Магера: Выборы в Донбассе возможны не ранее, чем через два года
Завтра в Украине стартует небольшая парламентская кампания - довыборы в ряде мажоритарных округов. Нынешний состав Центризбиркома доживает последние дни - скоро президент должен внести представление на новых членов ЦИК. Вместе с этим остается нерешенным вопрос проведения выборов в оккупированной части Донбасса, а закон о выборах народных депутатов давно нуждается в обновлении. Заместитель главы ЦИК Андрей Магера рассказал в интервью ЛІГА.net как обстоят дела с решением каждого из указанных вопросов.
- Когда можно ожидать нового состава Центризбиркома?
- Этот вопрос нужно задать главе государства, так как исключительно в компетенции президента вносить представление на всех 12 членов Центральной избирательной комиссии. Будем ждать представления. Надеюсь, оно появится в ближайшее время.
- И все же, как скоро это должно случиться. Что говорят "в кулуарах"?
- В такой ситуации прогнозы - неблагодарное дело. Вы же знаете, что много уже чего говорилось насчет нового состава ЦИК, в том числе о сроках и фамилиях, и ничего не подтвердилось.
- Насколько сильными будут изменения в комиссии?
- Возможен радикальный вариант, когда ни один из сегодняшних 12 членов ЦИК не будет представлен в новом составе. Но, скорее, можно говорить о том, что из нынешнего состава ЦИК останется три кандидата, предложения по которым президенту внесли парламентские фракции. Кроме меня это Жанна Усенко-Черная и нынешний глава ЦИК Михаил Охендовский. Предложение по моей кандидатуре внес Народный фронт, по Усенко-Черной - Батькивщина, Охендовского по всей видимости предлагает Оппозиционный блок.
Оппоблок сначала подал шесть кандидатур, позднее они вместо предложенных ранее шести кандидатов предложили всего одного кандидата, которого не было в перечне этих шести - это кандидатура действующего главы ЦИК. Об этом в частности говорит ОПОРА, которая получила официальный ответ из Администрации президента.
- Существует ли сейчас давление на комиссию со стороны власти? Нельзя было не обратить внимания, как для того, чтобы лишить мандатов Томенко и Фирсова, ЦИК оперативно собрался, едва ли не "по свистку".
- Вокруг этой темы много надуманных вещей. Лично ко мне никто по этому поводу с какими-то просьбами не обращался - ни президент, ни премьер, ни кто-либо другой из чиновников исполнительной власти. Лично на меня давить бесперспективно в любой ситуации.
Что касается ситуации по досрочному прекращению полномочий Фирсова и Томенко, то решение о досрочном прекращении их полномочий было принято ЦИК только после аналогичного решения партийного съезда политической силы, по списку которой они прошли в парламент.
- Томенко говорит, что по закону следовало бы сначала "пропустить" это через сессионный зал парламента, а без этого решение не вполне законное (читайте интервью Николая Томенко ЛІГА.net).
- Не совсем так. Это зависит от оснований, по которым народный депутат лишается мандата. Основание выхода депутата из фракции - это компетенция съезда политической силы, с которой он пришел в Верховную Раду. Это прямая норма Конституции.
Парламент же голосованием в сессионном зале досрочно прекращает полномочия депутата по другим основаниям. Например, по собственному желанию, в связи с прекращением гражданства или выездом на постоянное место жительства за пределы Украины.
- Или по решению суда?
- Нет, в случае вступления в силу обвинительного приговора суда, решение о лишении мандата принимает непосредственно суд, для этого также не надо решения парламента.
Заканчивая тему Фирсова и Томенко, хочу отметить, что когда в ЦИК пришли документы партийного съезда БПП, мы, хотя по закону и не обязаны были этого делать, но перестраховались и направили запрос в парламент с просьбой дать справку - действительно ли указанные депутаты лично написали заявления о выходе из фракции. Только получив такое подтверждение, ЦИК принял своей решение. Так что нет никаких оснований говорить в данном случае ЦИК действовала незаконно. Более того, это опасно. Потому что приняв такую точку зрения, мы должны будем сказать о том, что в 2007 году парламент также был распущен незаконно. Вы же помните, что тогда партии БЮТ и НУНС на своих съездах приняли решение отозвать своих депутатов из парламента, каждый из депутатов написал личное заявление, а также были аннулированы избирательные списки. Тогда ЦИК на основании этого принял решение лишить мандатов указанных 150 человек, и были назначены перевыборы. А ведь тогда даже не было не то, что этого закона, который принято называть "о партийной диктатуре", но даже не было решения Конституционного суда о трактовке норм ст. 81 Конституции Украины (о прекращении полномочий народных депутатов - ред.)
- Тогда мы должны будем признать, что президент Виктор Ющенко в 2007 году распустил парламент незаконно.
- Я бы так не говорил, что он незаконно разогнал. Я считаю, что тогда парламент, в связи с тем, что в нем оставалось меньше 300 действующих народных депутатов, утратил полномочия и президент назначил внеочередные выборы. То есть с юридической точки зрения он Раду даже не распускал.
- Вернемся в наши дни. Вас выдвигает на должность главы ЦИК Народный фронт…
- Не главы, а члена Центризбиркома.
- Но я не случайно оговорился - ведь сегодня все чаще можно услышать, что следующим руководителем этого органа будете именно вы. Хотите ли вы стать главой ЦИК? Если да, то почему: что-то хотите изменить в действующей структуре и порядке работы?
- У меня есть желание и дальше работать в ЦИК. В каком качестве: рядовым членом или на руководящей должности - об этом говорить еще очень и очень рано. С моей стороны тут нет никакого лукавства, просто мы еще не знаем, кого президент предложит в новый состав ЦИК. Мы не знаем, какими будут результаты голосования по этим кандидатурам в парламенте. И третье - самое главное: мы не знаем, кого будут избирать на руководящие должности сами члены нового состава ЦИК на тайном голосовании. Так что тут слишком мало известно даже перед "А", чтобы говорить о "Б", "В" и так далее. Свое желание работать в ЦИК я озвучил. Была встреча с представителями Народного фронта, они меня поддержали. Теперь ждем представления президента.
- Возможен ли вариант, что вы увидите, с кем придется работать в новом ЦИК, вас не устроит его состав, и вы откажетесь? Насколько ваше желание работать в ЦИК зависит от коллег по комиссии?
- В моей жизни были разные ситуации - и сложные и простые. Но при любых обстоятельствах я понимал, что работать нужно в сложившихся условиях. Не всегда они от нас зависят, но если работа ответственная, то оглядываться на какие-то обстоятельства и оправдывать нежелание работать коллективом - это детский сад. Конечно, такого не будет в любом случае. Каким будет состав нового ЦИК - это воля президента и парламента и не мне им указывать.
- О воле парламента. Сегодня только ленивый в том числе и среди депутатов не говорит о том, что закон о выборах в Раду нужно менять. Что нужно обязательно избавлять от мажоритарной составляющей. Но не под запись практически все соглашаются с тем, что никто на это не пойдет - в первую очередь, власть. На ваш взгляд, способен ли действующий созыв Рады отказаться от мажоритарки?
- Может быть, вам покажется парадоксальным, но Украина сегодня как никогда близка к чистой пропорциональной избирательной системе с открытыми списками. Во-первых, на этой есть общественный запрос, во-вторых - ряд международных факторов. В частности, рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы и выводы Венецианской комиссии относительно тех проектов реформы избирательного законодательства, которые предлагались в Верховной Раде на протяжении последних десяти лет.
Кроме того актуальность чистой пропорциональной системы определяется, к сожалению, еще и политической ситуацией - в Украине часть территории оккупирована. Наличие мажоритарной составляющей в чистом или смешанном виде не позволяет избрать полный Конституционный состав Верховной Рады в количестве 450 депутатов. Для того, чтобы не ставить под сомнение легитимность избранного парламента следующего созыва, я думаю, очень важно сформировать Верховную Раду по чистой пропорциональной системе.
- Необходимость этого назрела давно - никто не спорит, но нет желания политических игроков ничего менять.
- Я не согласен с вами, что нет политической воли на внедрение пропорциональной системы с открытыми списками. Совсем недавно глава Верховной Рады Андрей Парубий озвучил желание создать рабочую группу в парламенте и, скоординировав работу представителей всех парламентских фракций, а также специалистов и доработать существующие законопроекты на этот счет. Реформа избирательного законодательства - это остроактуальный вопрос.
- То есть, вы реально допускаете, что уже следующие выборы - очередные или досрочные, усилиями нынешнего созыва Рады пройдут по чисто пропорциональной системе?
- Я верю в то, что этот парламент просуществует еще хотя бы полтора-два года и за это время примет соответствующий закон и введет его в действие.
- Вы затронули проблему выборов на оккупированных территориях. Расскажите, какие вообще существуют варианты их проведения?
- Для того, чтобы проводить там выборы, кроме политического решения, на этих территориях должны быть созданы все необходимые условия. Нельзя забывать, что на этих территориях уже два года не функционирует государственный реестр избирателей. А его проверка и восстановление - это очень серьезная и кропотливая работа. Нужно проверить в каком состоянии находятся помещения госреестра, как там со связью и коммуникациями, возможно ли обезопасить информацию реестров от постороннего вмешательства. Сегодня мы всего этого не знаем.
Кроме того остро стоит вопрос формирования избирательных комиссий, деятельности политических партий и доступа украинских СМИ. Чтобы не Пушилин или кто там еще решали: какие партии и каких журналистов допускать на выборы. Ну и вопрос безопасности - перекрытие границы с РФ, разоружение боевиков. Без реализации всех этих требований проводить выборы невозможно. Если мы уже проводим выборы, то это должны быть выборы, а не имитация. Или крестик или трусы, как говорится в известном анекдоте.
- Значит, провести их сегодня нельзя никак. Давайте будем откровенны - названные условия сейчас нереализуемы.
- Сегодня нельзя. И через год будет нельзя. Думаю, процесс будет растянут более, чем на два года. И это оптимистический сценарий. Если досрочные выборы в Раду состоятся через год-полтора, конечно же, на оккупированных территориях они не пройдут.
- Довыборы в Раду по освободившимся семи мажоритарным округам. Расскажите, началась ли регистрация кандидатов, какие там есть риски и опасения?
- ЦИК определилась с проведением выборов по пяти округах, включая округ №23 в Волынской области, по которому был избран покойный ныне Игорь Еремеев. Процесс регистрации кандидатов возможен с первого дня начала кампании, а она стартует 19 мая (на следующий день после опубликования решения ЦИК - там дата стоит 18 мая), потому сегодня пока кандидатов нет - скоро начнут регистрироваться.
Если Верховная Рада до вечера 18 мая примет решение о досрочном прекращении полномочий еще двух депутатов - Гарбуза и Гордеева, назначенных недавно главами областных государственных администраций, и это постановление оперативно будет передано в ЦИК, то не исключаю, что 17 июля довыборы в Украине пройдут не в пяти, а во всех семи округах.
Если говорить о проблемах, то это финансирование. В госбюджете-2016 заложена возможность проведения выборов лишь в четырех округах за весь календарный год. Но, думаю, эту проблему мы решим соответствующим обращением и просьбой дофинансирования в Министерство финансов.
- В какую сумму бюджету обходятся выборы в одном округе?
- Все зависит от количества участков. Цифр назвать сейчас вам не могу, надо перепроверить.
- Есть мнение, что если внутренняя и внешняя политика Украины будет в том же состоянии, что и сейчас, то через год вместе с досрочными парламентскими выборами мы можем досрочно выбирать еще и президента. Как вы оцениваете такую перспективу?
- Парламент и президента украинцы выбирали не для того, чтобы они не справлялись со своей работой и выборы проводились с большой частотой. Я считаю, что и президент и парламент имеют достаточно потенциала, чтобы реализовывать те полномочия, которые им дает Конституция. Путь бесконечных выборов - это путь в никуда. Надеюсь, что парламент доработает свой срок, и это даст возможность и ЦИК и депутатам наработать нормальный законопроект о выборах на пропорциональной основе.
- Поддерживаете ли вы мысль о необходимости сокращения каденции работы парламента до трех, а то и до двух лет?
- Это не предмет регулирования закона о парламентских выборах. Это вопрос изменений в Конституцию, так как срок работы парламента прописан в Основном законе. Как гражданин я считаю, что три и меньше лет - это слишком малый срок для работы парламента. Только первый год, особенно для новых депутатов, проходит на адаптацию и раскачку. Опыт многих европейских государств свидетельствует о том, что четыре-пять лет - наиболее оптимальный срок для работы парламентского созыва.
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.