Выборы: грязновато по спискам, в округах - местами беспредел
Глава штаба Партии регионов Андрей Клюев (слева) должен быть доволен результатами на мажоритарке. Фото: partyofregions.org.ua

В воскресенье, 28 октября, сразу же после 20:00 на Михайловской площади в Киеве толпа, как бы празднующая День освобождения Киева от фашистских захватчиков, "выстрелила" вверх флагами Партии регионов. Тина Кароль запела со сцены "День Победы". На фоне партийных стягов власти выглядело все это странно: воображение отказывалось рисовать слезы победы на глазах Николая Азарова. Кстати, сам премьер и первый номер списка ПР передвигался по пресс-центру партии в гостинице "Интерконтиненталь" в окружении четырех охранников, как римский консул в окружении ликторов. На пресс-конференции, не предполагавшей вопросов прессы, Азаров нагрубил журналистке Соне Кошкиной, назвав ее "жертвой режима". В этой игре "пни журналиста" премьеру подыграл его зам Борис Колесников. Обидевшись на вопрос о том, почему бюджет с повышенной активностью финансировал только восточные округа, заданный журналистом Мустафой Найемом, вице-премьер обвинил последнего в публикации "джинсы". Больше вечер выборов в пресс-центре партии власти ничем особым не запомнился. Регионалы были спокойны. Стало понятно, что норматив в 30% они выполнят, повода для суматохи нет. В целом выборы прошли во многом так, как предсказывала ЛІГАБізнесІнформ: фальсификации удается (кроме Киева) прятать, вмешательство админресурса на стадии отбора кандидатов, манипуляции с нарезкой округов и составом комиссий помогли власти получить пристойный результат. Сюрпризом, однако, стали высокие показатели Свободы и КПУ, а также более низкие, чем ожидалось, результаты УДАРа. В целом - с учетом Свободы - недообъединенная оппозиция одержала моральную победу, а большинство в Раде сформирует власть. 

Легитимность выборов. Киевский провал Левочкина

Как сообщалось ранее, перед властью стояла сложная задача: обеспечить нужный результат (в том числе по мажоритарщикам), но при этом добиться признания выборов международным сообществом. С последним пока не очень: миссии ОБСЕ, ПАСЕ, НАТО и Европарламента заявили, что выборы стали шагом назад в сравнении с прошлыми, отметив использование админресурса и неравные условия для власти и оппозиции. Кроме того, сообщество международных наблюдателей устами одного из своих лидеров Маркуса Мекеля сообщило, что "выборы были свободными, но не честными" - из-за тюремного заключения Юлии Тимошенко и других политических лидеров.

В плане подсчета голосов все получилось без сюрпризов: больше всего админресурс был задействован в восточных областях, где норматив для ПР был установлен на уровне 60-70%. Работавшие в Донецке наблюдатели и политики, с которыми в телефоном режиме общался корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, отмечали, что по области массово "крутили карусели", а также была завышена явка избирателей. За счет востока Партия регионов сумела прибавить традиционные 5-7% голосов. Но подобное происходило всегда.

Если не основные, то самые заметные конфликты, которые могут основательно подпортить реноме выборов, происходили в одномандатных округах. Относительно чистые партийные выборы с переносом давления на мажоритарку - сознательная тактика власти, желающей преподнести комплексное воздействие админресурса как перегибы на местах и конфликты отдельных мажоритарщиков. Однако в штабе ПР, похоже, не учли, что самые грязные фальсификации в пользу провластных кандидатов произойдут как раз в Киеве и Киевской области - в самых заметных для СМИ и наблюдателей регионах. Изначально вырабатывая стратегию и тактику поведения на выборах в столичном регионе, власть планировала сделать ставку на самовыдвиженцев, снабдив их скрытой поддержкой. По замыслам Банковой, ресурса должно было хватить на то, чтобы выиграть в Киеве и области стерильно, продемонстрировав миру честность и открытость украинской власти. Получилось совершенно обратное: отдав мажоритарщикам на откуп (в прямом смысле слова) формирование комиссий и агитацию, Банковая недооценила стремление стать депутатами кандидатов, которые потратили на выборы до $5 млн. Они устроили в Киеве и области такие грязные выборы, что поставили власти перед дилеммой: пожертвовать несколькими мажоритарщиками или нарваться на еще более жесткую критику западных наблюдателей. Отвечать за решение этой дилеммы придется главе администрации президента Сергею Левочкину, который, по иронии судьбы, курирует выборы в столице и работу по легитимации выборов на Западе.

Все, кроме Королевской, счастливы. Лица, правда, у всех кислые, кроме Свободы, но не признать выборы, где празднуют все, нельзя
По состоянию на вечер вторника ситуация с рядом столичных округов выглядела более чем подозрительно. Обработка протоколов в 217-м округе Киева, по которому от оппозиции баллотируется Александр Бригинец, остановилась на отметке 3,76% - из-за того, что комиссиям никак не удавалось вырвать победу для регионала Вадима Столара. Благо, к утру подсчет голосов все же пошел (пока лидирует Бригинец). Еще более вопиющая ситуация наблюдалась в 95-м округе области: там регионала и ректора Налоговой академии Петра Мельника в три раза опережал оппозиционер Вячеслав Кутовой, его победу показывал параллельный подсчет голосов. Созвонившись с одним из наблюдателей на округе около 15:00, корреспондент ЛІГАБізнесІнформ узнал, что членов участковых комиссий отправили из окружкома назад - переписывать протоколы под Мельника, чем запершиеся в комнатах члены комиссии якобы и занялись. Так было и на других округах Киева и области: в 97-м, где согласно независимому подсчету оппозиционер Павел Ризаненко побеждал ставленника Азарова Сергея Федоренко (по состоянию на утро вторника выигрывает самовыдвиженец Николай Семеняка); в 215-м, где борются секретарь Киевсовета Галина Герега и свободовец Андрей Ильенко; в 214-м - соратник Леонида Черновецкого Олесь Довгий и ударовец Виктор Чумак. В 211-м округе (Голосеевский район Киева) ситуация вообще дошла до пещерного абсурда: наблюдатели рапортовали, что окружком оказался захвачен 50-ю крепкими молодыми людьми, предположительно аффилированными с кандидатом-регионалом Игорем Лысовым. Молодые люди просто перестали пускать членов участковых комиссий в окружную.

При этом, несмотря на очевидный беспредел в столице, выборы, скорее всего, будут с оговорками, но признаны. Ключ к ответу на вопрос "почему?" содержится в словах одного влиятельного регионала, сказанных корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ вечером дня голосования: "Как видишь, все, кроме Королевской, счастливы. Лица, правда, у всех кислые, кроме Свободы, но не признать выборы, где празднуют все, нельзя". И это в общем-то правда. О своей победе отрапортовала и власть, и подзабывшая на несколько дней о Тимошенко оппозиция. Все получили почти то, на что рассчитывали, выполнили обязательства перед спонсорами и списочниками. Словом, как это ни странно звучит, власть пришла в этом отношении к определенному компромиссу с оппозицией.

Конфигурация Рады

Сформировать однопартийное большинство у Партии регионов не получится. Хотя поставленный план в 30% пока что даже перевыполняет: по итогам обработки 88,61% протоколов участковых комиссий - уровень поддержки избирателей 31,68%. С учетом небывало высокого результата КПУ, только депутатов от этих двух фракций хватит для формирования простого большинства - вместе КПУ и ПР набирают 226 карточек для голосования. При этом самовыдвиженцы и представители непроходных партий собирает 50 мест. То есть конституционного большинства у власти, даже при тотальном вхождении "болота" в коалицию, не будет. Можно предположить, что вопроса о сборе 300 голосов в краткосрочной повестке дня у власти нет, так как без тушкования оппозиционных фракций (Батькивщине, УДАРу и Свободе на троих пока что светит 173 мандата) не обойтись. Кроме того, ожидаемый высокий уровень лояльности полусотни "независимых" снижает стоимость золотой акции коммунистов. Так что, скорее всего, провластное большинство будет сформировано спокойно, без авралов.

А вот внутри оппозиции формируется опасная ситуация. Результаты голосования оказались несколько неожиданными: намного меньше предполагаемого получил УДАР. Как полагают эксперты, из-за того, что партия не сумела мобилизовать свой относительно молодой электорат и не оправдала запрос части избирателей на жесткую конфронтацию с властью. Лидирует по спискам Батькивщина, за второе-третье места в нише оппозиции борятся УДАР и Свобода. При это все три политисилы заходят в Раду примерно на равных условиях, все они возглавляются молодыми амбициозными лидерами, каждый из которых уже заглядывает в 2015 год. Такой микроклимат пока дает мало надежд на то, что сотрудничество оппозиционных фракций будет гладким. И, соответственно, повышает шансы власти поиграть на этих противоречиях Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягнибока и их партий.

Обновление вертикали

Ключевой интригой ближайшего времени, без сомнения, будет вопрос изменений в правительстве. По итогам политреформы-2010, с избранием новой Рады старый Кабмин автоматически в отставку не отправляется - все в руках президента. Однако наблюдатели и политики ожидают, что определенные перемены в исполнительной власти все же произойдут. Успех Партии регионов на выборах будет использован для реализации своих интересов начальником избирательного штаба и секретарем СНБО  Андреем Клюевым. Кроме того, карьерный рост в случае хороших показателей ПР предварительно обещан некоторым губернаторам. Например, губернатору Днепропетровской области Александру Вилкулу. Кандидаты на выход из Кабмина тоже известны: все министры, получившие проходные места в списке ПР - сам Азаров, Сергей Тигипко, Дмитрий Табачник, Борис Колесников, Александр Лавринович, Анатолий Близнюк, а также самовыдвиженцы Виктор Балога и Петр Порошенко.

Хотя главная загадка - будет ли отправлен в отставку сам Азаров. И произойдет ли его замена на кандидата из ближайшего окружения президента - Сергея Арбузова. В плане усиления административного влияния Семьи следует рассматривать и судьбу главы президентской администрации Сергея Левочкина. Если с признанием выборов на Западе возникнут проблемы, говорят, вероятна его замена на Виталия Захарченко. Пока все это лишь предположения. В реальности состав следующего Кабмина еще не знает никто. Не исключено, что Виктор Янукович тоже.