Анна Гопко: У нас нет вождя и нет обязательств перед олигархами
- На какие министерские должности претендует Самопомощь и кто ваши кандидаты? Ответу "нас не интересуют должности" я не поверю, так как каждая партия хочет власти, в том числе исполнительной.
- Политические союзники рассматривают присутствие Самопомощи в исполнительной власти - это правда. Но для нас очень важно, чтобы в правительстве работали профессиональные люди. Все те, кто прошел в парламент по нашему списку, шли работать исключительно в парламент.
Самопомощь допускает вариант, чтобы по нашей рекомендации министрами стали люди и не из нашего списка. Но это должны быть признанные в стране эксперты, с набором необходимых профессиональных качеств и с багажом позитивного опыта. Они получат рекомендацию Самопомощи, пройдут конкурс-собеседование у будущего премьер-министра и возможно начнут работать в исполнительной власти.
- Это и будет квота Самопомощи в Кабмине?
- Не квота. Это будет предложение Самопомощи. Мы против квотного принципа. А прислушаться к нашим предложениям или нет - дело будущего премьер-министра. Вдруг мы найдем, таким образом, кого-то, кто будет лучшим, например, министром агропромышленности.
- Лучше, чем сейчас?
- И лучше, чем сейчас тоже. Напомню, что Самопомощь - это не только и не столько партия, сколько платформа, которая объединила Реанимационный пакет реформ, батальон Донбасс, экспертную среду, партию Воля. И мы должны показать пример лучшей командной игры, в том числе и тем, что не побоимся предложить профессиональные кандидатуры министров не из нашего списка.
Вообще стране нужны теледебаты кандидатов на министерские должности. Чтобы можно было в национальном эфире представить короткие программы развития отраслей и предлагаемых реформ. Чтобы эксперты могли задать вопросы кандидатам, и страна увидела, как выглядят эти министры на самом деле.
- Вы лично участвуете в коалиционных переговорах от Самопомощи?
- Да. Вот в понедельник (3 ноября - ред.) была встреча, в четверг, 6 ноября, будет следующая.
- Вопросы распределения портфелей обсуждали?
- Нет. Сейчас стоит задача согласования позиций разных партий по тексту коалиционного соглашения. После этого уже будут ставиться другие задачи. Потому что от текста коалиционного соглашения будет многое зависеть.
Также обсуждаются первоочередные реформы, их дедлайны - это очень важно.
Я вернулась недавно из Брюсселя, и там были встречи с депутатами Европарламента, представителями программы Восточного партнерства, которые предоставляют финансовую и техническую помощь, в том числе и Украине. Так вот они говорят нам: У вас не осталось времени на раскачку. Вы в парламенте должны объединиться и превратиться в единую реформаторскую силу.
- Арсений Яценюк готов видеть в коалиции Батькивщину и Ляшко. А вы готовы?
- Мы еще во время первого раунда коалиционных переговоров сказали, что для многих приоритетных заданий - изменения Конституции, решения вопросов децентрализации, нужно будет конституционное большинство в 300 голосов. Для этого нужно интегрировать в коалицию все демократические силы. И Батькивщина и Ляшко постоянно говорят, что в стране война и надо объединяться, мы с этим согласны. К этому всех депутатов подталкивает давление внутри страны, война, реальный экономический кризис, жесткие требования Запада и, я надеюсь, совесть.
- Партия Ляшко - демократическая сила?
- В парламенте всем, кто войдет в коалицию, придется измениться к лучшему и работать. Те, кто надеялся триумфально въехать в Раду, уже увидели, что людям важен результат, а не слова.
- А есть вообще кто-то на переговорах по коалиции, кто был бы против присутствия Ляшко? Имею в виду все партии.
- Нет, все за. Мы еще в пятницу согласились с тем, что нам нужно широкое объединение.
- Вы вспомнили о партии Воля. Эти люди вам обеспечили первый скандал - еще до присяги. Прокомментируйте их раскол. Как это обсуждается внутри Самопомощи? Может быть, вы какое-то внутреннее взыскание Егору Соболеву выписали за недальновидность?
- Мы все очень уважаем Егора. Это тот человек, который на голом энтузиазме, без зарплаты - и это с его потенциалом - последние семь месяцев боролся за закон о люстрации, боролся с судами. К нему нет никаких претензий и быть не может.
- По-другому спрошу. Егора мы все любим, хотя я и не верю его словам о том, что он не знал, кто такой Деревянко. Самого Деревянко после этого можно будет увидеть во фракции Самопомощи или нет? Какие у партии с ним отношения теперь?
- Решение будет принимать фракция, мы это пока не обсуждали. Но я считаю, что, раз он в прошлом созыве работал внефракционным депутатом, то пусть так и дальше работает. Для нас важно, чтобы во фракции не было людей, по которым есть хоть тень сомнения участия в коррупционных схемах или репутационных скандалах.
Отдельно отмечу, что в Самомопощи нет раскола - есть какое-то недопонимание в Воле - это их проблемы.
- Ирина Суслова приняла сторону Деревянко - а она у вас в списке. Вы читали блог Сергея Иванова, в котором он пишет, что такое решение Суслова приняла после того, как у нее появился новый автомобиль?
- Я думаю, она еще передумает. Блог просмотрела… Не вижу смысла рыться в чьем-то прошлом, надо смотреть в будущее. Если бы я захотела написать обо всех подробностях создания Самопомощи… зачем это делать?
Вообще, вы знаете, есть определенные тенденции в обществе - вместо того, чтобы говорить о прошедших в парламент одиозных личностях, выискивают малейшие огрехи у новых и молодых.
- Почему? Об одиозных тоже пишут и вопросы им задают.
- Мало говорят и пишут.
- Так про них все понятно, а вы люди новые - так будьте примером поведения.
- Я понимаю все эти попытки дискредитировать. Это так же, как было с сообщениями о депутатских зарплатах - неделю обсуждают, будто это самая топовая тема в государстве.
- Давайте и мы на эти темы поговорим: вы считаете необходимой отмену депутатской неприкосновенности?
- Да.
Нужно ли поднять депутатскую зарплату?
- Да, но после того, как мы решим подобные проблемы учителей, пенсионеров и т. д.
Вот смотрите: я всегда зарабатывала больше 20 тысяч гривень в месяц - это была зарплата с учетом уплаты всех налогов. В конверте денег никогда не получала. Еще успевала Охмадетом заниматься на волонтерских началах, помогать инициативной группе Першого грудня.
Сейчас я ушла из проектов, на которых я могла зарабатывать больше двух тысяч евро. Прихожу работать в парламент, беру ответственность за законы страны, за доверие людей и за те изменения, которые коснутся жизни миллионов украинцев. Депутат не должен чувствовать себя нищим.
- Не более честно было бы до выборов говорить о том, что вас не устраивает зарплата в 6 тысяч гривень и вы захотите ее повысить?
- Я это говорила и до выборов. В частности, за четыре дня до выборов на одном из телеэфиров, в котором участвовала вместе с Русланом Князевичем и Антоном Геращенко. Потом фразу вырвали из контекста и писали заголовки "Гопко за увеличение депутатской зарплаты".
Лично у меня есть сбережения и есть муж, который хорошо зарабатывает.
- Чем занимается муж?
- Он работает в транснациональной корпорации. Так вот, у меня есть финансовый тыл, а если у другого депутата нет сбережений и обеспеченных родственников, и при этом у него зарплата 6 тысяч гривень, то, что ему прикажете - ложиться под Левочкина? Или под других олигархов? Да, я за увеличение зарплаты - но это не первоочередная задача. И у меня на этот счет была честная позиция перед избирателями, об этом я говорила и до выборов.
- Вы вспомнили о муже. Проясните: правда ли, что отец вашего мужа - ваш, стало быть, свекр - начальник Львовской таможни и у вашей семьи много недвижимости, в том числе и в Киеве?
- Это неправда. Они просто однофамильцы. Мой муж - Александр Жук, но его отец никогда не работал ни на таможне, ни в налоговой. Его отец - кандидат технических наук, интеллигентный человек, пишет книги про масложировую отрасль. А про мою маму ничего не пишут?
- Не встречал. А должны?
- Расскажу историю. В начале избирательной кампании мне позвонил один известный политтехнолог - не буду называть фамилии, скажу лишь, что это очень верующий человек. Он предупредил, что от определенных людей поступило задание нарыть обо мне какой-то негатив и запустить жесткую антикампанию. Две недели ребята старались и ничего не нашли. Заказчики очень разозлились.
- А зачем искать компромат на вас, если все равно многие считают, что Самопомощь полностью подконтрольна мэру Львова Андрею Садовому и бить нужно именно туда. Кстати, Садовый реально какую роль играет в партии?
- Он лидер партии, но у нас нет вождя - все решения принимаются коллегиально. Также коллегиально формировался список.
- Но вас лично Садовый позвал?
- Я получала предложение от разных политических сил украсить их первую десятку. Но понимала, что это была бы декорация, фасад - и отказывалась. А Садовый собирает не людей, а их идеи и потенциал. Поэтому я и согласилась работать.
- Расскажите подробнее, кто вас еще звал в список - это все условные партии Майдана?
- Все, кроме Народного фронта и, естественно, Свободы. Предлагал Блок Порошенко, Батькивщина, партия Ляшко, Гриценко - везде звали в первую десятку.
Кстати, Садовый предлагал мне возглавить список Самопомощи еще на майских выборах в Киевсовет - я отказалась, потому что никогда не хотела быть депутатом Киевсовета. Несмотря на то, что как общественный активист сделала многое для столицы. Также, как Егор Соболев и Игорь Луценко - мы боролись с незаконными застройками, отстаивали Пейзажную аллею. Я живу в Киеве уже восемь лет.
Решила не идти в Киевсовет, а продолжать заниматься Реанимационным пакетом реформ, потому что для страны важно было переформатировать энергию протеста в энергию конструктива.
Потом снова позвонил Андрей Иванович (Садовый - ред.) и спросил: что по поводу выборов в парламент? Я ответила, что у меня есть предложения. Но когда начала обсуждать вариант с Самопомощью, то увидела в Садовом не партийного босса, а партнера и соратника. Это очень важно. Например, при обсуждении списка у меня было право вето, чего ни одна другая партия мне бы не дала.
Мы подбирали людей не по фамилиям, а по направлениям будущей работы.
- Вы - это кто конкретно?
- Команда Андрея Садового, я - от Реанимационного пакета реформ, Соболев от ВОЛИ и представители батальона Донбасс. Так вот - у нас сформировалась команда по направлениям и приоритетам: Оксана Сыроед - вопросы Конституции, судебная реформа; Виктор Кривенко - инновации, экономика; Иван Мирошниченко - аграрный сектор; Елена Сотник - правозащитник; Остап Еднак - счетная палата, вопросы коррупции в лесной сфере; Влад Воскресенский - современные технологии, у него своя фирма из 50 человек в Силиконовой долине; Алена Бабак - вопросы ЖКХ, и так далее.
- Вы хоть раз воспользовались правом вето?
- Помните, 9 сентября мы опубликовали список и в нем под №21 значился генерал Михаил Куцин? После сообщения блоггера Дениса Бигуса о том, что Куцина подозревают в коррупционных действиях на посту главы Генштаба, мы договорились о том, что генерал возьмет самоотвод.
- Хорошо, Садовый собрал грамотных людей, помог им организоваться на платформе Самопомощи, помог пройти в парламент. Какое влияние теперь он будет иметь на фракцию?
- Его мнение авторитетно, но решения будет принимать вся фракция, в которой каждый будет иметь право слова. В Самопомощи все люди самодостаточные и заставить голосовать за что-то против воли никого нельзя - люди просто сложат мандаты и уйдут работать, как раньше.
- Команда у вас симпатичная, это правда. Но пока никто не переубедил, что Самопомощь - не стартовая площадка под большой политический проект Садового. Возможно, начало президентской кампании. Разве не похоже на то?
- Это не начало президентской кампании Садового, это начало новой жизни украинского парламента. Даже если нынешний созыв будет переходным - уже в следующем созыве появятся еще больше новых людей. Мы им показали, что это возможно. Кстати, Самопомощь - еще и единственный проект, в первой десятке которого 50% мужчин и 50% женщин. Для меня это было важно.
- Почему?
- Существуют международные исследования, которые показывают, что чем выше процент представительства женщин в различных органах власти, тем страны более успешны. Например, скандинавские страны. Присутствие женщин в политике идет на благо общества. Подчеркну, умных и профессиональных женщин, ориентированных на результат.
- Кто финансирует Самопомощь: Дыминский, Хмельницкий или Коломойский? Или все вместе?
- Медведчука забыли назвать. И Клюева тоже называют.
Это все неправда. Я постоянно говорю, что в партии много обеспеченных людей, представителей серьезного бизнеса, которые могут себе позволить вкладывать деньги в новый перспективный политический проект и самим же в нем участвовать.
- А может вы просто не в курсе? Не обязательно же Садовому всех посвящать в переговоры с инвесторами.
- Самое ценное, что у меня есть - это репутация и доверие людей, которое я заслужила за четырнадцать лет работы в общественном секторе. Я говорю искренне - вся предвыборная кампания Самопомощи велась прозрачно. И если даже предположить, что кто-то в команде брал деньги олигархов под какие-то обязательства, то, как он представляет себе реализацию этих обещаний? Я уже говорила, что Самопомич в Раде будет состоять из самодостаточных, успешных людей, которыми руководить в этом отношении невозможно.
- Кого вы хотите видеть премьер-министром Украины - Арсения Яценюка или Владимира Гройсмана?
- Фракция пока этот вопрос не обсуждала.
- Но у вас же есть личное мнение.
- Хорошо было бы увидеть подробный отчет Яценюка о его работе в последние семь месяцев. А что касается Гройсмана, то у него очень большой потенциал, мне очень нравится его команда и все, что он делал в Кабмине. Конечно, я бы не хотела, чтобы слова были вырваны из контекста и все сказали "Гопко за Гройсмана", но Гройсмана есть за что уважать. Он - трудоголик и у него есть конкретные результаты. Во время его работы мэром Винницы в Украине было два мэра, которых уважала вся страна - это Садовый и Гройсман.
- В каком комитете Рады собираетесь работать?
- Выбираю между комитетами социальной сферы, в частности, здравоохранения и комитетами по международному профилю. Склоняюсь ко второму варианту. Я сейчас много общаюсь с коллегами за рубежом - сразу после выборов летала в США, сегодня (5 ноября - ред.) только вернулась из Брюсселя. Украинский МИД нуждается в реформировании, потому что в министерстве нет современных коммуникаций, мы очень отстаем. Я уже не говорю о том, что многие послы за рубежом остались "в наследство" от режима Януковича, они не мотивированы. Презентовать новую Украину в мире должны новые люди.
- В эти дни проходят установочные заседания фракций будущего созыва. В Блоке Порошенко их проводит президент и Юрий Луценко, в Народном Фронте - Яценюк и Турчинов. Кто координирует Самопомощь и следит за дисциплиной в вашем молодом коллективе? Не боитесь, что для непростых баталий в парламенте вам банально не хватит политического опыта?
- Да, мы отличаемся от других - это правда. И это уже оценили в Европе. Например, вчера в Брюсселе я была с Аленой Шкрум из Батькивщины, и местные политики, узнав, что мы депутаты украинского парламента, сказали, что мы первые украинские политики на их памяти, которые не одеты в Brioni. А когда мы пришли в Европарламент, то одна из помощниц местного депутата спросила: А у вас украинские паспорта? А то, когда приезжали в прошлый раз депутаты от Свободы, у них были паспорта Великобритании, которые они быстро спрятали. Я, кстати, собираюсь направить депутатский запрос на этот счет и выяснить все насчет двойного гражданства свободовцев.
- И все-таки, кто у вас ведет заседания фракции и кто объяснит молодым депутатам - как законопроект зарегистрировать, как сделать запрос, где, в конце концов, в Раде буфет, и прочие технические моменты?
- Иногда заседания веду я, иногда Олег Лаврик, который был руководителем предвыборного штаба Самопомощи. У нас самодостаточные, умные люди, которым не надо объяснять очевидные вещи.
В плане парламентской работы какие-то вещи я смогу подсказать коллегам. В конце концов с Верховной Радой я работала восемь лет - создавала межфракционные депутатские группы: "За Охмадет", "За будущее без курения", "Платформа реформ" и так дальше. Потому досконально знаю, как работает аппарат, как регистрировать законопроекты и как не допустить, чтобы с помощью поправок не ослабили законопроект между чтениями.
- Самопомощь будет принимать в свою фракцию прошедших в Раду депутатов-самовыдвиженцев?
- Пока не знаю. Скорее всего, нет.
- Самопомощь точно не распадется в парламенте?
- Почему мы должны распадаться?
- Многие распадались, хотя не планировали.
- Это вопрос того же плана, как и те, которые мне задавали во время выборов: "Можете ли вы, как первый номер списка, гарантировать, что в Самопомощи не будет ни одного предателя?" Как я могу отвечать за других людей? Я лично верю тем людям, с которыми мы создали команду Самопомощь. А вообще если в Раде кто-нибудь станет тушкой, их хотелось бы сразу отправить на фронт. Я говорю о всех фракциях.
- Назовите первые неотложные реформы, для реализации которых Самопомощь оперативно внесет законопроекты в первые же дни нового созыва.
- В первую очередь будем формировать бюджет на 2015 год, работать над обороноспособностью страны, децентрализацией и развитием местного самоуправления. Затем изменение избирательного законодательства к местным выборам 2015 года - нам нужно качественное обновление элит в регионах. Далее - судебная реформа, без которой невозможно будет получить должное инвестирование в Украину.
- У Самопомощи уже есть наработанные законопроекты? Объявление на вашем сайте о наборе юристов для работы над законопроектами немного настораживает. Возникает вопрос о целостности и готовности команды за пределами депутатского корпуса.
- У нас есть определенные наработанные тексты законопроектов. Но юристы нам нужны для дальнейшей работы. Мы должны быть готовы к круглосуточной работе по подготовке новых проектов, поправок, к анализу предложений от других политических сил. В один день может быть зарегистрировано 30 законопроектов от разных политсил. Кто их будет анализировать? Депутаты физически с этим не справятся сами, потому нужны профессиональные помощники.
- Кто будет платить этим помощникам? Каждый депутат лично? Сколько, кстати, государство выделяет на зарплаты помощников?
- 12 тысяч гривень в месяц на одного депутата. За эти деньги я могу нанять одного хорошего помощника-юриста, так что тут тоже проблема. Мне муж уже сказал, что тянуть на себе еще и моих помощников ему не очень хочется.Читайте также: Работа на перспективу. Зачем и с кем Самопоміч идет в Раду