Последствия пожара под Васильковом: мнение министра экологии
Фото: nefterynok.info

8 июня поздно вечером на нефтебазе сети БРСМ-Нафта в селе Крячки Васильковского района Киевщины начался сильнейший пожар, который не могут полностью погасить и до сегодняшнего дня. В результате детонации резервуаров с топливом погибли по меньшей мере четыре человека - один работник нефтебазы и трое пожарных. Травмы различной степени тяжести получили 14 человек. Двое сотрудников ГСЧС все еще считаются пропавшими без вести.

По данным Кабинета министров, на ликвидацию аварии выделено 40 миллионов гривень из государственного бюджета. История с пожаром на нефтянной станции стала одним из эпизодов громкого конфликта между СБУ и Генпрокураторой конфликта в силовых ведомствах Украины.

Каковы экологические последствия крупнейшего за последние годы пожара?

Сегодня министр экологии Игорь Шевченко провел тематический брифинг по ликвидации последствий пожара на базе БРСМ-Нафта, отказавшись при этом, ссылаясь на занятость, отвечать на вопросы журналистов.  Ниже - ключевые заявления минстра Игоря Шевченко о вреде, нанесенном экологии пожаром на БРСМ, о ликвидации последствий этой техногенной катастрофы и мерах профилактики.

Потушен ли пожар

Сегодня (утро 16 июня - ред.) заканчивается тушение пожара. Там есть еще небольшой факельный огонь, но в целом ситуация под контролем, она стабилизирована и я надеюсь, что в ближайшее время пожар будет потушен полностью

Об уровне загрязнения

Действительно, фотографии были впечатляющие и вызывали определенные панические настроения. Но, несмотря на такие картинки, воздействие на окружающую среду не катастрофично. Объем сгоревших нефтепродуктов не настолько велик, чтобы говорить о существенном вреде. Конечно, территории, которые находятся в эпицентре пожара нужно восстанавливать, рекультивировать почву и воду. Что касается окрестных сел, то серьезных угроз жизни и здоровью там нет. Хорошо, что во время пожара не было дождя,  не было осадков пыли. За время, когда осадков не было, весь этот дым растворялся в воздухе и концентрация вредных веществ сейчас небольшая. Даже если сейчас пойдет дождь, то большого риска все равно нет. По крайней мере, он не так велик, как об этом говорят псевдоэкологи.

О панике

Сейчас в СМИ много неправдивой и панической информации по поводу пожара в Киевской области. Также много неправдивой информации относительно участия министерства в ликвидации этого пожара, в том числе и моего личного участия

Последствия пожара под Васильковом: мнение министра экологии

Игорь Шевченко, министр экологии и природных ресурсов Украины

Об ответственных за ликвидацию

Ощущается, что люди, и журналисты в том числе, не понимают, какие полномочия есть у государственных органов. Начался пожар - этим занимается Госагентство по чрезвычайным происшествиям (ГСЧС - ред). Во время пожара они просто не допускали к месту пожара представителей экологической инспекции Украины и это правильно, потому что там была опасная зона. Потому в первые дни министерство там ничего не могло делать, даже не могло брать там пробы почвы и воды. Замеры воздуха делает санитарная инспекция, а не госэкологическая служба, которая подчиняется минприроды. Потому все вопросы по состоянию воздуха нужно задавать СЭС.

О работе Минэкологии и природных ресурсов

Мы отвечаем за воду и почву. 8 числа начался пожар, и уже 10 числа на месте были наши специалисты, выехала лаборатория, были взяты образцы почвы и воды с максимально приближенной, насколько это было возможно, территории. На непосредственное место пожара мы пока не можем зайти, потому что пожарные туда не пускают. Как только можно будет зайти на территорию базы, на которой происходил пожар, мы возьмем пробы почвы и воды, и тогда сможем говорить о каких-то цифрах и конкретных результатах, оценках влияния пожара на окружающую среду.

О критике

Я лично в пятницу 12 числа посетил место пожара. Раньше мне там просто было нечего делать. Некоторые политики, например, Ляшко, сказали, что меня там не было. Это абсолютная неправда. Я поехал не потому, что премьер-министр мне сказал туда поехать, а потому что только утром 12-го в 9 утра пожар был на тот момент погашен.Там провел срочное заседание, все посмотрел, узнал ситуацию. Говорят, что я во время пожара отдыхал где-то в Монако или в Ницце. Это все сплошная ложь и я не знаю, зачем Ляшко это все распространяет.

О сборе сорбента

Мы бросили клич по компаниям, которые вырабатывают сорбенты - это специальные химические вещества, которые деактивируют вредные химические вещества. Компании сразу отозвались и предоставили 5 тонн сорбента. Сорбенты - это очень важно, потому что раньше все утечки нефтепродуктов песком присыпали.

Уроки и меры профилактики

Первое: создать на базе ГосЧС современную электронную онлайн-систему раннего выявления пожаров на объектах повышенной опасности. Это датчики, которые должны быть там установлены и сообщать в ГосЧС о возникновения пожара. Потому что в конкретном случае с пожаром под Глевахой работники станции в первые полтора часа пытались затушить пожар своими силами. Это то время, которое стало критическим - если бы вовремя приехали пожарные, то такой масштабной аварии удалось бы избежать.

Второе: Если на тушение пожара, как сказал вчера премьер-министр Украины, потрачено около 40 млн грн. то на ликвидацию его последствий нужно будет потратить наверное несколько миллионов гривень. В том числе и на ликвидацию социальных последствий. Откуда брать эти деньги? Конечно, сейчас их выделит государство, но в целом все должно платиться из кармана тех предпринимателей, из-за недосмотра которых возникла эта ситуация. Я уверен, что необходимо повышать минимальные пороговые выплаты страховых компаний, которые выплачиваются в таких ситуациях. Каждое вредное производство должно иметь договор страхования. Но они всегда заключаются на минимальную сумму. Сейчас это 3 млн 400 тысяч гривень. Для такого масштаба пожара - это вообще ничего.

Третье: Необходимо законодательно закрепить за потенциально опасными предприятиями обязательство иметь определенное количество сорбентов на случай пожара. Это практика Евросоюза

Четвертое: Мы предлагаем утвердить на уровне Кабинета министров четкий протокол обмена данными и информацией в экстренных ситуациях. Сейчас уровень коммуникации между органами власти крайне низкий.


Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.