Суд нанес удар по "туризму жертв клеветы" в Британии, - обзор СМИ
Высокий суд Лондона (фото - theguardian.com)

Британский Высокий суд отклонил исковое заявление о клевете, которое отставной московский полицейский Павел Карпов подал на бизнесмена Билла Браудера и его фонд Hermitage Capital. Заявление было подано в связи с кампанией, которую ведет Браудер, добиваясь справедливости в истории со смертью юриста Сергея Магнитского.

Многие англоязычные газеты отмечают: этот шаг суда может покончить с так называемым libel tourism (туризмом жертв клеветы) - стремлением иностранцев подавать иски о клевете именно в Великобритании, пользуясь суровостью законов.

В связи с решением суда издания вспоминают о деле Магнитского и законе Магнитского. Но только The Guardian выносит в заголовок упоминание об этой истории: "Эпохальное решение британского суда отклонить иск о клевете, связанный с делом Магнитского". Журналистка Лайза О'Кэрролл сообщает: судья счел, что дело не может быть рассмотрено, так как Карпов ранее не имел в Англии и Уэльсе (юрисдикции данного суда, - ред.) репутации, которую можно было бы защищать. "Его связь с этой страной незначительна, и, следовательно, есть определенная искусственность в его стремлении защитить свою репутацию в этой стране", - постановил судья Саймон. Карпов судился с Биллом Браудером и его фондом Hermitage Capital, базирующимся в Великобритании, за утверждения о его причастности к "пыткам и убийству" борца с коррупцией, разоблачителя Магнитского, сделанные на сайте Russian Untouchables и в телеинтервью, - говорится в статье.

Адвокаты Браудера требовали отклонить иск на том основании, что это процессуальное злоупотребление. "Отклонив дело на этом основании, судья заявил, что Карпов не может установить в этой юрисдикции достаточную репутацию, чтобы установить факт реального и значительного гражданского правонарушения", - пишет газета.

Браудер утверждал в суде, что за иском стоит российское правительство и использует его, чтобы остановить его кампанию. После заседания Браудер сказал, что решение британского суда шокирует российский режим: "В России есть ощущение, что суды можно какими-то уловками заставить что-то сделать, а это пощечина".

Марк Стивенс, поверенный Браудера, заявил, что вердикт помешает "мошенникам, бандитам и русским олигархам приезжать в Лондон для отмывания своих репутаций". Со своей стороны, адвокат Карпова, королевский адвокат Эндрю Колдекотт, написал в своих письменных доводах: "Истец не арестовывал Магнитского, не пытал и не убивал его".

"Удар по туризму жертв клеветы - иск россиянина отклонен" - пишет The Times. Иск Карпова охарактеризован как один из худших примеров туризма жертв клеветы, когда иностранные граждане, мало связанные с Британией, пользуются Высоким судом для урегулирования споров. Газета отмечает, что отклонение иска Карпова - уже второй удар по туризму жертв клеветы. Первый - принятый, но пока не вступивший в силу закон о диффамации от 2013 года, обязывающий истцов из-за пределов Европы доказывать, что урон их репутации нанесен именно в Британии. Туризм жертв клеветы, расцветший в последние 20 лет, вредит репутации самой Великобритании как оплота свободы слова, полагает газета.

"Вердикт, который наконец-то борется с туризмом жертв клеветы: фатальный удар по физическим лицам, которые не имеют или почти не имеют связей с Великобританией, но пытаются подавать иски", - пишет в заголовке Independent. "Перемены совершаются после того, как комиссия высокопоставленных судей заключила, что чересчур гибкие правила юрисдикции наносят вред репутации британской судебной системы", - отмечает журналист Кэхел Милмо.

Напомним, к туризму жертв клеветы прибегали украинские бизнесмены Дмитрий Фирташ и Ринат Ахметов. Совладелец RosUkrEnergo Фирташ подал иск в суд Лондона на газету Kyiv Post за статью, опубликованную в июле 2010 года, автор которой подозревал его "в масштабной криминальной коррупции". В ответ на поданный иск Kyiv Post заблокировала доступ своего сайта ко всему интернет-трафику, исходящему из Великобритании. Ахметов в британский суд подавал на журналистов сайта Обозреватель, опубликовавших данные о его детстве и юности.

По материалам: InoPressa