Турчинов о деле Щербаня: Тимошенко незачем было убивать партнера
Александр Турчинов

Убийство Евгения Щербаня не могло быть в интересах Юлии Тимошенко - стороны договорились вести бизнес, что после смерти Щербаня стало невозможным. Об этом в интервью ЛІГАБізнесІнформ заявил первый заместитель главы партии Батькивщина, народный депутат Александр Турчинов.

"Тимошенко договорилась о совместной реализации газа ЕЭСУ через ИСД (этой бизнес-структурой в 1990-х контролировал Щербань, - ред.) в Донецке. После убийства Щербаня эта схема разрушилась. Поэтому ей в первую очередь невыгодно было потерять такого партнера. Ссылки в показаниях так называемых "свидетелей" ГПУ идут на умерших людей. Вы же тоже можете сказать, что в таком-то году видели Кушнира в ресторане, и он вам поведал, что он убил Щербаня, рассказал кто заказчик, сколько заплатили. У тех же руководителей ГПУ версия произошедшего постоянно меняется. То они говорят о том, что расчеты проходили по безналу. Потом, после сопоставления дат и выявления того, что переводы на Мильченко были осуществлены через полгода после убийства, а перевода денег от Мильченко Кушниру вообще не существует, "концепция" меняется. Тогда появляется версия о том, что часть денег занесли наличкой. И так далее, и так далее", - сказал Турчинов.

Отвечая на вопрос, что у Лазаренко могли быть напряженные отношения с донецкими, Турчинов сказал, что "напряжение могло быть между ним и Владимиром Щербанем - губернатором". "Чиновники укрепляют свои позиции, расставляя кадры. Тут мог быть конфликт, так как Владимир Щербань не давал Лазаренко назначать своих людей в Донецк. В итоге Лазаренко добился снятия губернатора. Но бизнес был бизнесом. Все противоречия между Донецком и Днепропетровском были сняты. ЕЭСУ снабжало ИСД газом, ИСД гарантировало оплату газа предприятиями", - сказал депутат.

По словам Турчинова, все лидеры группировок в Украине занимались примерно одним и тем же. "Похожими были и механизмы взаимодействия друг с другом. В итоге победившая в кровавой войне группировка и стала сегодняшней властью", - сказал он.

Говоря о том, могли ли Щербаня убить из-за газа в пользу Итеры - частная российская газовой компании, Турчинов сказал, что газ для Щербаня, как и для других донецких, не был самоцелью. "Это была форма установления контроля над предприятиями. Почему для ИСД было важно получить дистрибуцию? Потому что это влекло за собой долговые отношения с предприятиями и их приватизацию. Я не думаю, что газ мог быть поводом. Темой Щербаня была промышленность, металлургия", - сказал соратник Тимошенко.

Отвечая на вопрос о том, был ли Щербань политическим конкурентом Лазаренко, Турчинов сказал, что это глупость. "Он никогда не стремился к постам и должностям. Он действительно считал, что либеральная идея - это его идея. Это я прекрасно помню по нашему общению. Он полагал, что не должен связывать себя с государством. Он четко позиционировал себя самого в качестве бизнесмена", - добавил Турчинов.

Говоря о том, почему деньги Тимошенко перечислялись Мильченко, Турчинов отметил, что "если мы платим налоги, а чиновник налоговой кого-то убивает, это не означает, что мы оплатили убийство". "Во-вторых, на счета, которые, по словам Кириченко, были счетами Лазаренко, заходили десятки миллионов долларов. Не только от ЕЭСУ. С этого счета прошел платеж на счет Мильченко. Как определить, что это были деньги именно Тимошенко? Если бы там был хотя бы пустой счет, на которые пришли два миллиона, а потом ушли, теоретически можно было бы это сопоставить. Ни в объемах, ни во времени стыковки нет. Кроме того, безнал за убийство - это уже абсурд. Могу это сказать как экс-председатель СБУ. Ну никогда никто так не делал. Не было никогда проблем с обналичкой денег в Украине. Зачем было оставлять следы? Из-за беспокойства за Генпрокуратуру, которой нужно будет через 16 лет вести дело? Если предположить, что за убийство рассчитывались безналом, значит, по версии ГПУ, Матрос должен был потом также безналом перечислить деньги Кушниру. В графе назначения платежа написав: "От Юли и Паши за Женю". Но таких платежей нет! Если Матрос потом просто снял эти деньги и отдал Кушниру, возникает вопрос: зачем их надо было так сложно, через Африку, передавать из Днепропетровска назад в Днепропетровск для того, чтобы потом обналичить? Нельзя было это сразу сделать?" - сказал Турчинов.

По мнению Турчинова, появление переводов объясняется тем, что у Мильченко и Кириченко был общий бизнес - Царичанская вода. "И шли расчеты", - сказал он. При этом Тимошенко, уверяет он, доступа к ним не имела. "Это счета Кириченко. Кириченко давал показания, что выполнял финансирование по команде Лазаренко. Но этот только его слова и их отношения", - добавил Турчинов.

Интервью с Турчиновым

Досье на Александра Турчинова