Люди и бюллетени. Три дня и три ночи выборов на Луганщине
Читайте также - Сигнал для Порошенко. Что показали довыборы в Раду
Самым щедрым на события стал именно прифронтовой и пограничный с Россией 114 округ. Близость к границе и к линии разграничения превратили его в самую горячую точку на карте этих выборов. 114 округ включает в себя Беловодский, Марковский, Меловский, Новопсковский, Славяно- Сербский и Станично-Луганский районы. Часть его территории находится либо в оккупации, либо на линии огня. Выборы изначально планировали провести на 133 из 197 участков, впоследствии спикер Нацполиции в области Татьяна Погукай сообщила, что три участка не открылись. В сравнении с выборами 2014 года их стало больше - тогда избиратели смогли проголосовать только на 101 участке. На сайте ЦИК центром округа указана Станица Луганская - поселок фактически на линии фронта, поэтому из соображений безопасности окружком переехал в Беловодск.
- Да у нас поселочек маленький. В регионе и промышленности такой не было, как привыкли на Донбассе - ни больших заводов, ни шахт. Потому у нас и спокойно более- менее, - объясняет Тамара Николаевна.
Женщина сама себя называет "щирой украинкой", как бы в подтверждение посредине разговора переходит на украинский язык. У нее два сына. Один - патриотических взглядов, другой - пророссийских: "на Путина молится, меня глупой называет", сетует мать. Первый стабильно ездит на заработки в Россию, второй хорошо устроился в Харькове.
Вот так пополам в Беловодске делится практически всё: политические взгляды, выбор языка, видение лучшего будущего для Донбасса. Большинство молодых людей живет за счет заработков в России, старики - со своего сада-огорода. По словам местных, многие в неспокойное время перебрались в аннексированный Крым и Россию, туда же убежали и главные сепаратисты региона. Неудивительно: до границы меньше 50 километров. Сегодня в Беловодске очень много украинских военных и приезжающих за пенсиями "с той стороны". К первым относятся с уважением - "хоть чуть-чуть обеспечивают порядок", ко вторым претензия только одна - "на продукты накинулись, не иначе как на продажу берут; цены нам нагнали, до них все было в 2-3 раза дешевле".
- Раньше люди из этих карликовых так называемых республик были ой какие агрессивные. Все рассказывали, как им хорошо стало после отделения. А теперь приезжают притихшие, говорят, мол, какие мы дураки, обещали нам зарплаты, пенсии, а нет ничего. Многие жалеют. А есть и те, кто в грудь себя кулаком бьет за республику свою, - делится наблюдениями Тамара Николаевна.
- Я вам скажу так: хоть Луганск и называют сепаратистами, они лучше нас живут. Россия очень помогает Луганску. Вот газ у них в 10 раз дешевле. Ну а сюда за своим ездят - как-никак пропахали всю жизнь на Украину, пенсию заработали, - дочь и внучка Николая Валерьевича* как раз надумали возвращаться в свою луганскую квартиру.
Перспектива жить под "новой властью" города ни мужчину, ни его родственниц не пугает. Николай Валерьевич всю жизнь проработал в уголовном розыске и считает, что руководство Украины само решило отдать часть территории страны:
- Если бы Украина хотела, она не сдала бы Луганск. Хлопцы ведь получили приказ отступить. Это что такое? Это зрада. И вообще, не послали бы на Донбасс войска - абсолютно ничего бы не случилось. Надо было прийти и сказать людям: "Хотите в Россию? Идите. Но в Украину вы уже не вернетесь". Мы же по-хорошему и России не нужны, ей Крыма хватит с головой.
Богатый выбор
Всего кандидатами на место в Раде от округа зарегистрировались рекордные 107 человек: 13 - от партий и 94 - самовыдвиженцы. По данным гражданской сети Опора, только 40 из них проживают на Луганщине и лишь 8 - в районах, входящих в округ, зато пару десятков прописаны в Киеве и области. Свыше 90 претендентов так и не проводили никакой предвыборной кампании. В кандидаты регистрировались целыми семьями: есть матери с детьми, а также супружеские пары. И хотя большинство - безработные, каждый из них нашел 14,5 тысяч гривен, чтобы попасть в список. Аномальное количество кандидатов не только дезориентирует избирателей, но и усложняет процесс голосования, ведь бюллетень не может быть длиннее 1 метра. Некоторые избирательные участки предусмотрительно обзавелись увеличительным стеклом.
Надежда Савченко беседует с членом окружной избирательной комиссии
Сергей Шахов в помещении окружной избирательной комиссии
- Я считаю: брать надо все, что дают, а голосовать по совести, - советует Николай Валерьевич.
- А я говорю, что депутат Верховной Рады должен принимать законы, а лавочку местный орган поставит. Один фонд что-то отремонтировал, другой - автобус пустил, третий приехал гречку раздавать. Вот что, мы всю жизнь будем на этих подачках? - парирует Людмила.
Она сама переехала из Луганска к матери в Беловодск, поскольку "не смогла жить под той властью". Не гнушались конкуренты и черным пиаром: разбрасывали листовки с текстом "Оппозиционный блок зверски расправился с главой окружного избиркома", с предупреждениями о массовых арестах на участках тех, кто брал деньги от кандидата.
А в ночь перед голосованием "похоронили" одного из предполагаемых лидеров - Сергея Шахова: "Помним и скорбим".
Листовка, сообщающая о "смерти" Сергея Шахова Источник: oporaua.org
Утро дня голосования началось с того, что к избирательным участкам начали приходить неизвестные люди и представляться членами комиссий. Как оказалось, окружком в день выборов постановил заменить около 400 членов избиркомов, но соответствующих документов на руки людям не отдал. В итоге на многих участках раздавали бюллетени одни члены избиркомов, а подсчитывали голоса уже другие. Наблюдатели ожидали традиционно низкую явку на округе, при которой для победы хватило бы 6-7 тысяч голосов. К примеру, в 2014 году на округе было зарегистрировано 68 тысяч избирателей, пришли на участки всего 27 тысяч, а Юрий Гарбуз получил мандат благодаря 6,5 тысячам голосов. Люди приходили на участки неохотно. Отчасти из-за жары - около 40 градусов в тени, частично - из-за недоверия и апатии.
- Все равно оно все предрешено, сделано, записано и передано, куда нужно. А это такое - для галочки, для разговоров. Фарс. Кому вдалося раз збрехати - тому вже правди більш нема, - из разговора двух женщин на улице.
Кто таки добрался к участкам, возмущались количеством кандидатов - "на следующих уже триста будет" - и подолгу искали знакомую фамилию в бюллетене. Редкие избиратели поглядывали на информационные стенды, практически никто в предвыборные программы не вчитывался и в лица кандидатов не всматривался.
Избиратели изучают информационные стенды
После закрытия участков окружком никак не мог подсчитать явку. В течение дня постоянно задерживал информацию, первые данные передал только после 17:00, а окончательные цифры указал на утро понедельника,18 июля, с огромной ошибкой - 63% вместо положенных 41%. Члены комиссии объяснили это "плохой телефонной связью" и "человеческим фактором".
Члены окружной избирательной комиссии за работой
Члены комиссии то пропадали без пояснения причин, и нельзя было собрать кворум, то долго советовались либо препирались, отдавать те или иные протоколы на уточнение:
- Господа, мы знаем вашу любовь к отправлению на пересчет, - говорили одни.
- Причем здесь любовь? Бля, Игорь, эти протоколы в Киеве не примут, они наляпанные.
- Лучше им сейчас съездить 30 километров и переписать, чем мне потом 3200 - в Киев и обратно, и еще раз туда-сюда, - парировали другие.
- Это не мы наляпали, это вы секретарей меняли. Человек пришел, который ни разу на выборах не работал, у нее руки трясутся! - пыталась оправдаться глава "провинившегося" избиркома.
Уставшие наблюдатели тоже нервничали:
В 14:00 понедельника поступила информация о том, что здание клуба, где заседает окружком, заминировано. Присутствующих эвакуировали. Ситуацию довели до того, что ЦИК попросту заменила некоторых членов комиссии, чтобы удалось собрать кворум. После этого подсчет ускорился, хотя и не намного.
Только к вечеру среды, 20 июля, окружком сумел обработать все протоколы. Уверенную победу на округе одержал Сергей Шахов, за него проголосовали без малого 14 тысяч избирателей (37,62%). Валерий Мошенский пришел к финишу вторым с большим разрывом. Ему свой голос отдали почти 7 тысяч человек (18,71%).
Три ночи люди и бюллетени провели под зданием окружкома.
***
- Зря он [Порошенко] здесь выборы затеял. Люди обозленные, регион бурлит. Разве нельзя было кого-нибудь другого кроме Гарбуза назначить, а его депутатом оставить? Ничего хорошего из этого не выйдет, - бросает напоследок Людмила.
*Имя собеседника изменено в целях безопасности