Смерть Джарты поставила Банковую перед трудным выбором
e006a4915df22b9f4707b44b7a418e63.jpg

17 августа умер глава Совмина Крыма Василий Джарты. Непростой регион снова остался без хозяина, ведь полуостров всегда скептически смотрел на далекое киевское начальство, под какими бы флагами оно ни пришло к власти. По традиции автономная республика нуждается в автономном руководителе. Джарты был таким: сильный, авторитетный, его опасались оппоненты и недолюбливали многие союзники. С уходом Джарты у президента появилась проблема - кому доверить "пороховую бочку Украины", чтобы не допустить политической дестабилизации, сохранить число сторонников среди населения и влиять на экономические процессы.

Крымский донецкий

Всего за две недели до смерти Джарты представитель Администрации президента отметил важность и ценность председателя крымского Совмина. "В Крыму еще никогда не было такого покоя и порядка, как в настоящий момент. Все это - благодаря Джарты. Мы имели огромные проблемы и провокации в этом регионе. В Крыму 20 лет была опасная ситуация. Однако в настоящий момент все изменилось", - сказала побывавшая в Крыму советник президента Анна Герман. Можно с уверенностью сказать, что руководство Джарты устраивало партию власти и нравилось лично президенту.

Джарты был настоящим донецким политиком, всегда был членом команды, членом Партии регионов, поэтому далеко не для всех представителей разношерстной крымской элиты он стал своим. Многие его не признавали, но подчинялись – очень быстро Джарты подавил мятежные настроения. Арест однопартийца, экс-председателя Верховной Рады Крыма Анатолия Гриценко называют одной из необходимых мер, на которые пошел Джарты. Вообще огромное влияние на правоохранительную систему стало одной из визитных карточек Джарты на посту крымского премьера. И не удивительно - министр внутренних дел Анатолий Могилев и первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин не просто идеологические соратники, но и земляки бывшего мэра Макеевки. На этом посту Джарты находился в начале 2000-х.

В 2004 году на центральной харьковской площади мэр Евгений Кушнарев говорил: "В Харькове не будет ни киевской, ни донецкой власти! В Харькове будет только харьковская власть!". Похожим принципом в Крыму руководствовался и Джарты. Вопреки надеждам многих голосовавших за президента Януковича, Крым после победы бело-синих не бросился в объятия России. О том, что российской власти в Крыму не будет, Джарты дал понять, например, во время приезда в республику бывшего президента Крыма, а ныне гражданина России Юрия Мешкова. После того, как Мешков провокационно призвал крымчан браться за вилы, ответ Джарты не заставил долго ждать. Мешкову пришлось в срочном порядке ретироваться на новую родину.

В чем-то пригрозив, а в чем-то договорившись с крымскими татарами, Джарты удалось нейтрализовать и этот время от времени воспламеняющийся очаг нестабильности. Итак, меньше чем за год политическая ситуация в Крыму, к удовольствию президента, была стабилизирована. Но после смерти главы крымского правительства вопрос "как быть?" снова стал актуальным. И для Киева, и для крымских элит.

Достойных много - верных мало

В качестве нового крымского руководителя эксперты чаще всего называют (а власть официально не отрицает) трех человек – упомянутого уже главу МВД Могилева, главу Севастопольской горгосадминистрации и экс-главу МинЖКХ Владимира Яцубу и спикера крымского парламента Владимира Константинова. Едва ли президент и его окружение пойдут на то, чтобы изменить оправдавшей себя практике доверять крымский "трон" крымчанину.

По мнению политолога Вадима Карасева, новый крымский премьер будет кандидатом из центра. "Выбор будет определен параметрами управления Крымом, которые задал Джарты. Крым возглавит волевой, сильный человек, умеющий добиваться результата, не взирая, на сантименты и реакции руководителей. Это будет человек, похожий на Джарты. Вполне возможно, что это будет Могилев", - прогнозирует Карасев.

С тем, что у власти нет причин менять тактику назначения не крымского, но сильного, волевого и преданного человека, соглашаются и другие эксперты. Вот только, если столичные наблюдатели безучастно прогнозируют такое развитие событий, то, к примеру, нардеп и глава Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев всерьез обеспокоен подобной перспективой. Особенно пугает политика возможный приезд в Крым именно Могилева, отношения с которым у татар, мягко говоря, прохладные.

"Самым глупым было бы решение прислать сюда Могилева. Человека, натворившего столько всего отрицательного в Крыму и наговорившего гадостей в прессе против не только крымских татар, но и всех депортированных народов, ставить во главе правительства выглядело бы крайне неумным", - подчеркнул Джемилев.

"А если руководствоваться другими соображениями, не обязательно привозить из-за пределов Крыма. Ведь и здесь достаточно много специалистов, которые могли бы справиться с полномочиями главы правительства", - отметил Джемилев. Однако едва ли его не лишенное смысла замечание разделяют в Администрации президента. Скорее всего, в самое ближайшее время Крым снова возглавит донецкий. Донецкий в смысле "не крымский". Это может быть и кто-то донецкий, как Могилев, или днепропетровский, но плотно поработавший с донецкими, как Яцуба. Специалистов в Крыму, как говорит Джемилев, много. Но соответствующих параметрам, заданным Банковой и достигнутым Джарты, – вряд ли.