Москва вкладывает деньги во французское кладбище
Российское правительство выделит 692 700 евро на содержание кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, расположенного в южных предместьях Парижа. Идея может показаться экстравагантной, если не знать, что речь идет о крупнейшем русском некрополе за пределами России. Об этом пишет в четверг одна из ведущих французских газет "Le Monde".
"Здесь шесть тысяч могил упокоили прах почти 20 тысяч русских людей, значительная часть которых - представители интеллигенции, бежавшие от советского режима в разные эпохи. В их числе лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Бунин (1870-1953), кинорежиссер Андрей Тарковский (1932-1986), снявший "Ивана Рублева" и "Жертвоприношение", танцоры и хореографы Серж Лифарь (1905-1986) и Рудольф Нуриев (1938-1993), художник Серж Поляков (1900-1969), князь Львов (1861-1925), председатель первого Временного правительства после отречения Николая II в 1917 году. Еще несколько Романовых, членов бывшей царской семьи, писатель Виктор Некрасов (1911-1987), получивший сталинскую премию по литературе за книгу "В окопах Сталинграда", а также поэт и певец, диссидент Александр Галич (1919-1977) и киноактер Иван Мозжухин (1887-1939) - звезда кино в период между двумя мировыми войнами", - цитирует слова издания "InoPressa".
"Французу не по себе в этом лесу православных крестов и надписей на кириллице. Архитектор Бенуа построил здесь маленькую бело-голубую церковь Успения Богородицы, луковичный купол которой был бы вполне уместен в пригородах Новгорода", - говорится в статье.
"Однако это кладбище коммуны Сент-Женевьев-де-Буа. И оно является источником проблем, главным образом юридических, которые теперь решены. "Как на всех муниципальных кладбищах, места на Сент-Женевьев-де-Буа предоставляются за определенную плату на различный срок (который не может превышать 99 лет), - объясняет мэр Сент-Женевьев-де-Буа Оливье Леонард (член Социалистической партии). - По истечении срока аренда либо продлевается, либо аннулируется, если никто не объявляется. Так случилось с 648 могилами, расположенными на русской части кладбища, где похоронено больше русских, чем жителей Сент-Женевьев-де-Буа. Мы вынуждены перераспределять могилы, перенося останки в оссуарий. Муниципалитет, принимая во внимание историческое значение данного некрополя, бесконечно переносил рассмотрение вопроса о перераспределении мест. Пришло время действовать". Поэтому французский мэр связался с российскими властями. И заключил соглашение с правительством Москвы, чтобы "урегулировать юридическую ситуацию с арендой и продлить ее", отметил Оливье Леонард", - пишет газета.
"Как возник такой православный анклав в крупном парижском предместье? Здесь в 1927 году был открыт дом престарелых "Русский дом" (который существует до сих пор), изначально предназначавшийся для "белоэмигрантов". Насельников пансиона хоронили на муниципальном кладбище. Аура дома престарелых и последнего клочка русской земли привлекала множество русских эмигрантов – знаменитых и неизвестных, живущих во Франции и за ее пределами, – которые выбирали это кладбище своим последним пристанищем. Сегодня слава кладбища Сент-Женевьев-де-Буа столь велика в России, что российские туроператоры включают его посещение в экскурсионную программу. Президент Путин и Патриарх Московский Алексий II также приезжали поклониться этим могилам", - говорится в тексте материала.