Янукович должен был наложить вето на новый УПК, - юрист
f1bd54518b80be69eff973420a2dfd28.jpg

Новый Уголовный процессуальный кодекс Украины был принят больше по политическим соображениям и с нарушением законодательства. Такое мнение в своей статье для еженедельника ZN.UA высказал адвокат, заслуженный юрист Украины Алексей Баганец.

В частности, он указал, что в своем решении Конституционный суд Украины еще в 2002 году разъяснил, что Верховная Рада правомочна принимать законы при условии присутствия на ее пленарных заседаниях на момент голосования не менее такого количества народных депутатов Украины, которое, согласно Конституции, необходимо для принятия соответствующего решения. То есть во время принятия закона на момент голосования на пленарном заседании парламента должно быть не менее 226 народных депутатов.

Кроме того, автор, ссылаясь на Основной закон, напоминает, что осуществление народным депутатом голосования на заседаниях парламента означает его непосредственное волеизъявление независимо от способа голосования, то есть народный депутат не имеет права голосовать за других народных депутатов на заседаниях.

"Голосование за проект УПК Украины на заседании Верховной Рады осуществлялось лишь присутствующими (в количестве около 50) на то время народными депутатами Украины, в том числе и за отсутствующих народных депутатов, карточки которых "проголосовали" за этот закон", - отмечает Баганец.

Таким образом, во время принятия нового УПК Украины народные депутаты действовали вне пределов предоставленных им полномочий и вопреки основаниям и способу, определенным положениями Конституции, что также является грубым нарушением требований Основного закона. Кроме того, не сработали и предусмотренные Конституцией гарантии от нарушения процедуры принятия и утверждения Радой законов Украины.

По словам юриста, учитывая нарушения требований Конституции во время принятия нового УПК, президент Виктор Янукович как гарант соблюдения Конституции обязан был наложить вето на принятый закон, однако этим правом не воспользовался и 14 мая 2012 года подписал его.

При этом он также отметил, что приняв новый УПК вопреки конституционной процедуре, Украина нарушила взятое на себя указанное обязательство, поскольку в новом УПК есть ряд норм, противоречащих требованиям как Конституции Украины, так и международному законодательству.