется в Раду. «Парламент будет приводить законодательство в соответствие с Конституцией. Все равно закон будет проходить комитет, первое чтение, второе, и все это вы услышите и увидите», - сказал глава комитета по вопросам регламента.
Но где гарантии, что народные избранники снова не напортачат? Вице-спикер и оппозиционер Николай Томенко полагает: проблема в том, что такие законы власть принимает напоказ, а потом потихоньку отыгрывает неудобные для них позиции.
«Это двойные стандарты, двойная политика. Публичная - в интересах общества, а теневая - в личных интересах. Это порочный подход. Теряется смысл в таком публичном органе, как парламент. Мы публично обсуждаем, принимаем закон, а через КС или другим способом ключевые нормы из него вымываются. Это системная проблема, и это проблема зависимости Конституционного суда, поскольку все понимают, если власть подала в КС - она выиграет. Думаю, нужно больше говорить о реальной теневой политике, чтобы она не преобладала над публичной», - прокомментировал ситуацию Томенко.
Кстати, оппозиционеры еще во время работы над антикоррупционным законом неоднократно заявляли, что власть принимает его с оглядкой на европейские структуры. Мол, главное - как можно быстрее удовлетворить GRECO (Группу государств по противодействию коррупции Совета Европы), а насколько новые нормы логично выписаны и как они согласуются с другими украинскими законами - неважно. Депутаты от большинства не реагировали. Они внимательно следили за движением руки дирижера сводного оркестра кнопкодавов Михаила Чечетова. Взмах - голосование.
Но вот еще в чем вопрос: ограничится ли парламент при приведении документа в соответствие с Конституцией указанными двумя проблемными нормами или заодно попробует существенно откорректировать неудобный для украинских политиков и чиновников антикоррупционный закон?