В интервьюЛІГАБізнесІнформ народный депутат, глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны и лидер оппозиционной партии Громадянська позиція Анатолий Гриценко рассказал о трудностях переговорного процесса в рядах оппозиционных сил, поделился впечатлениями о политических качествах Виталия Кличко и рассказал собственную версию "дела Иващенко" - как и благодаря кому его бывший коллега по Минобороны получил пять лет тюрьмы.

- Вы говорили, что, несмотря на выход из Комитета противодействия диктатуре, допускаете участие вашей партии в списке объединенной оппозиции, если получится установить доверительные отношения с коллегами и добиться чистоты рядов. С кем не хотите идти в одном списке?

- Чистота рядов - это механизм недопущения в команду оппозиции недостойных людей. Для этого у руководителей партий, входящих в единый список, должно быть право вето на любого кандидата, предлагаемого коллегами. Мы не имеем права провести в парламент тех, кто на второй день тушкой убежит под власть.

В процессе объединения важно снова не утонуть в пучине компромиссов. Следует отойти от практики, когда в список ради финансирования, по принципу личной преданности вождю или за былые заслуги приглашаются люди, которые в принципе не должны быть народными депутатами. Иначе ничего не изменится ни в парламенте, ни в Украине. Нельзя формировать список оппозиции по принципу "междусобойчика" - действующие депутаты плюс те, кто финансирует кампанию, но будут поданы как новые лица.

Должен с удовлетворением отметить, что, несмотря на первоначальное неприятие такого принципа коллегами, уже сейчас право вето зафиксировано партиями-участницами комитета, которые намерены идти в общем списке. Кроме того, мы должны быть уверены, что в общем списке Громадянська позиція будет занимать адекватное место - как по количеству людей, так и по праву влиять на принятие решений.

- Сколько мест в проходной части списка для ваших людей вы считаете адекватным?

- На сегодня минимум восемь человек. По данным последнего опроса, проведенного фондом "Демократические инициативы" совместно с Центром Разумкова, рейтинг нашей партии составляет 3,5%. Это - восемь мест в списке, для начала разговора. Плюс поддержка в мажоритарных округах наших партийцев, имеющих реальный шанс победить. Хотя, признаюсь - их немного, партии ведь лишь два года. За нашими спинами не стоят олигархи, благодаря которым можно завесить всю страну рекламой и крутить ролики по 8-10 раз по ТВ в прайм-тайм.

Лидерство одного из партийных вождей в общем списке оппозиции может негативно сказаться на конечном результате. Еще есть время пересмотреть решение по Яценюку
- Соглашаясь на объединенный список, скорее всего, придется идти под флагом Батькивщины, приостановив членство в своей партии…

- Это вопрос технический. Если по ключевым вопросам мы договоримся, то остальное вторично. Один из важных вопросов: кто понесет общий флаг оппозиции - кто будет первым номером? Лично я разделяю уверенность Юлии Тимошенко в том, что это должна быть равноудаленная от всех партий кандидатура - видный общественный деятель, имеющий авторитет в обществе.

- Но уже прозвучала фамилия Арсения Яценюка как будущего лидера единого списка. Его трудно назвать равноудаленным…

- Предварительные договоренности на этот счет между Батькивщиной и Фронтом змін действительно есть. Арсений Петрович очень хочет возглавить список. Но в этом я вижу проблему. Ведь любая партия, имея сторонников, имеет и тех, кто ее не воспринимает. Потому лидерство одного из партийных вождей в общем списке оппозиции может негативно сказаться на конечном результате. Мне кажется, есть еще время пересмотреть решение по Яценюку.

- А как быть с мажоритарной составляющей? Вы, с одной стороны, критикуете оппозицию за неспособность выдвинуть единого кандидата (как это было в Обухове), а с другой, критикуете тех же людей за желание определиться с мажоритарщиками уже сейчас. Нет ли здесь противоречия?

- Никаких противоречий нет. Во-первых, неправильно, когда принятые в стане оппозиции решения нарушаются. Три месяца назад, 22 января, оппозиция на всю страну торжественно заявила об объединении, пообещав народу одного кандидата на каждый округ. Это обещание было нарушено, и не только в Обухове. Радоваться тут нечему, можно лишь сожалеть, потому что победила власть.

Во-вторых, нельзя партийным вождям из киевских офисов назначать кандидатов на округа. Нужно выслушать людей, которые там живут. Нужно услышать мнение местных партийцев, которые будут вести кампании на местах.

В-третьих, выдвижение кандидатов в округах должно быть не только прозрачным и продуманным. Оно должно быть своевременным. Называть фамилию кандидата от оппозиции за полгода до выборов не просто неправильно, но и глупо. В конце концов, это опасно. Мы бросаем человека под пресс - ему могут подбросить наркотики или взятку, его могут запугать, арестовать или чем-то соблазнить. Зачем рисковать людьми и результатами выборов?

- Что вы предлагаете?

- В каждом округе нужно согласованно зарегистрировать несколько кандидатов от оппозиционных партий. В течение двух месяцев пусть они проводят активную агитационную работу. За месяц до выборов оцениваем, кто из кандидатов имеет большие шансы победить - его фамилия и будет в бюллетене. Одна! Остальные снимают свои кандидатуры в его пользу.

- Это не в традициях украинской политики, вряд ли кто-то захочет признать, что он менее достойный кандидат. Получим очередной Обухов. Опять же, не в наших традициях в рамках собственной кампании не трогать конкурентов.

- Риск есть. Безошибочных и гарантированно верных подходов не существует, я предлагаю тот, который мне кажется оптимальным в данной ситуации. Если кто-то предложит более убедительный вариант, я его приму. 

Что касается агитации, то можно агитировать за себя, не трогая других. Когда в 2009 году я проводил президентскую кампанию, то представлял свою программу и меньше всего говорил о других кандидатах. И учтите, избытка кандидатов у нас не будет. Во многих округах проблемой будет не как скоординировать действия пяти-семи сильных кандидатов, а где найти одного-двух внятных, имеющих хорошие стартовые возможности, авторитет, и, самое главное, смелость заявить о своей оппозиционности. В условиях, когда власть идет бульдозером на общество, задействует репрессивный аппарат, найдется не так много людей, способных на геройство.

- Вы говорите о нескольких возможных форматах своего участия в выборах, акцентируя внимание на том, что конечное решение примет партийный съезд. И все-таки, какой из форматов оптимальный?

- Вариант баллотирования в одномандатном округе Киева по месту жительства или на родине, в Черкасской области, я исключаю. Передо мной не стоит проблема трудоустройства. Лидер партии должен вести партийцев на выборы, а не прятаться в округе и побеждать в одиночку. Остаются три варианта: объединение с партией УДАР, самостоятельный поход на выборы либо участие в общем списке оппозиции. Наименее вероятным сегодня видится объединение с партией Виталия Кличко. Оставшиеся два варианта нами рассматриваются, и выбор будет зависеть от соблюдения коллегами по оппозиции тех принципов, о которых мы говорили ранее.

Кличко пусть скажет четко: "Я иду на выборы мэра". А если передумал, честно скажет: "Не иду". Нужна определенность, ведь Киев - важный плацдарм для общей победы оппозиции
- Откуда такой пессимизм относительно УДАРа?

- Пессимизма нет, есть реализм. Предложение об объединении поступило от Кличко, 29 октября прошлого года. Мы обсудили с Виталием принципы, условия объединения и на следующий день, 30 октября, пришли к согласию - объединяемся, причем делаем это быстро. Через пять дней, 4 ноября, Громадянська позиція на заседании политсовета приняла все необходимые решения, единогласно. Кличко вам это подтвердит. А дальше? Договоренности нарушил Виталий - и по сути, и по времени принятия решений. Он вдруг начал сомневаться, долго думал, советовался с политологами, социологами, считал проценты, сравнивал рейтинги… Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март… Итог? Переговоры свернуты, контактов практически нет. Как и вы, я теперь читаю в прессе заявления Виталия о намерении идти на выборы самостоятельно, о том, что в конце апреля УДАР представит избирательную программу, что у них уже есть 70 мощных мажоритарщиков, способных выиграть выборы. Сомневаюсь… Но в конце концов это право Кличко - идти самостоятельно, и я желаю ему удачи. Но если бы он спросил совета, я бы сказал, что это проигрышный вариант, и для него, и для УДАРа - вместо победы он может закончить с результатом 4,95% (проходной барьер в Раду для партий - 5%, - ред.).

- То есть без вас УДАР наберет меньше, чем набрал бы с вами?

- Дело не в том, с нами или без нас. Кроме гражданина планеты, героя-чемпиона Виталия Кличко партия должна предъявить на выборах высокий профессиональный уровень, позитивный опыт, понимание проблем и путей их решения.

Давайте, лучше о другом поговорим - о Киеве, выборы ведь могут назначить уже на июль. Я считаю, что Виталий, имеющий в Киеве наивысший рейтинг, уже не может, не должен держать паузу. Пора четко и недвусмысленно заявить о своих планах, безо всяких оговорок о полномочиях мэра или о дате выборов. Пусть скажет четко: "Я - Виталий Кличко, иду на выборы мэра, иду побеждать!" И он имеет реальные шансы победить. А если передумал, пусть честно скажет: "Я не иду на выборы мэра". Это его право и его выбор. Но нужна определенность, потому что Киев - важный плацдарм для общей победы оппозиции в стране. Дальше тянуть нельзя, нам нужно готовиться к выборам мэра столицы.

- Вы ранее заявляли, что поддержите Кличко на выборах столичного мэра. Ваши слова еще в силе?

- Мы поддержим Виталия Кличко. Одно лишь условие: пусть назовет фамилии четырех-пяти людей, ключевых членов команды, которые придут вместе с ним управлять Киевом. Одному Виталию, тем более без опыта руководящей работы, навести порядок в столице невозможно. Киев - это три миллиона людей, огромный бюджет, большие проблемы, колоссальные соблазны. Потому киевская команда Кличко должна быть убедительной, способной ответственно работать с первого же дня. Не хотелось бы ошибиться - снова увидеть в Киеве молодую команду в стиле Довгого-Черновецкого.

- Судя по вашим словам, вы не так уж часто встречались с Кличко в переговорном процессе. Он слышал от вас лично подобные пожелания?

- На начальном этапе, в октябре-ноябре 2011-го, мы встречались чаще, беседовали, обсуждали все вопросы. Потом стало сложнее… Виталий - особенный человек, с особым статусом в партии, он занят спортом, бизнесом и другими важными делами. Большую часть времени он проводит за пределами Украины. Наверное, ближе к выборам он изменит свой рабочий график.

Впрочем, проблема коммуникаций даже не в самом Кличко, а в том, что многие в его окружении пребывают в состоянии неоправданной эйфории. Они уверены, что уже победили везде. Иногда мне кажется, что люди в команде Кличко на ринге машут полотенцем в его сторону, а в политике - от него…

- Приходилось слышать, что трудности переговоров с вами сводятся к сверхамбициозности Гриценко, к тому, что он не готов слышать партнеров. С вами действительно так трудно?

- Люди, знающие меня по жизни, могут подтвердить, что Гриценко - прямой искренний человек, человек слова. Я всегда готов выслушать партнера, коллегу и принять его точку зрения, если она более верна, чем моя. А вот людям "с камнем за пазухой", склонным к обману или предательству, действительно трудно со мной иметь дело.

Мне известна фамилия человека, который несет личную ответственность за то, что Иващенко посадили в тюрьму. Это депутат из фракции БЮТ-Батькивщина, к тому же - министр оппозиционного правительства
- Вы как министр обороны успели поработать с Валерием Иващенко. Вынесенный ему приговор - наказание за преступление, политические репрессии или корпоративная месть? Сам Иващенко назвал экс-замминистра обороны Игоря Монтрезора и замгенпрокурора Виталия Щеткина в качестве людей, приложивших руку к его делу.

- Будучи министром, я рекомендовал Валерия Иващенко на пост заместителя министра обороны. Успел с ним поработать лишь два месяца, но убедился, что это честный офицер. А что касается Щеткина и Монтрезора… Щеткин хотел снять Иващенко с должности и.о. министра обороны, и даже издавал прокурорское представление на этот счет. А Монтрезор… Этого человека я бы никогда не взял в свою команду, прежде всего, из-за низких моральных качеств. Монтрезора в Минобороны привел Юрий Ехануров.

Приговор Иващенко я считаю несправедливым. Более того, считаю незаконным и необоснованным решение о его аресте в июле 2010 года. Человек, который никого не убивал и не насиловал, будучи серьезно больным, незаконно просидел в тюрьме более полутора лет, чтобы затем получить несправедливый приговор!

Кто за этим стоит? По той информации, которой я располагаю, за этим стоят сотрудники СБУ, которые в 2010 году доложили Виктору Януковичу, что Иващенко не только подписал документы о санации Феодосийского судоремонтного завода, но якобы он получил за это взятку в $1 млн. Возмущенный Янукович дал команду посадить взяточника, при том, что самого Иващенко он толком-то и не знал. Иващенко просто оговорили перед президентом.

Никакой взятки не нашли. Ни слова о ней не было в суде, ни единого документа. Но признаться во лжи или в ошибке перед Януковичем струсили, промолчали. Потому Иващенко и вынужден был сидеть так долго в СИЗО. Но это еще не все. Говорю об этом впервые: мне известна фамилия человека, который несет личную ответственность за то, что Иващенко посадили в тюрьму. Умышленно не стану его называть, скажу лишь, что это народный депутат из фракции БЮТ-Батькивщина, к тому же - министр оппозиционного правительства.

Знаю точно, что Иващенко не хотел принимать решения о санации завода. На момент принятия губительного для него решения Иващенко проводил совещание с руководителями департаментов Минобороны, но в кабинете министра обороны присутствовал и тот самый депутат. Подчиненные Иващенко отказались визировать документ о санации завода. Но депутат очень твердо настаивал, уговаривал, и в конце концов Иващенко подпись поставил. Депутат забрал документы и сам повез их на завод. Следователям прокуратуры все это известно.

- Почему не хотите назвать его фамилию?

- Даю ему шанс. Если имеет остатки совести, пусть сам себя назовет и покается в том, что из-за него Иващенко сидит за решеткой. Лидерам Батькивщины я назвал его фамилию. Предупредил Юлию Тимошенко и Александра Турчинова: если мы договоримся о формировании единого списка оппозиции, если у лидеров партий будет право вето, то я лично вычеркну его фамилию из списка. Тогда и назову - если этого раньше не сделает он сам. Повторюсь, чистота рядов сегодня важна, как никогда.

Досье на Анатолия Гриценко