Зачистил Одессу. Почему Янукович обрушил клан Маркова
Формирование кланов в Украине началось спустя несколько лет после основной волны криминальных разборок 1991-1995 годов. Закатав в асфальт большую часть оппонентов, вчерашние вышибалы и рэкетиры были вынуждены искать способ удержания полученных денег с помощью силовых органов, мэрии и местных советов. С этого момента в Украине появились кланы, самый сильный из которых сегодня контролирует Администрацию президента. Редакция ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, почему клан Игоря Маркова в Одессе стал неугоден клану Виктора Януковича.
Детально о деле Маркова редакция ЛІГАБізнесІнформ писала в октябре. Сразу после ареста Маркова под прессом оказались члены партии Родина и бизнес Маркова. Но дальше должностей лишилась вся вертикаль одесской власти - губернатор Эдуард Матвийчук, мэр Одессы Алексей Костусев и глава облсовета Николай Пундик. Все они так или иначе были связаны с Марковым либо дружескими связями, либо связями в бизнесе. "Матвийчук пустил в ход весь административный ресурс, чтобы усадить Костусева в кресло мэра. После этого - протолкнул Маркова в парламент. Пундика убрали, потому что он был назначен главой облсовета как советник Матвийчука. При этом людей Маркова назначали на должности в Одессе без лишних вопросов", - рассказал ЛІГАБізнесІнформ одесский политик, член фракции УДАР в Раде Эдуард Гурвиц.
Главная версия событий звучит так: Марков под вывеской пророссийского курса пытался создать в Верховной Раде собственное политическое крыло. Членами неформальной группы Маркова в СМИ называли Виталия Барвиненко, Александра Пресмана, Вадима Колесниченко, Олега Царева, Александра Онищенко и Нестора Шуфрича. "Игорь - наш товарищ. Он боролся вместе с нами с 2005 года. Мы обязательно должны проследить, чтобы те события, которые сегодня имеют место вокруг него, были исключительно в рамках закона", - заявил Шуфрич.
Барвиненко, которого также называли товарищем Маркова, рассказал ЛІГАБізнесІнформ, что познакомился с опальным одесским политиком в 2009 году. "Нормальные были взаимоотношения, как у многих в Одессе друг с другом. Никакого совместного бизнеса у нас не было", - отметил Барвиненко.
В Администрации президента Маркова никто всерьез не воспринимал, пока его группа не перешла от слов к делу и перестала поддерживать необходимые правительству законопроекты. Тогда на Банковой было решено раз и навсегда закрыть вопрос "альтернативных" течений на примере клана Маркова: если ты начал свою игру - мы тебя уничтожим.
Версия вторая: наглость
Еще одна версия гласит, что арест Маркова и развал его клана - результат конфликта с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым. Арбузов, как представитель интересов Семьи президента Януковича, помимо своей основной работы в Кабинете министров регулярно появляется в парламенте. Его задача - результативность голосований. Иногда с этим возникали сложности.
После этого Марков и группа его сторонников в парламенте проголосовали за необходимые законы. Однако своего человека в одесском Госкомземе Марков не получил - спустя пару дней после голосования Танову неожиданно восстановили в должности. По данным журналистов, Марков, не подбирая слов, потребовал от Арбузова компенсаций, но вместо этого оказался за решеткой, а весь его клан - в опале.
"Марков везде открывал двери ногой. Он себя всегда нагло и по-хамски вел. Вполне возможно, что он задел большого человека и терпение кончилось", - предполагает Гурвиц. Он уверен, что теперь людей Маркова уберут - как из силовых органов, так и из системы местного управления в Одессе.
Барвиненко в эту версию не верит. "Я не думаю, что Марков такая большая фигура, что он мог кому-то перейти дорогу. При всем уважении, он не настолько великий деятель, чтобы ему уделялось особое внимание", - сказал регионал.
Версия третья: позиция
Самая слабая версия озвучена Марковым. Он считает, что президент Янукович увидел в нем серьезного оппонента на президентских выборах-2015. Кроме того, повлияли планы Маркова создать партию, которая должна была стать альтернативой Партии регионов для жителей юго-востока Украины.
"Он заявил о намерении баллотироваться на пост президента. Поэтому Виктор Янукович решил избавиться от своего политического оппонента", - заявил ЛІГАБізнесІнформ адвокат опального политика Александр Казарновский.
Но в эту версию, похоже, верит только сам Марков и его соратники - ни один социологический опрос даже не упоминает фамилию политика, влияние которого ограничивалось Одесской областью.
Семья в Одессе
Каждая из версий в той или иной степени могла повлиять на решение президента зачистить одесский регион. Новый губернатор одесской области - Николай Скорик - креатура главы АП Сергея Левочкина. Это может говорить о том, что теперь одесской политической элите придется подвинуться. И речь идет не только об одесской политической арене - в интересах правящего клана все предприятия области: Одесский порт и припортовый завод, Измаильский морской торговый порт, Ильичевский судоремонтный завод, а также другие комбинаты и заводы.
"Мы пришли к тоталитарному режиму. На кого пальцем показали, тот и сидит в тюрьме", - заявил Марков на суде, сравнивая себя с Юлией Тимошенко. Но сравнение, по мнению его политических оппонентов, некорректное. "В Одессе все смеются, когда слышат, что Марков - жертва режима. Я неоднократно говорил: то, что Марков до сих пор был на свободе - это не его заслуга, а недоработка правоохранительных органов. Марков всю свою сознательную жизнь провел с битой в руках", - говорит Гурвиц.
"Проблема Игоря была в том, что когда он зашел в парламент, то решил, что это одесский горсовет, - рассказал Барвиненко. - В силу непонимания всей картины Марков озвучивал вопросы, в которых не владел всей полнотой информации, в том числе дискуссии на фракции он воспринимал как раскол. Мы ему говорили - те, кто уже не первый год в парламенте - Игорь, это не горсовет, это другой уровень, здесь другие дискуссии, поэтому не надо все воспринимать так, как ты это делаешь. Но он выбрал свой путь".
Конечный итог дела Маркова - усиление репрессивной кувалды. Послушное парламентское большинство, зачистка одесского региона и дерибан местных активов, - все это элементы строительства машины, которая готова пустить под каток не только оппозицию, но и своих. А значит - любого.