13.01.2006 09:19

Подписывайтесь на полезный легкий контент в Instagram

Суд не вмещает всех желающих - правовые аспекты

События, имевшие место 9 января в помещении Киевского городского апелляционного суда во время слушания по делу об убийстве Гонгадзе, получили широкую общественную огласку. В этой связи актуальным становится вопрос правовой оценки данного происшествия.

Как заявила на вчерашней пресс-конференции в Пресс-Центре ЛІГАБізнесІнформ корреспондент интернет-издания "Обозреватель" Татьяна Чорновил в препятствовании объективному освещению данного судебного процесса заинтересован лично заместитель председателя упомянутого суда Валерий Глос. По словам журналиста, именно он создал условия, сделавшие невозможным присутствие всех желающих журналистов на заседании по делу, распорядившись отвести для него маленькое помещение. Все это вылилось в силовое столкновение в стенах суда между военнослужащими специального подразделения милиции "Грифон" и многочисленными представителями СМИ, пытавшимися исполнить свои служебные обязанности.

Что касается действий администрации суда, предоставившей для судебного заседания слишком маленькое помещение, то их можно рассматривать в свете принципа гласности, закрепленного статьей 20 Уголовно-процессуального кодекса. Эта норма предусматривает условия и порядок принятия решения о проведении закрытых судебных заседаний. Характерно, что судья по делу Гонгадзе - г-жа Григорьева, приняла решение об открытом ведении процесса. При этом на заседание были допущены представители отдельных средств массовой информации. Таким образом, формально принцип гласности был соблюден. Тем более, что законодательство не вменяет в обязанности суда обеспечивать технические условия для работы всех желающих присутствовать на заседании журналистов.

С другой стороны, по мнению президента Института региональных масс-медиа Азера Оруджева, действия милиционеров и суда можно квалифицировать как преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 171 Уголовного кодекса ("Препятствования законной профессиональной деятельности журналистов"). Более того, в открытом письме подчеркивается, что к указанным действиям можно применить нормы Закона "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" , согласно которому ответственность за препятствование профессиональной деятельности журналиста приравнивается к ответственности за совершении тех же действий в отношении работников правоохранительных органов.

На неоднозначность этого происшествия указал в беседе с корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ юрист Института Медиа Право Тарас Шевченко. По его мнению, с одной стороны, действия милиционеров можно трактовать в свете Уголовного кодекса и законодательства о гарантиях профессиональной деятельности журналистов. Однако, юрист обращает внимание на то обстоятельство, что работники подразделения судебной милиции находились при исполнении служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка в здании суда, подчиняясь приказам своего непосредственного начальства.

Также Тарас Шевченко отметил, что перспективы реального привлечения кого-либо к ответственности весьма сомнительны. Так по данным Института Медиа Право, за четыре года существования данной статьи Уголовного кодекса было зафиксировано лишь несколько случаев возбуждения уголовных дел этой категории и только одно из них было передано в суд. По словам юриста, в данном случае об ответственности за препятствование законной деятельности журналистов можно говорить только в политическом контексте.

События 9 января побудили журналистов многих СМИ объединить усилия для устранения препятствий в нормальном освещении процесса по делу Гонгадзе. Татьяна Чорновил предлагает при повторении подобных действий правоохранительных органов совершать силовые акции с целью срыва судебных заседаний. Однако, следует иметь в виду, что в ситуациях, когда нет и не может быть четкого разграничения между исполнением служебных обязанностей и препятствованием деятельности журналистов, между нарушением общественного порядка и осуществлением права на свободу слова, такие действия могут иметь негативные последствия для самих журналистов.

ЛIГАБiзнесIнформ
украинская Сеть деловой информации
www.liga.net