Украину парализовал политический кризис
Политическая арена Украины как будто находится в тумане. Спустя год после выборов, которые позволили Партии регионов вернуться в правительство, страна полна слухов о досрочных выборах, которые могли бы положить конец противостоянию "оранжевого" Президента Украины Виктора Ющенко и пророссийского правительства Виктора Януковича, пишет французское издание "Le Figaro".
В статье говорится, что поведение В.Янукович можно назвать вызывающим и оскорбительным по отношению к Президенту, особенно когда он оспаривает сохраняющиеся за Президентом прерогативы в области внешней политики и безопасности. Эти споры могут в любой момент перерасти в противостояние. По мнению газеты, некая разновидность юридического нигилизма овладела всеми ветвями власти, которые выходят за рамки своих полномочий в надежде перетянуть на себя одеяло. Так, к примеру, сегодня это может быть группа депутатов, которые решают отключить в Раде электричество с целью помешать проведению заседания. Завтра это районный суд, который осуждает решение Президента... По словам одного дипломата, ситуация сейчас очень скользкая. "Мы очень скоро можем вновь оказаться на улицах, как во время "оранжевой революции", - сказал он.
Газета отмечает, что символ "оранжевой революции" 2004 г. Юлия Тимошенко, которая сегодня возглавляющая наиболее сплоченную демократическую оппозицию в Верховной Раде считает такую войну институтов "невыносимой". Она потребовала провести досрочные парламентские выборы, которые позволят "оранжевому" лагерю примирить собственных сторонников и вернуться к работе. Однако, пишет издание, Президент В.Ющенко колеблется, поскольку боится оказаться в зависимости у "взбалмошной Юлии", отношения с которой у него испортились. Как поясняет политолог Вадим Карасев: "Он не хочет превратиться в младшего брата Ю.Тимошенко. Для него наилучшим решением было бы оставаться над схваткой. Такая биполярность является еще и гарантией политического плюрализма. Она вынуждает к компромиссу и позволяет предотвратить захват власти одним кланом, как происходит у В.Путина".
Как предпологает "Le Figaro", Президента Украины, возможно, и соблазнится идеей роспуска ВР, но скорее после того, как его прижмет к стене Премьер-министр. Пока же все затаили дыхание... "Здесь все так запутано. Сегодня соглашаются, завтра расходятся. Это украинская анархия образца 2007 года, ситуация, немного напоминающая итальянскую систему", - комментирует один обозреватель.
По мнению издания, такая ситуация "застоя" развязывает руки лагерю В.Януковича, который пользуется ею, чтобы изменить курс, отдавая приоритет политическим и экономическим связям с Россией, вновь взявшей под свой контроль украинский газовый сектор. Помимо этого команда В.Януковича потихоньку возрождает схемы и методы эпохи Л.Кучмы. Так, к примеру, ожесточенная борьба правительства с бывшим "оранжевым" Министром внутренних дел Юрием Луценко, которого отправили в отставку. Однако, благодаря своей популярности, он организовал новое демократическое движение "Народная самооборона", которое должно вновь мобилизовать всех тех, кто разочаровался в "оранжевой революции". Он ездил по стране и собирал многотысячные толпы людей, где призывал к народному походу на Киев в конце апреля. И вдруг неделю назад к нему с обыском нагрянула милиция, как в старые добрые "кучмистские времена". Прокуратура возбудила против него ранее закрытое дело. Он был вынужден дать подписку о невыезде, тем самым он отменил свои выступления в регионах...
Как отмечает Ю.Тимошенко: "такое политическое давление доказывает, что мы не можем быть уверены в незыблемости наших свобод и нашей независимости. Гражданское общество должно сохранять бдительность". "Реставрация" может начаться в тех органах власти, где члены донецкого клана ставят на руководящие должности своих людей. Так, к примеру, бывший начальник львовской милиции Олег Сало, назначен на пост главы отделения МВД Закарпатья. "Реванш" коснулся также и СМИ, свобода которых остается главным завоеванием "оранжевой революции". Ведущие политические программы на телевидении были отменены. Однако эксперты не склонны преувеличивать масштаб опасности, пишет газета. А В.Карасев сказал: "Знаете, когда Наполеон вернулся, это продолжалось всего 100 дней".