48 часов: фильм "Вий", альбом Warpaint, книга Джейси Дюгард
Место главного героя занимает не Хома Брут, а экспрессивный англичанин по имени Джонатан, который не верит ни в Бога, ни в демонов, зато молится на науку (фото - kinopoisk.ru)
КИНО

"Вий", Россия - Украина - Германия - Чехия - Великобритания, 145 мин.

Кто: фильм, который целых семь лет снимала в складчину чуть ли не половина Европы. И даже удивительно, как при этом умудрились потратить всего $26 млн. Если переходить на личности, то фигура российского режиссера Олега Степченко ("Сматывай удочки", "Мужской сезон: Бархатная революция") в ряду имен наименее значима. Важнее то, что на главную роль в "Вие" попал добротный английский актер Джейсон Флеминг, известный по ранним лентам Гая Ричи.

Впечатляет и ряд второстепенных актеров - Чарльз Дэнс, Нина Русланова и ныне покойный Валерий Золотухин (последняя роль). Упомянутые персоны прелесть как хороши. Все остальные, включая Алексея Чадова, скажем так, не блещут.

Кому смотреть: в первую очередь, тем, кто не испытывает пиетета перед наследием Николая Гоголя и не падает в обморок, когда вытаскивают внутренности из его сюжетов. Блюстителям классического наследия станет дурно уже минуте к двадцатой. "Вий" снят для зрителя, который легко променяет недоумение по поводу чехарды смыслов на радость встречи с аппетитной картинкой и несколькими адреналиновыми эпизодами. Твари с экрана будут стучаться прямо в стекла 3D-очков.


Что: картина, авторы которой уверяют, что руководствовались не каноническим текстом повести Гоголя, а его ранней версией. Это выглядит как ненужная отговорка. Главное чужеродное тело, попавшее в историю классика, - британский картограф Джонатан Грин (Флеминг). Он-то и является ключевым героем фильма. А киевский бурсак и борец с нечистью Хома Брут выполняет не более чем декоративную функцию. В общем, Гоголь ворочается в гробу.

Начало XVIII века. Мистер Грин, считающий себя духовным потомком Исаака Ньютона и ведомый научным интересом, катит на чудо-карете через всю Европу. Транзитом попадает в Трансильванию, добирается до карпатского народа, изъясняющегося на суржике. Там он, выпив горилки, узнает мутную историю почившей панночки и без вести пропавшего юноши Брута. Поскольку в истории замешаны полеты на метле и прочие странные вещи, он решает углубиться в материал и разложить все по полкам с помощью дедуктивного метода. Рационалистическое сознание Грина непоколебимо ровно до столкновения с тем самым порождением преисподней, которому тяжело поднять веки самостоятельно. Если, согласно принципам господина Грина, разбирать "Вия" всерьез, выяснится, что его содержимое - огромная куча неприглядного хлама. Карпатские аборигены, которые по идее должны быть гуцулами, выглядят и размахивают саблями, как запорожские казаки. Христианская мистика смешивается с языческими верованиями самым лубочным и дилетантским способом. Тема спасения души панночки, шибко актуальная в какой-то момент фильма, сливается в трубу на полпути. Сельский священник отец Паисий изображен в лучших советских традициях - как оптовый торговец опиумом для народа. Самым внятным тезисом, который склоняют разные герои на все лады, является заявление "Все женщины - ведьмы. А те, которые пожилые - особенно".

Не стоит принимать "Вия" всерьез. Лучше повнимательнее заглянуть в его мелкозернистые глазки. Хорошенько рассмотреть снующих по экрану зубастых мух (пчел? стрекоз?) явно инфернальной конституции. Насладиться процессом превращения мужчины с оселедцем в ампутированный торс, передвигающийся на парнокопытных конечностях. Восхититься тем, как эффектно разработана сцена дефиле панночки, выбравшейся из гроба. Поймать кайф от того, как на уровне актерского мастер-класса отыгрывает свою последнюю в жизни роль Золотухин. Улыбнуться тому, как ненавязчиво и изящно вмонтирован в кадр продакт-плейсмент популярного украинского алкобренда. И тогда, быть может, даже появится желание увидеть "Вий-2". Потому как обещаны еще две части. И это вовсе не конец истории, а, страшно сказать, только ее начало.

МУЗЫКА

Warpaint, CD

Кто: Warpaint, девичий артрок из Калифорнии. Особенно любим в Великобритании. Авторитетный музыкальный журнал NME наградил артисток статусом "новых королев андеграунда", а их дебютный диск The Fool (2010) в той же Великобритании разлетелся со скоростью звука. Команда много фестивалит, гастролирует и время от времени обновляет состав. На своем месте с 2004-го года только Эмили Кокал, душа компании, а также ее главная гитара и вокал. В раскрутке Warpaint принимал активное участие Джон Фрушанте, бывший гитарист Red Hot Chili Peppers и бывший бой-френд Эмили. К числу пылких поклонников музыки группы и, в частности, ее второго альбома, Джон относится по сей день.

Кому слушать: всем, кому нравится меланхолично-сказочное звучание с опорой на инди-гитары. Warpaint - не для тех, кто любит эффектные риффы и яркие мелодии. Во главе угла - вычищенный бархатный звук и завораживающий ритм, которые впору прописывать невротикам. Несмотря на печаль, которой пронизан каждый звук, все вместе как-то успокаивает.


Что: 14 композиций с броскими цепляющими названиями. Заглавный трек - Love Is To Die, композиция весьма интровертная и напряженная. До финальных песен Drive и Son, которые намекают, что девичья жизнь, возможно, налаживается, царит настроение "умерла - так умерла". Небольшое оживление прорывается в районе песни Biggy, где лирическая героиня Эмили Кокайл обнаруживает желание и возможности спеть в унисон с восходом солнца и порадоваться пробуждающейся жизни. Остальное посвящается скончавшейся любви. Впрочем, по этому поводу Warpaint не скорбят и не безумствуют. У них другие, медитативные нравы. Позволяющие принять все, что угодно с холодноватым лунным смирением. А также воспеть это все на манер музыкально одаренной райской птицы.

Повторяющиеся ритмические рисунки, мерцающие аранжировочные подсветки, легкие клавиши, цокающие барабаны, бархатные гитары. Такое звучит из песни в песню, делая их похожими друг на друга, как родные сестры. Что совершенно не портит впечатление от общения - определенно, это очень красивые "сестры" с выраженным характером и положением в музыкальном социуме. При первых же звуках Warpaint на ум приход разная прекрасная девичья музыка, начиная от древних Portishead и заканчивая свеженькими Savages. Вокал Эмили - то порывистый, как слово Listen, то гладкий, как лунное море - был и остается маркером, по которому группу можно узнать из десятка ей подобных. А такое, как ни крути, случается не со всеми хорошими коллективами.

КНИГА

"Украденная жизнь", издательство "Эксмо", 304 страницы

Кто: Джейси Дюгард, американка с невероятной биографией. Героиня самой сенсационной истории о похищении детей, которую когда-либо знала криминальная Америка. Загадочная девушка, что провела 18 лет в добровольном плену у своего похитителя - сексуального маньяка по имени Филипп Гарридо. А потом вернулась домой, к безутешным родителям, объяснив, что всегда хотела вернуться. Мать двоих дочерей, рожденных в 14 и в 17 лет. Старательная служащая типографии Гарридо, с телефоном и услугами почты в открытом доступе. Автор книги, проливающей свет на многочисленные загадки этой не налезающей ни на какую голову истории.

Кому читать: всем, кто готов видеть в истории Джейси не комплекс жертвы, привязанной к мучителю, а вещи куда более удивительные. Например, невероятно широкое и глубокое понимание плена. Которым, по мнению мисс Дюгарт, может быть любая жизнь, если в ней есть место накопленным обидам и недовольству обстоятельствами.

Что: книга, которую тянет купить. В основном, потому что вокруг истории с похищением Джейси Дюгард шумиха в прессе не умолкала 18 лет. Мама девочки, украденной в 11-летнем возрасте, не успокаивалась ни на минуту, привлекая к поискам пропавшей всю медиа-Америку. В конце концов, Джейси нашла полиция, вернула домой, а ее похитителей упекла за решетку. И вот тут - и в жизни, и в книге - начинается самое интересное. С цитированием Элиота и путешествием в глубины собственной психики жертва похищения говорит о том, как много ей дали 18 лет рабства.

Мудрости ребенка, которым большую часть своего плена являлась Джейси, хватило на то, чтобы превратить личную драму в историю настоящего освобождения. В первую очередь, от собственных представлений о том, какой должна быть жизнь. И о том, что жизнь вообще что-то кому-то должна. "Она слишком коротка, чтобы размышлять о том, чего не имеешь. Даже если в мире есть только один человек или вещь, за которые можно быть благодарным, этого уже достаточно", - одна из многих цитат, которые хочется перечитывать, если, вдруг, кажется, что что-то идет не так. В исповеди Джейси медиашум растворяется, как шипучий аспирин в стакане воды. Эти 304 страницы стоят внимания совсем по-другому поводу - ради знакомства с удивительным внутренним миром воистину непобедимой девочки.

Книга представлена магазином "Читайка"