Янукович и предприниматели: "кошки-мышки" продолжаются
"Бизнес не уйдет с Майдана, пока Янукович не ветирует Налоговый кодекс". Подобные заголовки за последние десять дней стали атрибутом большинства украинских изданий. В шестую годовщину "оранжевой революции" произошло нечто- люди задали вопрос власти и потребовали немедленного ответа. Почему-то кажется, что именно такая "проверка реакции" и стала, наконец, первым по-настоящему серьезным экзаменом для Президента Виктора Януковича. И не столько потому, что гордящиеся своей аполитичностью палатки на главной площади Украины каким-то образом угрожают прочности вертикали власти. Проверка в том, насколько Президент умеет "сохранять лицо" в некомфортных ситуациях, владеет ли он навыком переубеждения. И вообще: по реакции лидера на подобное "непослушание" своего народа можно спрогнозировать его политическое будущее.
С момента предпринимательского ультиматума от В.Януковича ждали действий, заявлений, гнева, чего угодно, только не пассивности. Ждали не только митингующие предприниматели. Ждали все, кто традиционно с интересом наблюдает за событиями политической жизни. Ожидания народа прекрасно понимали в Администрации Президента. Понимали на Банковой и то, что игнорировать не самый малый электоральный сегмент - предпринимателей - нельзя. Чревато последствиями, даже если следующие выборы состоятся лишь в 2012 году.
И как результат - на следующий же день нового Майдана В.Янукович заявил, что готов к диалогу с митингующими. О чем это говорит? Ни о чем, кроме того, что Президент решил, во-первых, потянуть время. Во-вторых, сохранить "лицо демократа". Оставив, таким образом, народ в томительном ожидании на какое-то время, "добрый" В.Янукович дал слово "злым боярам" - соратникам по Партии регионов, которые принялись тотчас же стращать собравшихся на Майдане бесперспективностью их инициатив.
Так, Вадим Колесниченко заявил, что дело принятия Налогового кодекса, да и вообще важные государственные решения - прерогатива политиков, а не толпы. "С толпой разговаривать бессмысленно. Тем более, на митинге обсуждать вопрос составных Налогового кодекса ни один разумный человек себе такого не позволит", - сказал депутат.
Его слова о "разговорах с толпой" стали логичным продолжением эмоциональной реплики Вице-премьера Сергея Тигипко. "Как говорил профессор Преображенский: "Не люблю пролетариат". Народное обсуждение Налогового кодекса - это бред. Такие вещи должны делать профессионалы", - сказал политик в эфире телеканала "Интер".
Заявления членов команды власти несколько дезориентировали ожидающих ответа Президента предпринимателей. Результатом этой дезориентации стало еще большее упование на волю главы государства. Но в то же время и обозлило.
Итак, к чему же пришел "бизнес-Майдан" на третий день акций протеста? Вряд ли к тому, зачем он был создан. Ведь на Майдан предприниматели пришли затем, чтобы влиять и контролировать, влиять на судьбу Налогового кодекса и контролировать ситуацию в целом. Получилась же следующая картина: а) Президент заявляет о готовности к диалогу, однако не называет точной даты; б) команда Президента заполняет затянувшуюся паузу надменной демонстрацией превосходства над собравшимися; в) заместитель Администрации Президента Анна Герман говорит о том, что вероятность ветирования В.Януковичем Налогового кодекса велика, но "давайте несколько дней подождем. Следите за главным сообщением, оно появится от самого Президента". С одной стороны - похоже на банальную волокиту или издевательство. С другой - растет вероятность того, что пыл протестующих с каждым днем "простоя" начнет угасать.
Оппозиционные политики, наивно полагающие, что предпринимательский Майдан примет их сначала под свое крыло, а затем и даст порулить, в значительной мере выступили в роли раздражителя. Как ни парадоксально бы звучало, но бизнес-Майдану стал нужен Президент. В.Янукович заставил себя ждать, а, стало быть, по всем законам, своим появлением воодушевил. Любопытно, на Банковой работают профессиональные социальные психологи, или у В.Януковича все так удачно получилось случайно? Скорее всего, социальных психологов на Банковой нет.
На шестой день затяжной акции протеста Президент таки уделил внимание митингующим, причем уделил внимание самым выигрышным для себя способом - лично пожаловал в "Місто волі" на столичной площади Независимости. Визит В.Януковича в палаточный городок носил неофициальный характер. По видеозаписи, появившейся в Интернете, складывалось впечатление, что это не лидер ненавистной для предпринимателей власти приехал для серьезного разговора, а заботливый родитель навестил своих отпрысков в пионерском лагере.
"Пойдемте чай попьем, Виктор Федорович?", - слышен голос революционера. "А пойдемте!", - с улыбкой на лице отвечает предводитель режима. Более отметить нечего, так как по существу на той встрече Президент так ничего и не сказал. Разве что: "Вам Премьер-министра оставлять? (В.Януковича сопровождал Премьер Николай Азаров, - ред.). Будете договариваться? Помните, я на вашей стороне".
Тем временем на главной площади страны митингующие делятся на своих и чужих, на сторонников создания политической партии и противников этой идеи, спорят о том, вносить ли требование о роспуске Верховной Рады или не вносить. Революционные настроения сменила внутривидовая борьба, которая неизвестно чем бы закончилась, если бы В.Янукович не решил окончательно закрепить за собой образ мудрого и доброго правителя, ради блага народа способного исправить ошибки нерадивых подчиненных, а то и, не ровен час, наказать кого следует.
30 ноября в "Борисполе", перед отлетом в Казахстан на саммит ОБСЕ, В.Янукович все же ветировал Налоговый кодекс. "Я наложил вето и считаю, что ситуация, которая сложилась, полностью приемлема для того, чтобы мы действительно создали документ, который соответствует цели модернизации экономики страны", - заявил Президент перед посадкой в лайнер.
Казалось бы, предприниматели победили. Их требования, их недельное пребывание на Майдане оказалось действенным орудием борьбы против "антинародного режима".Но что значит "вето"? То, что в Украине не будет Налогового кодекса, ущемляющего в правах малый и средний бизнес? Кто сказал? Кто сказал, что "подправленные" нормы Налогового кодекса окажутся лучше? Вопросов много, а пока говорит Президент. В.Янукович заявил, что рабочая группа, которая создана из представителей Кабмина, Администрации Президента и представителей бизнеса до четверга должна отработать изменения в отдельные разделы кодекса.
"Они наработают изменения, которые я рассмотрю в четверг, и в случае, если они будут соответствовать тем требованиям, которые стоят перед этим кодексом, я их подпишу и подам в парламент", - сказал В.Янукович.
Все бы хорошо, но смущает наличие некоторых рисков, так как любые риски в политике имеют обыкновение быстро воплощаться в жизнь. Во-первых, кто эти люди, которые будут делать "работу над ошибками"? Уж не те ли самые специалисты, которые готовили принятую парламентом, более чем противоречивую редакцию документа? Присутствие в рабочей группе представителей бизнеса также не должно вводить в заблуждение. При наличии нескольких конкурирующих центров внутри предпринимательского протестного движения, о котором говорили в последние дни, в рабочую группу могут попасть наиболее "лояльные из нелояльных".
Во-вторых, что значат слова Президента об "отдельных разделах" Налогового кодекса, которые подлежат пересмотру? В течение всего бизнес-Майдана звучали самые разные претензии практически ко всему документу. Не станет ли пересмотр отдельных разделов "заменой окон в разрушенном доме"?
И, наконец, ветирование Налогового кодекса дает власти надежду на то, что бессрочная акция протеста прекратится и Майдан "рассосется". Есть риск, что "отретушированный" кодекс мало чем будет отличаться от ветированного. А второй раз собрать бизнес-Майдан, да еще в преддверии новогодних праздников, может оказаться весьма затруднительно. Тем более, что площадь в центре Киева можно занять новогодней елкой, детскими аттракционами и чем-нибудь еще, лишь бы не допустить повторного прихода митингующих бизнесменов.
Таким образом, на лозунг "Бизнес не уйдет с Майдана, пока Янукович не ветирует Налоговый кодекс" власть вполне может ответить: "Ветировал, уходите. А дальше мы как-то без вас". Словом, игра в "кошки-мышки" еще не окончена, "кошки" пока не сыты, да и "мышки" пока целы.