План Б. Зачем власти новый закон о референдуме
Новый закон отдает подготовку и итоги всенародного референдума под полный контроль президентской вертикали
Парламентская фракция Партии регионов на прошлой неделе почти незаметно, под завесой скандалов в проблемных округах, протащила Закон "О всеукраинском референдуме". Документ, подготовленный регионалом Дмитрием Шпеновым, пролежал в Верховной Раде без рассмотрения более двух лет - в 2010-м он был забракован и отправлен на повторное второе чтение. 6 ноября законопроект достали, стряхнули пыль и приняли посредством 265 карточек для голосования - в первозданном, не отредактированном виде. Благодаря однопартийцам и союзникам у президента Виктора Януковича появилась возможность менять Конституцию и законы в обход Верховной Рады. Теперь закон ожидает подписи президента.

Вполне вероятно, что провластное большинство в новой Раде будет неустойчивым, и уж точно неконституционным. Закон о референдуме позволит Банковой навязать свою законодательную игру и оппозиции, и несговорчивым мажоритарщикам.

Что позволяет референдум

Закон устанавливает, что принимать новую Конституцию и менять действующую можно, используя механизм референдума. Назначить его могут только президент или Верховная Рада. Для этого потребуются подписи 3 млн. граждан в двух третях областей, причем не менее 100 тысяч подписей из каждого региона. В порядке изменения Конституции появляются новые субъекты - президент и Центризбирком, а Конституционный суд из этого процесса исключается.

Предположим, президент решил, что хочет избираться не на всеукраинском голосовании, а в Раде. Ранее этот вопрос требовал внесения изменений в Конституцию, а значит, согласования с КСУ и длительной, сложной процедуры в парламенте. Теперь же Януковичу достаточно будет дать отмашку на сбор подписей граждан. Местным органам власти дается пять дней на сбор 3 млн. подписей "за". Опять-таки за пять дней ЦИК должен проверить подписи и документы и сформировать комиссии, состав которых предлагается властью. После этого президент объявляет референдум. Решение референдума обязательно для исполнения.

Что можно провести через референдум? Все, что угодно - кроме госбюджета, налоговых вопросов и амнистии осужденных.

Автор закона - просто винтик. Он даже не понимает, что написал. Скорее всего, он сам и не писал, ему просто дали законопроект подписать и внести в Раду

В замечаниях главного юридического управления Верховной Рады от 2010 года, которые заняли 16 страниц, говорится, что закон дает возможность через инструмент референдума продлевать срок полномочий президента и досрочно прекращать полномочия парламента. Эксперты выразили сомнение и в независимости подобных референдумов: "Органы государственной власти и их должностные лица могут непосредственно влиять на его (референдума) окончательный результат практически на всех этапах его проведения. Поэтому сам результат референдума в таких условиях вряд ли можно будет считать отражающим реальное волеизъявление народа".

Вывод юридического управления ВР гласил: закон может быть принят в повторном втором чтении при условии устранения отмеченных проблем. Однако провластное большинство Рады необходимостью отредактировать законопроект Шпенова пренебрегло.

Позиция автора: все хорошо

Автор документа, регионал Дмитрий Шпенов содержание рисков в законе отрицает. В комментарии ЛІГАБізнесІнформ он заявил, что закон просто регламентирует механизм проведения референдума: "Он устанавливает виды референдумов по предмету - конституционный, законодательный, ратификационный и общий. И закрепляет конституционное право президента наряду с Радой назначать референдум. В старом законе это право не было предусмотрено".

"Четко установлены правовые последствия решений, принятых на референдуме - решение всеукраинского референдума по народной инициативе является окончательным, обязательным для исполнения и не нуждается в утверждении или одобрении парламентом и любыми другими органами власти", - отметил он.

Регионал призывает не забывать, что источник власти в Украине - народ, и реализовать он ее может не только через представителей (народных депутатов, другие избранные органы), но и напрямую - посредством референдума.

Комментируя опасения оппозиции о том, что с помощью референдума власть может переписать в Конституции процедуру избрания президента с общенациональных выборов на выборы в Раде, Шпенов заявил: "Что касается заявлений о том, что закон принимался исключительно под принятие изменений в Конституцию, то напомню, что законопроект о референдуме был подан мною еще в 2010 году, когда конституционная ассамблея не только не начала свою работу, но и еще даже не была создана (президентом Януковичем, - ред.)".

Новый закон, утверждает депутат, учитывает европейские рекомендации - в частности, одобренные в 2001 году Венецианской комиссией "Руководящие принципы для конституционных референдумов на национальном уровне", а также решение Конституционного суда от 2008 года по делу о принятии Конституции и законов на референдуме.

Мнения экспертов: все плохо

Руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко считает настоящим автором законопроекта министра юстиции Александра Лавриновича. "Скорее всего, он писал его в 2010 году - как механизм решения проблемы отмены политической реформы Ющенко. Но во время рассмотрения во втором чтении Рада проголосовала за изъятие из него возможности изменения Конституции на референдуме и отправила проект на повторное второе чтение. С такой поправкой он оказался не нужен, и о нем забыли. Два года и три месяца он лежал, а теперь его без рассмотрения в комитете, даже без раздачи депутатам вбросили в зал и проголосовали в редакции первого чтения", - сказал Колиушко корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ.

Один из авторов действующей Конституции, профессор Виктор Мусияка предупреждает, что закон о референдуме может привести к конституционному перевороту
Принятый закон о референдуме эксперт считает чрезвычайно опасным - фактически покушением на узурпацию государственной власти. Колиушко уверен, что в случае вступления закона в силу со страной можно будет делать все, что угодно. "Учитывая наши традиции, итоги последней избирательной кампании, можно уверенно сказать, что проконтролировать референдум никто не сможет", - говорит эксперт.

Один из авторов действующей Конституции, профессор Виктор Мусияка предупреждает, что закон о референдуме может привести к конституционному перевороту. "Закон не просто рискованный, он может окончательно перевернуть нашу пусть и квази, но все-таки правовую систему государства", - заявил он ЛІГАБізнесІнформ.

По словам Мусияки, закон позволяет провести через референдум в обход парламента любые изменения в Конституцию или принять новую. "Скорее всего, конституционная ассамблея предложит текст - он будет освящен представителями интеллектуальной элиты. Потом президент сможет его еще изменить как угодно, и документ будет вынесен на референдум и узаконен. Так мы получим нелицензированную, вследствие конституционного переворота,  псевдоправовую систему", - прогнозирует профессор.

Комментируя слова автора закона о том, что документ отвечает требованиям Венецианской комиссии, Мусияка сказал: "Шпенов - просто винтик государства в этом механизме. Он даже не понимает, что написал. Скорее всего, он сам и не писал, ему просто дали законопроект подписать и внести в Раду. С требованиями Венецианской комиссии расходится как минимум предусмотренная законом возможность выносить на референдум одновременно несколько вопросов".

В Совете Европы считают, что количество вопросов должно быть ограничено, дабы люди могли спокойно разобраться в том, что им предлагается. А когда вопросов куча, сказал Мусияка, то под прикрытием можно все что угодно протянуть. Кроме того, процедура формирования комиссий для организации и проведения референдума все сводит к тому, что процессом будет руководить власть, партии и общественные организации отставят в сторону.

Не надо смешивать референдум как действие прямой демократии с принятием законов. Согласно действующей Конституции, предусмотрен консультационный референдум, а единственный источник законодательства - Верховная Рада
Эксперт Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончукглавной проблемой нового закона считает административную вертикаль организации и подсчета голосов во время референдума. Она обратила внимание на то, что члены комиссий будут подаваться председателями областных, районных советов и главой Верховной Рады Крыма, а если этого не произойдет, то губернаторами. "Комиссии будут подчинены администрациям. Вряд ли они смогут считать голоса независимо от интересов президентской вертикали", - сказала она.

Конончук также напомнила, что действующая Конституция вообще не предусматривает возможности принятия нового Основного закона на референдуме. "А теперь такая возможность появилась. Это однозначно антиконституционное положение. Более того, оценку конституционности содержания законопроектов, которые могут быть вынесены на референдум, может и должен давать Конституционный суд, а в законе (о референдуме)  КСУ выведен за рамки этой процедуры - теперь этим будет заниматься президент или ЦИК", - констатировала эксперт.

По словам Конончук, ЦИК не обязана будет даже публиковать результаты голосования на референдуме - достаточно будет просто объявить их, чтобы решение вступило в силу. "Я уже молчу о том, что не надо смешивать референдум как действие прямой демократии с принятием законов. По действующей Конституции предусмотрен консультационный референдум, а единственный источник законодательства - Верховная Рада", - добавила она.

На вопрос, зачем партии власти новый закон, Конончук ответила: "Говорят, на референдуме может быть продлен срок пребывания президента в должности или изменена процедура избрания президента, но это еще цветочки. Закон содержит предпосылки для более серьезных манипуляций. Предметом референдума может быть признано все, что угодно, кроме тех вопросов, которые прямо запрещены Конституцией - бюджет, налоги, амнистия".

"Вынесут на рассмотрение новую Конституцию, по которой президент вообще не избирается или Украина перестает быть независимым государством, или у нас пять государственных языков, - все что угодно. Садится в кабинете один человек, пишет, президент дает отмашку, и вся система местного самоуправления реализует референдум", - резюмирует Колиушко.