В понедельник в отделении ООН в Вене открылась сессия Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Выступая перед ее участниками, глава МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадеи заявил, что у агентства по-прежнему нет достаточной ясности относительно всех аспектов иранской ядерной программы. Он подчеркнул, что МАГАТЭ не может однозначно заявить, что эта программа носит исключительно мирный характер и не предназначена для военных целей.

"Нынешняя ситуация, можно сказать, остается в тупике", - заявил М.эль-Барадеи, высказывания которого приводит пресс-служба ООН. Он напомнил, что Тегеран в прошлом почти два десятилетия занимался незаявленной ядерной деятельностью в нарушение договора о нераспространении ядерного оружия.

Глава МАГАТЭ также отметил, что инспекторы МАГАТЭ имели возможность проверить сейчас все заявленные ядерные материалы в Иране. "Однако мы, по-прежнему не можем воссоздать целостную картину истории иранской ядерной программы и некоторых ее компонентов, потому что не было необходимого уровня открытости и сотрудничества со стороны Ирана", констатировал он.

Он подчеркнул, что, несмотря на требования Совета Безопасности Тегеран продолжает обогащение урана и утверждает, что как участник договора о нераспространении ядерного оружия он имеет полное право на использование ядерных технологий в мирных целях.

"Доверие МАГАТЭ к природе иранской программы подорвано незаявленной 20-летней деятельностью в прошлом" - сказал М.эль-Барадеи, добавив, что доверие будет восстановлено только после того, как власти Ирана ответят на все вопросы МАГАТЭ и проявят готовность к открытому сотрудничеству.

Напомним, Совет Безопасности ООН 23 декабря 2006 года единогласно принял резолюцию 1737 после того, как Иран вновь проигнорировал призывы международного сообщества, опасающегося, что Тегеран использует ядерную программу в военных целях и поэтому призывавшего ввести временный мораторий на работы по обогащению урана.

Документ предусматривает санкции против военных ядерных программ, но не запрещает поездки чиновников и внешнеэкономическую деятельность предприятий. Санкции распространяются на деятельность, связанную с обогащением урана, химическим репроцессингом, проектами, основанными на тяжелой воде, и производством средств доставки ядерного оружия.

СБ ООН дал Ирану 60 дней на исполнение резолюции, потребовавшей от Тегерана временной приостановить обогатительные работы с целью создания мер доверия к мирной направленности иранской ядерной программы.

23 февраля Совбезу официально был представлен доклад генерального директора МАГАТЭ Мохаммеда эль-Барадеи по иранскому "ядерному досье". В докладе, где приводится обзор выполнения Ираном требований резолюции 1737, отмечается, что Тегеран не прекратил обогащение урана.