Дети халифата: 13 лет - самое время убивать
За секунду до выстрела. Ребенок казнит заложника Исламского государства (стопкадр из видео)

В январе прошлого года Исламское государство впервые показало, как ребенок совершает казнь. Мальчик 12-13 лет, длинные темные волосы, черный свитер и камуфляжные штаны. Он стоит за спинами двух мужчин. Это российские шпионы перед ним на коленях, объясняет его наставник. Казахский паренек Абдулла (имя и национальность подростка известны из предыдущих видео) стреляет пленникам в затылок - в кадре драматический эффект замедления.

В июльском ролике исламистов впервые безымянный "детеныш халифата" обезглавливает сирийского солдата. А в День независимости США террористы опубликовали видео масштабной казни 25 плененных солдат Сирии: на сцене античного амфитеатра Пальмиры их расстреляли 12-13-летние ребята. И сотни зрителей наблюдали за процессом с трибун.

В октябре 2014 года ИГ в Twitter рассказало о своем самом юном "мученике": 10-летний Абу Убайда был убит вместе с отцом во время авианалета США. А в марте 2015-го француз Абу Бакр аль-Фаранзи в возрасте 13 лет стал самым молодым джихадистом, который погиб в бою. Мальчик переехал в Сирию вместе со всей семьей из Страсбурга.

Эти и многие другие видео и сообщения указывают на две важные тенденции. Во-первых, стремительно возрастает роль совсем юных детей на передовой сражений Исламского государства. Во-вторых, часто главную роль в радикализации и приобщении ребенка к насилию играют именно его взрослые родственники.

Для Исламского государства дети - это не только инструмент пропаганды, но и полноценные воины, которые могут и убивают. Джихадисты называют их детенышами халифата
Исламисты постоянно публикуют ролики из тренировочных лагерей для детей. Или же используют образы смеющихся и играющих ребят в пропагандистских видео, тем самым призывая потенциальных джихадистов привозить с собой семьи. Личные странички боевиков-иностранцев в соцсетях изобилуют фотографиями их детей, одетых в военную форму и позирующих с оружием. Но для Исламского государства они не только инструмент пропаганды, это и полноценные воины, которые могут и убивают. Джихадисты называют их "детеныши халифата" (cubs of the caliphate).

Взращивая маленьких террористов, исламисты, во-первых, обеспечивают себя новым поколением еще более исполнительных боевиков; во-вторых, получают мощнейшее медийное сопровождение. Ведь такая эксплуатация детей вызывает шок у мирового сообщества и весть о ней распространяется молниеносно.

Сломанные судьбы

Исламскому государству чужда забота о человеке, в том числе и о детях. Террористы систематически и целенаправленно совершают преступления против человечествагеноцид езидов, нападения на другие религиозные и этнические меньшинства, масштабные убийства, изнасилования, пытки и обращение в рабство.

По данным ЮНИСЕФ, всего за период с 2011 по 2015 годы около 2,8 миллиона сирийских детей были вынуждены стать беженцами, примерно 2 миллиона не учатся в школе, около 6 миллионов оставшихся в стране нуждаются в помощи.

Статистика детских смертей слишком разнится, чтобы говорить об общих потерях. В докладе Оксфордской исследовательской группы за 2013 год речь шла об 11420 убитых в первые два года конфликта, среди них - 764 казнены и 389 застрелены снайперами. В сентябре 2014-го ООН сообщила, что с начала года убито или изувечено 700 детей. В январе 2015-го весь мир облетела новость о том, что исламисты казнили в Мосуле 13 подростков за просмотр футбольного матча. Из более свежих цифр - данные Сирийского наблюдательного совета по правам человека (SOHR): только за январь 2016 года убиты 295 детей.

Дети-джихадисты, как правило, успешно выполняют задание, поскольку не вызывают подозрений у взрослых
Детская смертность очень высока из-за повсеместной их эксплуатации на передовой и в тылу. Террористы заставляют подростков подавать оружие боевикам в первом ряду и уносить раненых из поля боя, охранять стратегические объекты, задерживать мирных жителей, шпионить и вербовать других детей, используют их в качестве живых щитов, доноров крови, смертников (особенно детей с психическими расстройствами и совсем маленьких - лет восьми). Дети-джихадисты, как правило, успешно выполняют задание, поскольку не вызывают подозрений у взрослых.

Согласно сообщению ООН, когда речь идет о детях из религиозных и этнических меньшинств (неверных), кроме массового обращения в рабство, иногда исламисты их попросту публично убивают: обезглавливают, распинают на крестах и закапывают заживо.

Также дети гибнут во время авиаударов и артобстрелов, страдают от обезвоживания и голода.

Дети как оружие

Использование подростков в качестве солдат и смертников - не новая практика. Многие террористические группировки на Ближнем Востоке, в Африке, Европе и Латинской Америке годами совершенствуют способы вербовки и подготовки юных боевиков: тренировочные лагеря, летние школы, молодежные организации. Ведь приоритетным для террористов помимо уничтожения врага является, собственно, выживание.

Но Исламское государство имеет принципиальное отличие - оно не ждет, пока дети вырастут. Другие соблюдают правило: чтобы участвовать в сражениях на передовой, ребенок должен достигнуть определенного возраста и постепенно пройти уровни подготовки. Исламисты же отправляют в бой совсем юных джихадистов.

Определить точное количество завербованных детей невозможно. Доходят лишь обрывки разрозненных цифр: боевую подготовку в городе Ракка прошли 350 детей, младшим из них - 5 лет (декабрь 2014); в тренировочных лагерях на севере Сирии проходят подготовку не менее 400 детей (март 2015); ИГ похитило в Мосуле и отправило в тренировочные лагеря около 120 подростков (апрель 2015), 127 детей (сентябрь 2015), 60 детей (январь 2016); джихадисты сделали шахидами не менее 19 детей, погибло в боях не менее 52 (июль 2015), во время осады Кобани убито в столкновениях не менее 30 детей.

Миа Блум, профессор Массачусетского университета, эксперт в области безопасности и соавтор книги о детском терроризме, рассказывает о пяти категориях детей Исламского государства: рожденные у местных боевиков, рожденные у боевиков-иностранцев или эмигрантов, сироты из подконтрольных ИГ приютов, похищенные у родителей и добровольно присоединившиеся.

Зависимо от того, к какой категории ребенок относится, террористы используют разные методы вербовки и приобщения его к насилию. Например, в тренировочных лагерях, как правило, готовят детей-сирот и насильно отобранных у родителей. А в подконтрольных исламистам школах учатся дети, родители или другие старшие родственники которых часто сами подталкивают их к терроризму. Они делают это как безвозмездно, так и за еду, одежду или деньги.

Детей вербуют и в социальных сетях, используя стратегию педофилов: выстраивают доверительные отношения, приучают к жестокости и постепенно подталкивают к встрече с вербовщиком оффлайн
Принуждение к насилию со стороны семьи - яркая отличительная черта ИГ, ведь в странах Африки и Латинской Америки, где давно и широко практикуют использование детей-солдат, юных бойцов вербуют из сирот.

Еще одним новаторством исламистов является успешная вербовка детей через интернет. Основываясь на годичном анализе пропаганды ИГ и поведения рекрутов в соцсетях, Миа Блум утверждает, что террористы используют стратегию педофилов. На протяжении нескольких недель или месяцев они мало-помалу выстраивают доверительные отношения с жертвой через переписку, обязательно в условиях секретности, чтобы исключить родителей, показывают ребенку жестокие видео, приучая к насилию, и, наконец, постепенно подталкивают его к встрече с вербовщиком оффлайн.

Как обрабатывают детей

За время конфликта сотни детей из Ближнего Востока, Европы и Южной Азии приехали в Сирию вместе с семьями или сбежав из дома. По прибытию они определяются в одну из многих местных школ. На подконтрольных исламистам территориях, кроме обычных, есть и две англоязычные. Боевики используют школы, во-первых, для усиленной идеологической обработки детей, во-вторых, как платформу для отбора в тренировочные лагеря особо умных или физически развитых. В школах учителя рассказывают об идеологии Исламского государства, объясняют, кто есть враг, учат пользоваться оружием, культивируют восприятие лагерей для "детенышей халифата" как элитного клуба: войти в него достойны только лучшие из лучших.

Также террористы вовлекает детей, постепенно их социализируя. Например, через участие в разных массовых мероприятиях (зачастую это публичные казни), где ребенку бесплатно дают игрушки или сладости просто за то, что он пришел. В роликах исламистов можно увидеть детей в первых рядах публики, куда они пробираются из чистого любопытства. Дети иностранных боевиков очень быстро учатся, что даже косвенное участие в таких мероприятиях вознаграждается. Таким образом, постепенно сцены насилия становятся для ребенка нормой.

Если же подростку "посчастливилось" быть отобранным во "детеныши халифата", его ежедневно приучают к насилию. Дети возрастом в среднем 10-15 лет становятся постоянными свидетелями казней через распятие, обезглавливание, избиение камнями. Таким образом, ребенок теряет чувствительность к жестокости и страданиям других, а также демонстрирует свою лояльность Исламскому государству.

Дети месяцами тренируются отрезать головы белобрысым куклам с голубыми глазами и в оранжевой форме, учатся стрелять, подрывать гранаты, прочесывать помещения, нападать из засады на транспорт. Все это время их держат в состоянии физического и душевного истощения
Те немногие подростки, которым повезло выжить или сбежать, рассказывают, что дети месяцами тренируются отрезать головы белобрысым куклам с голубыми глазами и в оранжевой форме, учатся стрелять, подрывать гранаты, прочесывать помещения, нападать из засады на транспорт. Все это время их держат в состоянии физического и душевного истощения. Последним тестом на верность исламистам может стать собственноручно произведенная казнь пленника.

Свежеиспеченных выпускников тренировочных лагерей демонстрируют на параде. На видео Исламского государства показаны ровные ряды вооруженных подростков в униформе и с массой оружия. На заднем фоне дети помладше - предположительно следующее поколение "детенышей халифата" - с любопытством разглядывают "элиту".

Иногда, если ситуация на фронте критическая, подготовка проходит в ускоренном режиме и ребенок сразу же попадает на передовую. Тех, кто пытается бежать, убивают или калечат.

Что делать

Сейчас специалисты пытаются найти правильную формулу реинтеграции таких детей в нормальное общество. Старые способы исцеления, опробованные в Африке или Латинской Америке, не подействуют: ни семья, ни школа, ни религия не сыграют роли авторитета, поскольку полностью дискредитированы Исламским государством или подконтрольны ему. "Детеныш халифата" - это априори изувеченный человечек, неспособный на эмпатию и привычный к жестокости. Исламисты систематически дегуманизируют подростков и это вполне может стать проблемой не только для этого, но и последующих поколений.



Алена Савчук
для ЛІГА.net

Спецпроект: Исламское государство. Территория войны

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.