Путин и Медведев собирают войска
Президентские выборы 2012 года в Российской Федерации впервые за много лет вызывают живейший интерес, в них появилась интрига. Ожидаемая борьба Президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина обещает быть противостоянием двух разных взглядов на развитие России в будущем. Наличие разных взглядов при нежелании оппонентов идти на уступки рождает конфликт, а значит конфликт Путина-Медведева существует. От того, чьи аргументы окажутся убедительнее для российского избирателя, зависит многое. В том числе, от этого зависят и украинско-российские отношения, традиционно играющие ключевую роль и во внешней, и во внутренней политике Украины.
Сценарий развития событий на выборах Президента РФ интересен еще и потому, что каждые следующие выборы в Украине, так или иначе, учитывают опыт "старших товарищей". Разница лишь в успешности подражания. В Украине уже пытались скопировать российский сценарий преемственности президентской власти в 2004-м. Разыгрывали карту коммунистической угрозы в 1999-м. Отсюда вывод: к выборам Президента РФ-2012 следует, как минимум, присмотреться.
К слову. При рассмотрении грядущих выборов хочется попросту отбросить третий вариант и не рассуждать на тему, кто еще, кроме представителей "тандема", сможет серьезно бороться за пост Президента. Несмотря на то, что в избирательном бюллетене окажется более двух фамилий, выбирать россиянам предстоит лишь между Путиным и Медведевым. Вариант с самоотводом одного из них в пользу "продолжения общего курса" не рассматривается всерьез, во-первых, потому, что и Путин, Медведев, так или иначе, дали понять о своем намерении вступить в борьбу. А во-вторых, в этом маловероятном случае выборы просто теряют интригу и говорить о них не стоит: исход становится очевидным.
Путин: уважение и сила
Нынешний глава российского правительства Путин, подчиняясь требованиям Конституции РФ, в 2008 году уступил главное кресло высокопоставленному (был первым вице-премьером), но малораскрученному чиновнику Медведеву. Затем, чтобы снова возглавить Россию через четыре года. Этот предсказуемый сценарий ни разу не опровергался ни самим Путиным, ни российскими экспертами. А потому в противостоянии с Медведевым, ВВП делает акцент на том, что именно он - народный лидер, что за Путиным не только ключевая партия "Единая Россия", но и весь российский народ. Чего стоит только претенциозное создание "Народного Фронта" – всероссийского объединения общественных организаций, инициированного самим Путиным.
Во-первых, само название "фронт" подразумевает наличие врага. "Фронт" - название однозначное, простое и понятное, апеллирующее к эмоциям избирателя, к иррациональному восприятию происходящего. Российские политики, обращаясь к народу, всегда апеллировали не к разуму, но к чувствам, и Путин в данной ситуации не стал исключением. Во-вторых, уточнение, что фронт именно народный, призвано показать: народ - на стороне Путина, а те, кто с ним конкурируют, находятся по другую сторону баррикад.
О том, что Путин избирает агрессивную, силовую риторику как модель ведения кампании, свидетельствует также и состоявшийся в апреле отчет перед Госдумой о проделанной правительством работе. Путин говорил о промышленной мощи России, о "самоуважении", о том, что не позволит Западу диктовать условия и обо всем таком, что компактно укладывается в концепцию российской великодержавности. "Старо как мир", скажут скептики. Но то, что кажется банальным для одних, другим видится исключительно в свете надежности и является единственно понятными словами российского политика. Путин надеется на поддержку именно таких "других".
Медведев: Ipad и модернизация
Президент России, которого изначально никто не воспринимал как самостоятельную политическую фигуру, неожиданно обрел популярность. Причем источник популярности Медведев нашел в традиционно неудобных для представителей российской власти вопросах налаживания отношений с Западом, модернизации и, так сказать, осовременивания.
Став самым продвинутым юзером среди российских политиков, Медведев обрезал тонкий волосок, на котором держались надежды либеральной оппозиции типа СПС и "Яблока". Окончательно загнал в "подвалы" тех, кто пытался монополизировать прозападную риторику и критику закостенелых взглядов российской бюрократии. И пусть его любовь к гаджетам Apple выглядит немного комично, но в стране, в которой далеко не каждый чиновник освоил азы работы с ПК, это выглядит эффектно. Что же касается прозападности, то на постсоветском пространстве в этом грехе обвиняют всех, кто вслух не проклинает политику США и НАТО. Поддержка же Медведевым военной операции НАТО в Ливии укрепила за Президентом славу сочувствующего идеалам западной демократии.
О том, что Президент Медведев в своей предвыборной кампании сделает ставку на чуждые российским консерваторам, но вызывающий любопытство у нового поколения прогресс, модернизацию и свободу мысли красноречиво свидетельствует место проведения масштабной пресс-конференции 18 мая . "Меня выбирают умные", - как бы намекнул Медведев, общаясь с прессой не в кремлевском Дворце Съездов или концертном зале "Россия", а в здании инновационного центра "Сколково".
Стоит сказать, что Медведев выбрал едва ли не единственную политическую площадку, на которой у него есть шанс победить Путина. Логичным выглядит и то, что Медведев, фактически начав предвыборную кампанию, до последнего не перестает говорить о неделимости "тандема". Во-первых, на длительной дистанции обойти Путина шансов у него меньше - административный ресурс, оккупированный единороссами, все же больше принадлежит ВВП. Да и в харизме Медведев, даже с iРad в руке, Путину заметно уступает. Во-вторых, первый, кто открыто заявит о "политическом разводе", даст фору своему оппоненту, поскольку подобное заявление будет представлено обществу как предательство.
Что нам с того?
Какой исход президентских выборов больше устроил бы Украину? Для ответа на этот вопрос следует отдавать себе отчет в том, что проукраинский Президент России - миф, которому никогда не суждено стать реальностью. Поэтому при выборе "Путин - Медведев" идеального варианта для Украины быть не может. Может быть только менее худший.
Скорее всего, в случае победы Медведева второй его президентский срок станет более самостоятельным: отпадет необходимость быть верным "тандему", а значит, Россию ожидают перемены. О том, какими они будут в отношениях с Украиной, предсказать пока очень сложно. Но сыграть на смене настроений в характере своих соседей - обязанность каждого серьезного государства. С Медведевым без Путина можно будет договориться о многом из того, по поводу чего не удавалось в переговорах с Путиным. Предполагаемая (но не гарантированная) либерализация отношений с Западом в случае победы Медведева может избавить Украину от шантажа по типу сегодняшнего "или Зона свободной торговли с Евросоюзом, или Таможенный союз с Россией".
В случае победы Путина украинско-российские отношения, скорее всего, не претерпят серьезных изменений. Однако стиль работы Путина более понятен и предсказуем для сегодняшнего руководства Украины. Каким был Путин без Медведева, в Украине знают. Виктор Янукович и Партия регионов с ним работали и с определенной долей вероятности могут прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях. Каким будет Медведев без Путина, не знает никто. Поэтому, кто-то с некоторым опасением смотрит на возможность победы Медведева, несмотря на теоретические выгоды, которые может сулить Россия, единолично руководимая другом Стива Джобса.