Защитник бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко в суде, народный депутат Сергей Власенко в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал о том, каковы перспективы заявления его подзащитной в Европейском суде, когда ее переведут назад в колонию и почему заглохло уголовное дело о машинах скорой медпомощи.

- Первый замгенпрокурора Ренат Кузьмин еще в декабре заявил, что против Тимошенко возбуждено десять дел. На слуху только два дела - по газовым контрактам и по ЕЭСУ. На какой стадии находятся остальные?

- Господин Кузьмин постоянно где-то ездит и что-то рассказывает. Причем рассказывает такие вещи, о которых юридически защита Тимошенко ничего не знает. Могу сказать только о том, что мне известно. Так широко разрекламированные дела по деньгам Киотского протокола и по автомобилям Opel Combo для сельской медицины были объединены в одно, сейчас они находится на стадии ознакомления защиты с материалами. Причем защита с ними знакомится уже больше полутора лет. И никто нас не торопит, не ограничивает во времени. Ну, а зачем? В материалах дела речь идет о решениях Кабинета министров, подписанных премьером. Там ни одного индивидуального решения Тимошенко нет. Это бред, и они это поняли, поэтому дело прячут.

- Что с делом по корпорации ЕЭСУ, каковы перспективы?

- Дело ЕЭСУ - это дело о так называемых устных указаниях Тимошенко. Юлию Владимировну обвиняют в том, что в 1997 году, когда она уже год не работала в компании, ЕЭСУ подала декларацию о возмещении НДС. Там несколько таких эпизодов. По одному из них налоговая, Нацбанк, Минэкономики, таможенная служба провели более 50 проверок за два года. По результатам налоговая, которой тогда руководил гражданин Николай Азаров, приняла решение возместить НДС. Эти действия следователь СБУ сейчас трактует как то, что Тимошенко "завладела средствами государственного бюджета". Представим на минуту, что я сошел с ума, и факт подачи декларации по НДС действительно можно считать преступлением. Но тогда у меня первый вопрос: почему Азаров не сидит рядом, это же он принимал решение возместить НДС? И второй вопрос: где здесь вообще Тимошенко? На что в обвинительном заключении у нас написано: "Юлия Тимошенко давала устные указания бухгалтеру о том, как заполнять декларацию об НДС". Я просто представляю эту картину маслом: сидит Тимошенко и устно дает указания бухгалтеру, какие цифири вписывать в разделы декларации. Полный сюрреализм. Но даже в такой ситуации она не является субъектом преступления. Соучастником может быть только субъект, а субъектом в данном случае являются должностные лица предприятия, а не Тимошенко. И вот этот маразм мы сейчас слушаем в Харькове. Кстати, по одному эпизоду дела государство вернуло НДС корпорации, а по другому - нет. И это называется покушением на завладение средствами бюджета.

- Если прокурорам все равно, то почему вы решили, что дело о киотских деньгах и машинах "скорой" прячут из-за никчемности?

- К сожалению, за последние два года в Украине создана такая система, при которой прокуратура могла бы взять чистый лист, а гражданин Кузьмин написал бы: Тимошенко убила Кеннеди, а еще незаконно приватизировала Межигорье и там живет. Госпожа Богословская подписала бы, что лично все это видела, а судья Киреев сказал бы: 15 лет тюрьмы. У нас все дела такого же уровня.

Разрекламированные дела по деньгам Киотского протокола и по автомобилям Opel Combo были объединены в одно. Речь идет о решениях Кабмина, подписанных премьером. Там ни одного индивидуального решения Тимошенко нет. Это бред, и они это поняли, поэтому дело прячут
- Какого решения Высшего спецсуда вы ждете по кассации на приговор по газовому делу?

- Я очень надеюсь, что 21 августа будет решение кассации. Я не верю в справедливое решение, так же, как не верю в справедливое правосудие для Юлии Тимошенко в Украине в принципе. Но это решение откроет нам дорогу в Европейский суд в части нарушения ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека - о праве на справедливый суд. Мы готовы к любому решению кассации. Хотя не исключаю, что они попытаются затеять с нами игру в юридический футбол - например, отбросив это дело назад на апелляцию, сказав, что там были допущены какие-то мелкие нарушения, и нужно следствие.

- Зачем затягивать судебный процесс?

- Чтобы вставить палки в колеса на пути в Европейский суд.

- Но открытые слушания по жалобе Тимошенко уже назначены на конец августа…

- Да, и после этого Европейский суд продолжит слушания в закрытом режиме. В соответствии с регламентом, у него есть несколько месяцев на принятие решения. Я надеюсь, что они не будут тянуть так долго, и решение будет оглашено в ближайшее время после устных слушаний.

- Нарушение каких прав Тимошенко, кроме ареста, оспаривается в Европейском суде?

- Мы заявили о нарушении ст.3 (запрещает пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, - ред.), ст.5 вместе со ст.18 (право на свободу и личную неприкосновенность, а также определение политической мотивированности преследования, - ред.) и ст.8 (право на уважение частной и семейной жизни, - ред.). Позже мы обжаловали нарушение ст.6 - право на справедливый суд, но, поскольку на тот момент мы не исчерпали всех средств национальной защиты, Европейский суд на этой стадии еще не рассматривал наше заявление. Я очень надеюсь, что 21 августа мы их исчерпаем и сможем продвигать эту часть жалобы в Европейский суд.

- Что даст Тимошенко положительное решение Европейского суда? Что обязана будет сделать Украина?

- Украинские власти, поскольку Украина ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека, обязаны исполнять любое решение Европейского суда. Это не политическое, не моральное, это юридическое обязательство государства Украина.

В результате рассмотрения заявления по ст.6 возможно принятие решения, аналогичное решению в деле "Фатуллаев против Азербайджана", когда Евросуд потребовал немедленно освободить гражданина, и азербайджанские власти это решение выполнили.

Мы очень надеемся, что Европейский суд поймет: у нас ситуация экстраординарная. Я не знаю ни одной другой страны Европы, где существует ситуация, аналогичная с Тимошенко

- В случае с Тимошенко на это могут уйти годы…

- Мы очень надеемся, что Европейский суд поймет, что у нас ситуация экстраординарная. Я не знаю ни одной другой страны Европы, где существует ситуация, аналогичная ситуации с Тимошенко. Лидер оппозиции по надуманным основаниям с сумасшедшими нарушениями всех возможных прав нагло и цинично брошен за решетку. И при этом ей придумывают новые обвинения.

- Как вы оцениваете позицию омбудсмена Лутковской в отношении Тимошенко и Луценко, которая говорила, что не успела изучить их дела, чтобы нанести им визит.

- Во-первых, Валерию Владимировну никто на встрече и не ждет. Тимошенко четко заявила, что она с Лутковской встречаться не хочет. Я знаю Валерию Владимировну достаточно давно, еще по ее работе уполномоченным украинского правительства в Европейском суде по правам человека, где она была, по сути, прокурором, обвиняя граждан Украины. А сейчас вдруг стала адвокатом граждан. Честно говоря, я был о ней лучшего мнения с профессиональной точки зрения. С учетом того, что она позволяет себе говорить в отношении дел Тимошенко, у меня создается впечатление, что либо этот человек продал профессиональную честь за должность, либо не понимает базовых вещей. Ну, например, было заявление Лутковской, в котором она приравняла возможный выезд Юлии Владимировны на лечение за границу как выдачу украинского гражданина иностранному государству. Это непрофессиональное заявление. Потом было другое, вообще гениальное заявление - по поводу решений Европейского суда по делу Луценко. Она гордо сказала, что как омбудсмен уже применяет это решение. Ситуация бредовая, потому что украинское государство обжаловало это решение, то есть оно не вступило в законную силу. А раз обжаловало - его нельзя применять. Как говорится, вы определитесь: или крест снимите, или штаны наденьте.

- В последнее время пенитенциарная служба и Минздрав заявляют, что Тимошенко пора перевести из больницы назад в колонию. Насколько это вероятно и когда может произойти?

- Информацию о том, что украинские власти вынашивают планы о переводе Тимошенко в колонию, мы получаем почти постоянно. Но пока они, как мне кажется, назначив заседание суда по ЕЭСУ на 11 сентября, не то чтобы отказались, но отложили эту задачу. До 11 сентября у них нет необходимости переводить ее в колонию. Но, к сожалению, в деле Тимошенко логика полностью отсутствует. Поэтому мы ожидаем всего, чего угодно, и не расслабляемся.