Айна Гассе: Украинским дизайнерам интересны Азия, США, Эмираты
Валерия Кондратова
специальный корреспондент LIGA.net
Яркие краски, геометрические формы, мягкие силуэты в сочетании со сложными обработками, много кожи и меха - известный украинский дизайнер Айна Гассе представила в Киеве свою новую весенне-летнюю коллекцию сезона FW 2017-18. К лету эта коллекция, как ожидается, выйдет на рынки Европы и Азии. Постоянные клиенты у дизайнера есть и в Украине, в основном представители бизнеса и политики. Но называть их имена Айна Гассе категорически отказывается: такова политика бренда.
- Конечно, влияют. Об этом говорят и западные знатоки моды, стиля, историки. Они считают, что любое событие подобного масштаба в стране сказывается на тенденциях и перспективных направлениях в моде. И война откликается в моде не только в Украине, но и в других странах: более сдержанные и камуфлированные образы, спокойный покрой, больше хаки.
Вообще дух войны и всеобщая напряженность передаются даже тем, кто не испытывает особых материальных затруднений. Нет такой свободы и настроения показать, что все отлично.
- На пике патриотизма в Украину пришла мода на все украинское - национальная символика, вышивка. Как это влияет на коллекции и продажи дизайнеров?
- Этот тренд разлетелся по миру. Уже и в США, и в Европе вошли в моду вышиванки. Майдан поддерживали на площадях в Италии, во Франции, - и дух нашей свободы облетел весь мир. Естественно, он проявляется в орнаментах, символике. Мне рассказывали, как украинцев остановили в Париже на улице: какая красивая у вас футболка, я тоже хочу. Сняли, подарили. Поэтому могу смело заявить, что украинские элементы стали большим трендом в мире.
- Сложно ли украинскому дизайнеру работать на международном рынке? Например, в вышитых сорочках Виты Кин ходят звезды Голливуда.
- В последнее время украинские дизайнеры, наоборот, стремятся выйти на европейские рынки. И даже более того. Европейские рынки уже не самые привлекательные и интересные. Европу тоже качает. Более интересна Азия, Америка, Эмираты. И многие дизайнеры успешно выходят туда за счет выставок: ездят, показывают, открывают шоу-румы.
Фото с показа последней коллекции Айны Гассе
- Это дорого? Сколько должен вложить дизайнер, чтобы выйти на мировой рынок?
- Все зависит от ценовой политики бренда. Если это первая линия, то недешево. Дорогие материалы, высокий уровень пошива. В коллекцию нужно вложить очень много средств, а потом еще и показать ее на выставке. Что касается второй линии - думаю, это не очень интересно на Западе, поскольку у них подобного уровня брендов и так очень много.
- И сколько стоит создание коллекции первой линии?
- В районе 20 тысяч долларов. Плюс само участие в выставке - от пяти тысяч. Но это только участие. А еще перелеты, проживание, в целом получится тысяч восемь, наверное. Такое могут себе позволить только дизайнеры с крепкой финансовой платформой.
Создание коллекции может стоить и больше: 50-100 тысяч долларов. Все зависит от материалов. Есть кутюрные ткани, которые стоят от тысячи долларов за метр. Можете себе представить: пошить всего десять платьев - это уже 20 тысяч.
- А вторая линия?
- Не могу четко сказать, но это в разы дешевле. Лично я это воспринимаю как своего рода ограничение. Ты не можешь позволить себе сложный пошив, иначе это сразу отразится на цене. Не можешь использовать дорогие ткани. Ты понимаешь, что твоя кофточка должна стоить не больше 500 грн уже со всеми накрутками. Мне скучно работать со второй линией. Хочется там вставить фишечку, а здесь усложнить, чтобы человек, который носит одежду, понимал, что она достойна его стиля жизни и полностью ему соответствует.
- Насколько высока конкуренция на украинском рынке?
- Мне кажется, дизайнеров на всех хватит. Это даже неправильно, если клиент будет одеваться только у одного дизайнера. Тем более, если речь о женщинах, которые любят менять образы. Другое дело, что уровень бренда легко определить по клиентам, которые носят его одежду. И дизайнер, который хочет работать с клиентами достойного уровня, должен вышколить свой бренд так, чтобы люди, которые привыкли к качеству (причем не только пошива, а и исполнения, и четкости обслуживания), должен сам до него дорасти.
- Раньше существовало мнение, что украинская мода - это постсовок. И по качеству, и по манере исполнения. Ситуация изменилась или мы все еще в этом состоянии?
- Очень изменилась. Мы все еще во многом ограничены, от дизайнерского образования до закупки материалов, но сейчас дизайнеры делают все возможное, чтобы добиваться хорошего результата. Во-первых, уже есть доступ к дополнительному обучению: это интернет, поездки, выставки. Во-вторых, наконец можно поехать и купить все необходимое за рубежом.
- Как вы оцениваете дизайнерское образование в Украине? Насколько качественные можно получить знания, навыки, опыт? Или это все еще уровень ПТУ?
- Слабенькое у нас образование. Мало часов уделяется спецпредметам - макетированию, созданию коллекций внутри института. У нас вообще нет никакой материальной базы. Студенты создают коллекции из того, что могут наскрести, и это выглядит убого. Это вам не Марангони (институт дизайна в Европе - ред), где для создания первой коллекции выделяются деньги. Я уже молчу о том, какая у нас компьютерная база и какие обшарпанные кабинеты. Конечно, есть частные вузы, но и их студенты, которые ко мне приходили из них в качестве помощников, очень не понравились.
- Что мешает развитию украинского рынка моды?
- Мешает экономика. Ее нет. У нас все лежит, ничего не производится. Это не преувеличение. Пуговички, молнии, ткани, нитки, подкладочные материалы, проклейки - все надо привозить. И ты привозишь, платишь за доставку, наценки, налоги, потом создаешь в Украине коллекцию и везешь ее назад в Европу. Это нелогично. Кредита тоже не получить, а если получишь - вылетишь в трубу вместе с кредитом. Дизайнеры выкручиваются как могут. Это счастье, если их коллекция за рубежом получит резонанс и заказы, - которые, опять же, они будут отшивать в Украине. Хотя, конечно, у нас дешевая рабочая сила. Швеи в Европе зарабатывают порядка двух тысяч долларов в месяц.
- На кого больше ориентированы дизайнеры: на украинских клиентов или западных?
- Если это индивидуальный заказ и маленькие партии, то, конечно, на Украину. Но когда дизайнер выходит на высокий уровень, где увеличиваются объемы, то Украина таких оборотов не даст. Например, у нас проходят показы, недели моды. Кто там сидит? Может, fashion-байеры? Нет. Самых интересных и важных посетителей на показе у нас нет. Для кого это все делается? Для клиентов, прессы, блоггеров. Сделал шоу, повеселились, порадовались....
- Почему из дизайнеров только Андре Тан пошел в народ и открыл свою сеть магазинов?
- Наверное, потому что есть большая конкуренция. Представьте, сколько на рынке таких как Mango, Reserved и других марок, которые массово шьются в Китае? Как с ними конкурировать? Опять повторюсь: чтобы что-то пошить в Украине, все материалы надо привезти. Эта вещь в итоге не может конкурировать. Я даже не знаю, как Андре Тан со всем этим справляется.
- Как вы планируете развиваться? Собираетесь ли делать вещи для обычных людей? Не только для политиков и бизнесменов?
- Пока у меня в планах нет ориентировки на средний сегмент. Я настолько привыкла к качеству, что не могу пошить вещь, если там будет кривая строчка или подкладка отлетит. А это обязательно произойдет во второй линии. Я бы хотела все-таки наладить первую линию так, чтобы она работала как часики, а потом посмотрим. Но я думаю, у меня просто не будет времени. Не хочется все свое время отдавать только бизнесу и работе.
- Где предпочитают одеваться наши состоятельные женщины? У украинских дизайнеров - или все-таки ездят в Европу за знаменитыми брендами?
- По-разному. Есть клиентки, которые очень загружены, владеют большими компаниями, им некогда. Они привыкли, что приедут к дизайнеру - и он все за них решит. Могут просто позвонить и сказать: зима закончилась, нужно лето. Такие люди не хотят ничего тратить время, единственное исключение - шоппинг на отдыхе. Нужные вещи они заказывают у дизайнера.
Есть еще небольшой сегмент людей, которым очень важно, чтобы на груди было большими буквами написано Chanel, а на лбу пряжка Louis Vuitton. Они, конечно, предпочитают бренды и ездят на закупки. Я встречалась с одним человеком, и он мне передал слова знакомой женщины-политика, которая говорила: я не буду ничего шить у украинских дизайнеров, что они могут предложить лучше, чем Chanel или Valentino?
- В этом году мы все увидели декларации топ-политиков. Десятки элитных ювелирных наборов, дорогих часов, - как скромно написал Ляшко, из "желтого металла", огромное количество шуб и одежды модных европейских домов, как у жен Новинского и Добкина. А тот де Стив Джобс проходил всю жизнь в кроссовках и водолазке. Зачем это все?
- Человеку, который достойно принял свое финансовое положение и которому оно не свалилось с неба, не нужно ничего выпячивать. Я не понимаю политиков, которые пытаются что-то доказать. Посмотрите на наших депутатов, - все эти костюмы от Brioni, часы золотые, - и на западных.
- Сильно отличаются?
- Ну конечно. Украинские политики все выхолощены, такие ощущение, что он только из салона вышел, где его причесывали, намазывали, одевали, выглаживали, наутюживали. А когда работать вообще? Когда думать о том, зачем ты пришел в политику?
- Как одеваются западные политики? На чем делают акцент?
- Мне кажется, больше на удобстве, чтобы их ничто не раздражало и не вызывало недовольство народа, который их выбрал. Если президент в Австрии ездит на велосипеде на работу - о чем говорить? Ему важно, чтобы брюки нигде не порвались.
- Близкие к искусству и моде люди говорят в частных беседах, что когда на каком-то мероприятии собирается украинский политический истеблишмент, то такое количество дорого и безвкусно одетых людей еще надо поискать.
- Они уверены, что у них все круто. Кстати, это не только политиков касается, но и шоу-бизнеса. Смотришь на них, потом начинаешь спрашивать, кто стилист. А никто. Они не воспринимают советы профессионалов, сами себе стилисты. Так же и депутаты. Я даже не знаю, как можно убедить барышню, которая пришла в жаккардовом пестром пиджаке с бантом и брошью, что это нелепо выглядит. Все это так и покупалось, чтоб поярче.
- Как вам стиль первых лиц государства - Марины и Петра Порошенко?
- Первая леди - я еще могу ответить удовлетворительно. Что касается Петра Порошенко - там есть над чем работать, и очень много. Я говорю даже не о дизайнерских решениях, а хотя бы о формах. У каждого человека есть свои нюансы. Даже если ты хорошо знаешь своего клиента, и он заказывает новую вещь, все равно ты ищешь форму: что брать, как сделать модные объемы, но не исказить фигуру.
- Не так давно в Украине появилась новая форма полицейских и военных. Вам нравится? Или над формой стоило бы поработать дизайнерам?
- Я думаю, не только в разработке формы для полиции, а во многих сферах жизни, где существует форменная одежда, должны работать дизайнеры. Новые полицейские современно выглядят. Не знаю, кто разрабатывал им форму, но она изменилась в лучшую сторону. С военными, конечно, все мрачнее. Не знаю, может, причины чисто финансовые.
- Элементы формы силовиков во многих странах влияют на тенденции в массовой моде. Достаточно вспомнить знаменитую американскую летную куртку.
- Если это красиво, прошло испытанием временем, то будет и тенденцией, и направлением. Очень хочется, чтобы у нас тоже так было. Когда я смотрю на нашу олимпийскую сборную, - идеальные фигуры, достижения, а выглядят хуже всех, - я этого не понимаю. Почему не провести честный тендер, где хотя бы на эскизном уровне пройдет конкурс, где в отборочной комиссии будут знающие люди, которые из года в год следят за тем, какие страны лучше всех выглядели, какие костюмы более достойные? У меня просто слезы наворачиваются.
После показа в интервью LIGA.net Айна Гассе рассказала о том, как общественно важные события отражаются на моде, сложно ли украинскому дизайнеру выйти на европейский рынок, почему все материалы для коллекций приходится закупать за границей и чему украинским политикам стоит поучиться у западных.
- Влияют ли общественно важные события на моду? Майдан, аннексия Крыма, война?
- Конечно, влияют. Об этом говорят и западные знатоки моды, стиля, историки. Они считают, что любое событие подобного масштаба в стране сказывается на тенденциях и перспективных направлениях в моде. И война откликается в моде не только в Украине, но и в других странах: более сдержанные и камуфлированные образы, спокойный покрой, больше хаки.
Вообще дух войны и всеобщая напряженность передаются даже тем, кто не испытывает особых материальных затруднений. Нет такой свободы и настроения показать, что все отлично.
- На пике патриотизма в Украину пришла мода на все украинское - национальная символика, вышивка. Как это влияет на коллекции и продажи дизайнеров?
- Этот тренд разлетелся по миру. Уже и в США, и в Европе вошли в моду вышиванки. Майдан поддерживали на площадях в Италии, во Франции, - и дух нашей свободы облетел весь мир. Естественно, он проявляется в орнаментах, символике. Мне рассказывали, как украинцев остановили в Париже на улице: какая красивая у вас футболка, я тоже хочу. Сняли, подарили. Поэтому могу смело заявить, что украинские элементы стали большим трендом в мире.
- Сложно ли украинскому дизайнеру работать на международном рынке? Например, в вышитых сорочках Виты Кин ходят звезды Голливуда.
- В последнее время украинские дизайнеры, наоборот, стремятся выйти на европейские рынки. И даже более того. Европейские рынки уже не самые привлекательные и интересные. Европу тоже качает. Более интересна Азия, Америка, Эмираты. И многие дизайнеры успешно выходят туда за счет выставок: ездят, показывают, открывают шоу-румы.
Фото с показа последней коллекции Айны Гассе
- Это дорого? Сколько должен вложить дизайнер, чтобы выйти на мировой рынок?
- Все зависит от ценовой политики бренда. Если это первая линия, то недешево. Дорогие материалы, высокий уровень пошива. В коллекцию нужно вложить очень много средств, а потом еще и показать ее на выставке. Что касается второй линии - думаю, это не очень интересно на Западе, поскольку у них подобного уровня брендов и так очень много.
- И сколько стоит создание коллекции первой линии?
- В районе 20 тысяч долларов. Плюс само участие в выставке - от пяти тысяч. Но это только участие. А еще перелеты, проживание, в целом получится тысяч восемь, наверное. Такое могут себе позволить только дизайнеры с крепкой финансовой платформой.
Создание коллекции может стоить и больше: 50-100 тысяч долларов. Все зависит от материалов. Есть кутюрные ткани, которые стоят от тысячи долларов за метр. Можете себе представить: пошить всего десять платьев - это уже 20 тысяч.
- А вторая линия?
- Не могу четко сказать, но это в разы дешевле. Лично я это воспринимаю как своего рода ограничение. Ты не можешь позволить себе сложный пошив, иначе это сразу отразится на цене. Не можешь использовать дорогие ткани. Ты понимаешь, что твоя кофточка должна стоить не больше 500 грн уже со всеми накрутками. Мне скучно работать со второй линией. Хочется там вставить фишечку, а здесь усложнить, чтобы человек, который носит одежду, понимал, что она достойна его стиля жизни и полностью ему соответствует.
- Насколько высока конкуренция на украинском рынке?
- Мне кажется, дизайнеров на всех хватит. Это даже неправильно, если клиент будет одеваться только у одного дизайнера. Тем более, если речь о женщинах, которые любят менять образы. Другое дело, что уровень бренда легко определить по клиентам, которые носят его одежду. И дизайнер, который хочет работать с клиентами достойного уровня, должен вышколить свой бренд так, чтобы люди, которые привыкли к качеству (причем не только пошива, а и исполнения, и четкости обслуживания), должен сам до него дорасти.
- Раньше существовало мнение, что украинская мода - это постсовок. И по качеству, и по манере исполнения. Ситуация изменилась или мы все еще в этом состоянии?
- Очень изменилась. Мы все еще во многом ограничены, от дизайнерского образования до закупки материалов, но сейчас дизайнеры делают все возможное, чтобы добиваться хорошего результата. Во-первых, уже есть доступ к дополнительному обучению: это интернет, поездки, выставки. Во-вторых, наконец можно поехать и купить все необходимое за рубежом.
- Как вы оцениваете дизайнерское образование в Украине? Насколько качественные можно получить знания, навыки, опыт? Или это все еще уровень ПТУ?
- Слабенькое у нас образование. Мало часов уделяется спецпредметам - макетированию, созданию коллекций внутри института. У нас вообще нет никакой материальной базы. Студенты создают коллекции из того, что могут наскрести, и это выглядит убого. Это вам не Марангони (институт дизайна в Европе - ред), где для создания первой коллекции выделяются деньги. Я уже молчу о том, какая у нас компьютерная база и какие обшарпанные кабинеты. Конечно, есть частные вузы, но и их студенты, которые ко мне приходили из них в качестве помощников, очень не понравились.
- Что мешает развитию украинского рынка моды?
- Мешает экономика. Ее нет. У нас все лежит, ничего не производится. Это не преувеличение. Пуговички, молнии, ткани, нитки, подкладочные материалы, проклейки - все надо привозить. И ты привозишь, платишь за доставку, наценки, налоги, потом создаешь в Украине коллекцию и везешь ее назад в Европу. Это нелогично. Кредита тоже не получить, а если получишь - вылетишь в трубу вместе с кредитом. Дизайнеры выкручиваются как могут. Это счастье, если их коллекция за рубежом получит резонанс и заказы, - которые, опять же, они будут отшивать в Украине. Хотя, конечно, у нас дешевая рабочая сила. Швеи в Европе зарабатывают порядка двух тысяч долларов в месяц.
- На кого больше ориентированы дизайнеры: на украинских клиентов или западных?
- Если это индивидуальный заказ и маленькие партии, то, конечно, на Украину. Но когда дизайнер выходит на высокий уровень, где увеличиваются объемы, то Украина таких оборотов не даст. Например, у нас проходят показы, недели моды. Кто там сидит? Может, fashion-байеры? Нет. Самых интересных и важных посетителей на показе у нас нет. Для кого это все делается? Для клиентов, прессы, блоггеров. Сделал шоу, повеселились, порадовались....
- Почему из дизайнеров только Андре Тан пошел в народ и открыл свою сеть магазинов?
- Наверное, потому что есть большая конкуренция. Представьте, сколько на рынке таких как Mango, Reserved и других марок, которые массово шьются в Китае? Как с ними конкурировать? Опять повторюсь: чтобы что-то пошить в Украине, все материалы надо привезти. Эта вещь в итоге не может конкурировать. Я даже не знаю, как Андре Тан со всем этим справляется.
- Как вы планируете развиваться? Собираетесь ли делать вещи для обычных людей? Не только для политиков и бизнесменов?
- Пока у меня в планах нет ориентировки на средний сегмент. Я настолько привыкла к качеству, что не могу пошить вещь, если там будет кривая строчка или подкладка отлетит. А это обязательно произойдет во второй линии. Я бы хотела все-таки наладить первую линию так, чтобы она работала как часики, а потом посмотрим. Но я думаю, у меня просто не будет времени. Не хочется все свое время отдавать только бизнесу и работе.
- Где предпочитают одеваться наши состоятельные женщины? У украинских дизайнеров - или все-таки ездят в Европу за знаменитыми брендами?
- По-разному. Есть клиентки, которые очень загружены, владеют большими компаниями, им некогда. Они привыкли, что приедут к дизайнеру - и он все за них решит. Могут просто позвонить и сказать: зима закончилась, нужно лето. Такие люди не хотят ничего тратить время, единственное исключение - шоппинг на отдыхе. Нужные вещи они заказывают у дизайнера.
Есть еще небольшой сегмент людей, которым очень важно, чтобы на груди было большими буквами написано Chanel, а на лбу пряжка Louis Vuitton. Они, конечно, предпочитают бренды и ездят на закупки. Я встречалась с одним человеком, и он мне передал слова знакомой женщины-политика, которая говорила: я не буду ничего шить у украинских дизайнеров, что они могут предложить лучше, чем Chanel или Valentino?
- В этом году мы все увидели декларации топ-политиков. Десятки элитных ювелирных наборов, дорогих часов, - как скромно написал Ляшко, из "желтого металла", огромное количество шуб и одежды модных европейских домов, как у жен Новинского и Добкина. А тот де Стив Джобс проходил всю жизнь в кроссовках и водолазке. Зачем это все?
- Человеку, который достойно принял свое финансовое положение и которому оно не свалилось с неба, не нужно ничего выпячивать. Я не понимаю политиков, которые пытаются что-то доказать. Посмотрите на наших депутатов, - все эти костюмы от Brioni, часы золотые, - и на западных.
- Сильно отличаются?
- Ну конечно. Украинские политики все выхолощены, такие ощущение, что он только из салона вышел, где его причесывали, намазывали, одевали, выглаживали, наутюживали. А когда работать вообще? Когда думать о том, зачем ты пришел в политику?
- Как одеваются западные политики? На чем делают акцент?
- Мне кажется, больше на удобстве, чтобы их ничто не раздражало и не вызывало недовольство народа, который их выбрал. Если президент в Австрии ездит на велосипеде на работу - о чем говорить? Ему важно, чтобы брюки нигде не порвались.
- Близкие к искусству и моде люди говорят в частных беседах, что когда на каком-то мероприятии собирается украинский политический истеблишмент, то такое количество дорого и безвкусно одетых людей еще надо поискать.
- Они уверены, что у них все круто. Кстати, это не только политиков касается, но и шоу-бизнеса. Смотришь на них, потом начинаешь спрашивать, кто стилист. А никто. Они не воспринимают советы профессионалов, сами себе стилисты. Так же и депутаты. Я даже не знаю, как можно убедить барышню, которая пришла в жаккардовом пестром пиджаке с бантом и брошью, что это нелепо выглядит. Все это так и покупалось, чтоб поярче.
- Как вам стиль первых лиц государства - Марины и Петра Порошенко?
- Первая леди - я еще могу ответить удовлетворительно. Что касается Петра Порошенко - там есть над чем работать, и очень много. Я говорю даже не о дизайнерских решениях, а хотя бы о формах. У каждого человека есть свои нюансы. Даже если ты хорошо знаешь своего клиента, и он заказывает новую вещь, все равно ты ищешь форму: что брать, как сделать модные объемы, но не исказить фигуру.
- Не так давно в Украине появилась новая форма полицейских и военных. Вам нравится? Или над формой стоило бы поработать дизайнерам?
- Я думаю, не только в разработке формы для полиции, а во многих сферах жизни, где существует форменная одежда, должны работать дизайнеры. Новые полицейские современно выглядят. Не знаю, кто разрабатывал им форму, но она изменилась в лучшую сторону. С военными, конечно, все мрачнее. Не знаю, может, причины чисто финансовые.
- Элементы формы силовиков во многих странах влияют на тенденции в массовой моде. Достаточно вспомнить знаменитую американскую летную куртку.
- Если это красиво, прошло испытанием временем, то будет и тенденцией, и направлением. Очень хочется, чтобы у нас тоже так было. Когда я смотрю на нашу олимпийскую сборную, - идеальные фигуры, достижения, а выглядят хуже всех, - я этого не понимаю. Почему не провести честный тендер, где хотя бы на эскизном уровне пройдет конкурс, где в отборочной комиссии будут знающие люди, которые из года в год следят за тем, какие страны лучше всех выглядели, какие костюмы более достойные? У меня просто слезы наворачиваются.
Фото - Андрей Гудзенко, LIGA.net
Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.