Будущее Украины и РФ связано неразрывно. Цитаты из книги Ложкина
Борис Ложкин

Издание книги главой Администрации президента Борисом Ложкиным в соавторстве с экс-главным редактором украинского Forbes Владимиром Федориным было неоднозначно воспринято политически активной публикой. В первую очередь теми, кого принято называть лидерами мнений. С одной стороны была оценена проведенная авторами работа по инвентаризации событий непростого периода новейшей истории. С другой, возник ряд вопросов, главным среди которых был: как один из главных государственных менеджеров воюющей и  нереформированной страны нашел время для написания книги? Книги пишут после побед и после успешно проведенных реформ - пока ни первым, ни вторым нынешняя власть похвалиться не может. Досталось Ложкину и за презентацию книги в одном из самых дорогих столичных отелей - Интерконтиненталь. Война и кризис - не время для подобных ивентов. О смысловой части, а именно о содержании книги, говорят меньше - не все, даже среди активных комментаторов, успели ее прочитать.

Журналист ЛІГА.net  на минувших выходных прочел книгу и выбрал 22 цитаты, характеризующие стиль управления нынешней администрации и ее отношения с ключевыми игроками украинской олигархии.

О парламентско-президентской республике

- Нынешняя конструкция власти ставит под сомнение возможность быстрого, эффективного реформирования страны… одна из ключевых проблем, которая должна быть решена в процессе реформирования страны, - это дуализм власти. Парламентско-президентская модель неэффективна.

О шефе

- Личная смелость - одно из самых ярких человеческих качеств Петра Порошенко. Достаточно вспомнить, как 1 декабря 2013 года он лично попытался остановить столкновения протестующих с "Беркутом" на Банковой или, как в конце февраля 2014-го, в одиночку отправился в Симферополь, уже захваченный российским спецназом.

О Липецкой фабрике

- Она (фабрика - ред.) толком не работает: российские власти регулярно находят поводы парализовать ее деятельность… хорошо понимаю собственника, который не спешит продавать за бесценок то, что, по его мнению, имеет существенную ценность… слышал даже о сумасшедшей идее подарить предприятие российской оппозиции, чтобы у той появился источник финансирования. Не удивлюсь, если фабрика будет просто закрыта.

О своей роли в АП

- Слышал версию, будто Президент нанял меня на работу главным коммуникатором с олигархами. Это, конечно, не так. Круг моих обязанностей шире. Но работа с крупнейшими бизнесменами страны входила в него изначально.

О фатальном соседстве

- Будущее Украины - как бы мы к этому ни относились - неразрывно связано с будущим России. Дело не в трехсотлетней (кто-то скажет - тысячелетней) истории борьбы, взаимопроникновения и сосуществования двух стран в пределах общей евразийской империи. Фактор России, последствия российской агрессии будут еще долго определять экономическую и политическую повестку дня Четвертой республики. Скорая нормализация отношений маловероятна. Проблемы модернизации армии, проблема Крыма, проблема Донбасса - я уже не говорю о проблеме переориентации украинского экспорта на Запад, не решается ни за год, ни за два.

Диагноз руководству РФ


- Нынешние руководители России, как мне кажется, живут представлениями о государстве тридцати- сорокалетней давности, когда СССР был, по крайней мере внешне, на пике могущества. Отсюда - синдром "осажденной крепости" и стремление вернуться к моделям, которые показали свою жизнеспособность во время "холодной войны".

О культурных традициях

- Миллионы украинских граждан исторически тяготеют к русской культуре, да что там тяготеют - просто являются носителями русской культурной традиции. Наша задача - сделать так, чтобы они не чувствовали себя чужими внутри украинского политического проекта.

О работе с Оппоблоком

- Иногда приходится договариваться с экзотическими, и, прямо скажем, с малоприятными персонажами. Так было с голосованием по изменениям в Конституцию 31 августа 2015 года. Нам было важно, чтобы поправки поддержала не только коалиция, но и "Оппозиционный блок" - это показало бы, что в обществе складывается консенсус по одному из самых крупных вопросов.
Надеюсь, Коломойский понял, что Украиной нельзя управлять из Женевы по телефону. Означает ли это, что он смирился с тем, что время олигархов прошло? Поживем - увидим

О Яценюке

- У Яценюка есть важная положительная черта, резко выделяющая его на фоне подавляющего большинства других украинских политиков. Если с ним о чем-то твердо и четко договоришься, он всегда держит свое слово.

О Коломойском

- Если он (Коломойский - ред.) снова становится бизнесменом, государство будет поддерживать его в этом качестве как внутри страны, так и за его пределами - как и любого другого украинского бизнесмена. Но если он и его команда решит бороться за власть насильственным путем, то вся ответственность за последствия будет полностью на них. Надеюсь, Коломойский понял, что Украиной нельзя управлять из Женевы по телефону. Означает ли это, что он смирился с тем, что время олигархов прошло? Поживем - увидим.

О Шокине

- Это один из лучших представителей старой системы. Он точно понимает, что жить по-старому невозможно, и поэтому поддержал идею назначить Сакварелидзе своим заместителем. Ярема категорически возражал против этого назначения.

О Гонтаревой

- Гонтарева с честью справилась со своей задачей - несмотря на колоссальное сопротивление. Новая команда НБУ решительно расчистила финансовую систему от банков-зомби… другая заслуга - достижение макроэкономической стабилизации.

О Кучме

- Кучма был государственником. Он стремился находиться над схваткой, разрешая противоречия между олигархами. Он искусно лавировал между выращенными им капитанами бизнеса и не допускал доминирования даже своего зятя Виктора Пинчука.

Чего не хватает Кабмину

- Украинским реформам не хватает лидерства. В правительстве нет человека, который воспринимался бы как лидер преобразований, убежденный в том, что реформы нужно проводить во что бы то ни стало - и не только потому, что на них настаивает МВФ, а потому что это необходимо Украине. Такой лидер должен быть готов к открытой конфронтации с оппонентами и не бояться медиа.

О деолигархизации

- Идея круглого стола, за которым государство договаривается с олигархами "жить по-новому", красивая, но нереалистичная. Для каждого из них "по-другому" имеет совершенно разное содержание. Олигархическая система для меня неприемлема. Но неприятие системы не означает, что наиболее ярких ее представителей нужно любыми способами устранить из экономической жизни.

О приватизации

- Без приватизации - какой бы распрекрасный закон о госслужбе мы ни приняли - мы все равно получим аппарат, который будет заниматься тем же, что и раньше - коррупционными схемами, пусть и в несколько изменившейся системе координат.

Чего не учли, планируя АТО

- Была ли альтернатива плану АТО, реализованному в июле-августе 2014-го? Возможно, следовало бы не спеша теснить боевиков в глубь контролируемой ими территории, держа в уме возможность перехода к обороне отвоеванных позиций на случай, если боевики, снабженные оружием и военной техникой из России, перейдут в контрнаступление.

О ДТЭК

- По сравнению с тем, как происходит торговля газом на региональном уровне, бизнес-модель ДТЭК выглядит верхом корректности.

Об иностранцах во власти

- Считаю правильным разрешить иностранцам какое-то время работать на высоких постах - возможно, не министрами, а заместителями министров - даже не получая украинский паспорт. У таких специалистов должно быть время на то, чтобы осмотреться и принять окончательно решение о приобретении украинского гражданства.

В защиту судейских пенсий

- После отмены специальных судейских пенсий, уйдя на покой, они будут получать не 27000, а 6000 гривен в месяц. Если вернуть повышенную пенсию, думаю, многие судьи не станут цепляться за свое место, тем более, что для сохранения должности им придется проходить многочисленные процедуры оценки, сдавать экзамены.

О "радикалах"

- Роль ультраправых и в революции, и в боевых действиях на востоке серьезно преувеличена - в первую очередь все той же российской пропагандой… На самом деле, ультраправые просто присоединились к революции, при том, что их цели были очень далеки, а часто и несовместимы с ценностями подавляющего большинства вышедших на Майдан граждан. Популярность ультраправых - симптом политического и социального неблагополучия

О добровольческих батальонах

- Время военизированных формирований, не подчиняющихся единому командованию, прошло. Они либо вольются в состав армии или Национальной гвардии - либо будут распущены. Добровольческое подразделение, выполняющее только те приказы командования, которое ему нравится, - это не актив, а обуза. Особенно если оно совмещает своеобразно понятую защиту родины с мародерством, участием в коммерческих конфликтах или крышеванием.

Читайте также: Олигархи примут новые правила - мирно или не мирно. Интервью Бориса Ложкина для ЛІГА.net
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.