Трудности слияния. Оппозиция пытается убедить, что она едина
Вместо "акта соборности" лидеры оппозиционных партий подписали пока что абстрактное заявление об объединении. Стало окончательно ясно: единого партийного списка не будет. В лучшем случае подписанты не будут ставить друг другу подножки в мажоритарных округах, кандидатов на которые выберут согласованно.
Митинг оппозиции на Софийской площади в Киеве прошел оперативно. Собрались, помолились, послушали лидеров, заявили об объединении, спели гимн и разошлись. Уложились в два часа. Правда, объединилась не вся оппозиция, да и не совсем объединилась. Все происходившее с натяжкой можно было назвать попыткой реализации предвыборного плана Юлии Тимошенко.
Зелень на снегу
Сразу бросилось в глаза полное отсутствие сотрудников спецподразделения "Беркут". За последний год они стали неизменными спутниками оппозиционных акций. А тут вдруг - ни одного шлема, ни одного автобуса, ни одного автозака на площади и поблизости. Даже простых милиционеров не было видно, хотя людей собралось несколько тысяч. Впрочем, не исключено, что группу правоохранителей и технику "под митинг" спрятали от людских глаз во внутреннем дворе стоящего в сотне метров столичного ГУ МВД (на всякий случай, как бы чего не вышло).
Вместо шеренг "Беркута" вдоль улицы Владимирской (от Прорезной до Софийской площади) выстроились студенты и пенсионеры. В руках они держали ярко-зеленые знамена Фронта змін. Тот же ярко-зеленый цвет доминировал и на митинге. Конечно, там были знамена БЮТ, Свободы, Нашей Украины, Народного Руха, партии Реформы и порядок, УДАРа, УСДП. Было несколько национальных флагов и один красно-черный.
Но сочная зелень перекрывала все. К тому же, сторонники Фронта змін были одеты в курточки в тон флагам. Так что, конкурировать с этой гаммой мог только белый снег, который шел в Киеве весь день. В такой радужной (с доминированием зеленого) атмосфере начался митинг. Открыли его молитвой священники украинских конфессий.
Юлины рецепты
Из политиков к микрофону сначала подошел первый замглавы ВО Батькивщина Александр Турчинов. Сперва отчеканил свою речь: громко, фактически криком, и сурово (даже слишком). Затем зачитал обращение Тимошенко из Качановской колонии. Тимошенко определила, чего больше всего боится власть - единства оппозиции. И даже сформулировала предвыборный лозунг: "Одна команда - одна победа".
"Главное - не провести несколько десятков своих соратников в Верховную Раду, а вывести страну из сумрака… хватит объединяться перед расстрелом, давайте объединяться перед свершениями!" - озвучивал слова лидера партии Турчинов. Тимошенко и ранее из-за решетки призывала оппозиционеров идти на выборы единым списком. Их заявление, подписанное на Софийской площади, показало - это невозможно. Похоже, только европейские демократы объединяются "за пять минут до расстрела". Наши созреют после.
Затем на сцену вышел писатель Василий Шкляр. Автор "Черного ворона" также говорил о единстве: "Я хочу обратиться к партии Батькивщина, способны ли вы сегодня самостоятельно спасти Украину? Нет. Вы даже неспособны спасти Юлию Тимошенко. Скорее всего, она спасет вас". Возможно, оппозиционеры прислушались к совету Тимошенко взять в свою обойму моральный авторитет "уровня Лины Костенко". Она, правда, предлагала поставить такой авторитет во главе единого списка. Но за неимением такого списка достаточно и выступления на митинге. Это было свежо, поскольку с каждым годом все тяжелее слушать неизменного Дмитра Павлычко. Впрочем, без него и в этот раз не обошлось.
Пакт о ненападении
"Пактом о ненападении" ближе к вечеру воскресенья назвал лидер Гражданской позиции Анатолий Гриценко заявление оппозиционеров об объединении. Действительно, никакого единого партийного списка не будет. Договорились выдвигать единого кандидата от подписантов в мажоритарных округах, сотрудничать в территориальных избиркомах и не поливать друг друга грязью во время предвыборной агитации.
Сам Гриценко под документом свой автограф не поставил. Сказал, что попросил его для ознакомления, но не получил. Час спустя после завершения оппозиционного митинга пресс-служба Украинской социал-демократической партии распространила заявление о том, что Гриценко подписал Манифест общественной солидарности с УСДП Наталии Королевской и Европейской партией Николая Катеринчука.
Прямо на сцене у стен Софии Киевской подписал заявление лидер УДАРа Виталий Кличко. С оговоркой, что единые кандидаты в мажоритарных округах будут определяться через праймериз. Само заявление на митинге огласили, но какие партии к нему присоединились - не объявили. В самом деле, к чему такие подробности людям, два часа простоявшим на морозе в ожидании "акта соборности" оппозиционных сил? Недоумевающим журналистам организаторы ситуацию пояснили просто: "Подписали все, кто входит в Комитет сопротивления диктатуре и Кличко".
Мужские угрозы
Несмотря на отчасти сомнительный результат, пламенных и многообещающих речей прозвучало предостаточно. "Мы должны бороться… Я как никто другой знаю, что без борьбы победы не бывает", - вещал Кличко на довольно неплохом украинском. Такая фраза из уст лучшего на сегодняшний день боксера должна была бы насторожить любого соперника.
Лидер Свободы Олег Тягнибок пригрозил президенту импичментом, а правительству Азарова отставкой. "Кто сказал, что мы должны ждать до 2015 года, кто сказал, что эту банду нельзя отправить в отставку уже сейчас?", - поинтересовался он и анонсировал закон об импичменте после победы на парламентских выборах демократических сил.
Лидер Фронта змін Арсений Яценюк тоже на угрозы не скупился: "Одним из первых решений (нового парламентского большинства, - ред.) будет создание Специального следственного комитета по поводу тех злоупотреблений и преступлений, которые совершила сегодняшняя власть!".
Не скупился Яценюк и на обещания потенциальным избирателям. Выступал он последним. Представили его наиболее торжественно. С прицелом на будущее: как человека, который "знает как изменить жизнь украинцев к лучшему". Кажется, где-то мы уже слышали об "улучшении жизни". Финал акции только усилил ощущение дежавю. "Мы поверили вам в последний раз!" - кричали люди спускающимся со сцены лидерам. Никак не отреагировав на это напутствие, оппозиционеры отправились возлагать цветы к памятникам Михаилу Грушевскому и Тарасу Шевченко.