Washington Post рассказал, как организатор туров по Зоне отчуждения тайно помогал ВСУ
Фото: EPA

Российские войска захватили Чернобыльскую АЭС в первый день войны и контролировали ее до конца марта. Все это время в районе электростанции действовала тайная сеть информаторов, состоявшая из сотрудников и помощников местного туристического агентства "Чернобыль Тур", пишет Washington Post.

Читайте нас в Telegram: только важные и проверенные новости

У "Чернобыль Тур" была небольшая видеокамера на въезде в зону, которой сотрудники компании могли управлять дистанционно.

В первые часы 24 февраля возле нее было тихо, рассказала координатор агентства Екатерина Асламова.
На видео она видела, как рядом ходят украинские военные, один кормил собаку. Но вдруг они отошли от границы – и через некоторое время начала заезжать колонна военной техники, обозначенной буквой V, которую россияне использовали для идентификации оккупационных войск. Поток военной техники замедлился только спустя два дня.

Россияне, проезжавшие мимо границы, сразу сорвали украинские флаги и выключили все камеры, но ту, которую установил "Чернобыль Тур", почему-то пропустили. Тогда сотрудники турагентства стали считать российскую технику.

Владелец "Чернобыль Тур" Ярослав Емельяненко нашел контакты в украинской военной разведке и начал передавать информацию туда.

Через несколько дней камера перестала работать – сели батарейки или россияне все-таки ее заметили.

Но параллельно киевские гиды связались с жителями окрестных сел, которые сотрудничали с их агентством, и "Чернобыль Тур" превратился в сеть информаторов, действовавшую все пять недель, пока россияне находились в Припяти.

В течение нескольких недель оккупации оставшихся в окрестных селах десяток сотрудников "Чернобыль Тура" продолжали тайно считать российскую технику, устанавливать ее местонахождение и указывать направления движения.
Подвергаясь серьезному риску, жители сел были вынуждены ходить в поля и леса в поисках мобильной связи, чтобы отправить свою информацию в Киев.
В "Чернобыль Тур" говорят, что до сих пор не могут раскрыть подробности работы этой группы из-за ее щекотливого характера. Кроме того, почти все сообщения в первые недели войны пришлось удалить, чтобы защитить источники, особенно в случае, если российские войска захватят Киев. Но те видео и переписка в Telegram, которые группа все же сохранила, подтверждают ее слова.

Сопротивлялись российскому вторжению и сами работники АЭС — за это время были убиты девять человек, похищены пять.

Группа "Чернобыль Тура" также пыталась сообщать своим источникам, что происходит в стране на самом деле, для противодействия российской пропаганде и лоббировала создание гуманитарного коридора для эвакуации застрявших в оккупации гражданских.
Емельяненко, вступивший в терроборону, начал, по его словам, и собственную "специальную информационную операцию": он рассказывал СМИ, что остающиеся в Чернобыльской зоне солдаты испытывают большое влияние радиации.
"Честно говоря, это было большим преувеличением. Цель заключалась в том, чтобы заставить россиян волноваться, что они все умрут", — рассказал он.

Читайте также: "Чернобыльский кофе" в Киеве: как туроператор в зону ЧАЭС открыл кофе-точку в бухгалтерии