Президент Франции Николя Саркози на встрече с российским лидером Дмитрием Медведевым в Ницце 14 ноября предложил провести в июне-июле 2009 года встречу в верхах, и обсудить на ней весь комплекс вопросов европейской безопасности. Об этом сообщает Би-би-си.

По мнению французского лидера, самым подходящим для этого является формат Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. "Я предлагаю в середине 2009 года провести встречу в рамках ОБСЕ, чтобы заложить основы безопасности в Европе, и не только на нашем континенте, но и немного дальше. Будут участвовать и Россия, и США", - заявил он на итоговой пресс-конференции.

Саркози не скрывал, что главным источником тревоги европейцев является заявление Дмитрия Медведева от 5 ноября о намерении России разместить в Калининградской области оперативно-тактические ракеты "Искандер" в ответ на планы США развернуть в Польше и Чехии элементы системы ПРО. "Я сказал Президенту Медведеву, что мы сильно озабочены его заявлением, и что было бы желательно избежать размещения (ракет – ред.) в анклаве, прежде чем мы обсудим новые принципы общеевропейской безопасности", - сказал французский Президент.

Медведев согласился с тем, что "до подписания специального глобального соглашения об обеспечении европейской безопасности мы все должны воздерживаться от односторонних шагов, которые влияют на эту безопасность". "Россия как раз никогда такого рода шагов в одностороннем порядке не делала", - заявил он. "Все те решения, которые нами готовились, в том числе те, которые я озвучил совсем недавно, это реакция на поведение отдельных государств Европы, которые ни с кем не посоветовавшись, по сути, договорились о размещении новых средств на собственной территории. Если мы все живем в одном доме, давайте встречаться, давайте договариваться", - сказал Медведев.

По мнению военных специалистов, размещение "Искандеров" вблизи западных границ России, равно как и реализация американских планов ПРО, в любом случае потребовали бы нескольких лет. Президент России также поддержал идею саммита ОБСЕ. "Нынешние механизмы безопасности, существующие в Европе, несовершенны, - заявил он. - Новый договор о европейской безопасности, или договор о присоединении всех сторон к паневропейскому пространству безопасности, мог бы стать сводом правил на будущее". "Главное, чтобы мы были готовы, чтобы на площадке ОБСЕ с привлечением всех европейских институтов, включая и НАТО, и Евросоюз, и ОДКБ, и СНГ, мы встретились и смогли обсудить все эти вопросы", - добавил он.

На протяжении последних месяцев Дмитрий Медведев не раз говорил о наличии у него некоего масштабного плана по созданию "новой архитектуры безопасности" в Европе, однако его деталей не раскрывал. Многие на Западе полагают, что эти предложения нацелены на принижение роли США и НАТО.

Другой важной темой встречи была ситуация на Кавказе. Как заявил Медведев, признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии -"окончательное и бесповоротное". "Это не повод для игрищ, а выверенное государственное решение", - добавил он. Медведев заявил, что Россия "полностью признает территориальную целостность Грузии", но только с "учетом ранее состоявшегося признания независимости Южной Осетии и Абхазии". По его словам, "план Медведева-Саркози полностью и надлежащим образом, как говорят юристы, исполнен".

Со своей стороны, Саркози указал на сохраняющееся присутствие российских войск в долине Ахалгори в Южной Осетии и в деревне Переви вне Южной Осетии. "Я сказал господину Медведеву, что необходим дополнительный прогресс в деле вывода войск", - заявил он на совместной пресс-конференции, добавив, что "господин Медведев - "человек, с которым можно договориться".

Лидеры Евросоюза и российский президент также "сверили часы" перед открывающимся в субботу саммитом G20 в Вашингтоне. По мнению Медведева, "нейтрализация негативного влияния глобального экономического кризиса" и "реформирование финансовой системы" - главные вопросы на повестке дня мирового сообщества. Он не конкретизировал предложения, с которыми ЕС и Россия намерены выступить на саммите, ограничившись указанием, что "позиция Евросоюза, позиция Франции, позиция Российской Федерации по вопросам преодоления глобального кризиса очень близки". "Мы не создадим новый Бреттон-Вудс в Вашингтоне, но мы должны будем сделать какой-то серьезный шаг в этом направлении. Я полностью поддерживаю идею о том, чтобы после Вашингтона был следующий саммит, и без каких-либо излишних проволочек", - добавил он.