Старики возвращаются. Что происходит на оружейном рынке Украины
Военно-промышленный комплекс Украины ожидают кадровые перестановки и передел сфер влияния (фото - ukrspecexport.com)

Все возвращается на круги своя. Дождь уходит в океан, а бывшие чиновники возвращаются в свои кресла. Оживление, начавшееся на оружейном рынке месяц назад, с приходом на пост главы Укроборонпрома Сергея Громова, не прекращается. Старые кадры берут реванш. С их приходом в отрасли реанимируются и старые конфликты.

Напомним, 26 июня в военно-промышленном комплексе Украины произошли масштабные изменения. Вместо Дмитрия Перегудова на Укроборонпром был брошен топ-менеджер Рината Ахметова Сергей Громов. Как говорили и продолжают говорить источники ЛІГАБізнесІнформ на рынке вооружений, приход Громова связан с намерениями Ахметова в отношении приватизации активов ВПК. Назначение Громова фактически вырвало контроль над финансовыми потоками Укроборонпрома из рук министра обороны Дмитрия Саламатина - бывшего главы госконцерна, так как Перегудов считался именно его человеком. Саламатин в качестве главы украинского ВПК (напомним, вначале он занимал должность директора торговой оружейной госкомпании Укрспецэкспорт, затем -  главы новообразованного госконцерна Укроборонпром) запомнился проблемами вокруг выполнения полумиллиардного иракского контракта.

Фактически, как утверждают оппоненты Саламатина, он вытеснил с рынка все конкурирующие в экспорте вооружений группы, монополизировал эту отрасль, после чего попросту не смог наладить нормальную торговлю: сути рынка, основанного исключительно на личных отношениях продавца, покупателя и посредника, он, похоже, не понял. Подвинуть Саламатина с поста главы Укроборонпрома пытались практически все заинтересованные группы. Начиная от групп в СБУ и Службе внешней разведки (СВР) и заканчивая тогда еще первым вице-премьером Андреем Клюевым. Причем, судя по потоку компромата, который бесперебойно поступал на Банковую и в СМИ, на каком-то этапе все эти заклятые друзья объединились с общей целью - отправить Дмитрия Альбертовича подальше от торговли продукцией специального назначения. Пока им это удается. Следовательно, впереди - новый раздел рынка на сектора влияния.

На данный момент диспозиция лоббистов в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (в частности, экспорте оружия) выглядит следующим образом: формально во главе стоит гендиректор Укроборонпрома Громов. Однако, по свидетельствам собеседников ЛІГАБізнесІнформ, знакомых с ситуцией в госконцерне, Громов пока не вполне владеет ситуацией. Кроме того, новый руководитель не спешит вмешиваться в вопросы экспорта вооружений - там есть кому вмешиваться. Характерно, что замом к Громову пришел директор Конотопского авиаремонтного завода "Авиакон" Максим Глущенко. Пока о молодом Глущенко (ему 28 лет) на рынке сложилось, скорее, негативное мнение. Ветераны отрасли не видят у него достаточного опыта: ранее Глущенко руководил столичной инспекцией по ценам. После ухода Саламатина в Министерство обороны его человек Дмитрий Перегудов был назначен исполняющим обязанности директора Укрспецэкспорта. По одной из версий, добиться этого удалось через протекцию начальника охраны Виктора Януковича - россиянина Вячеслава Заневского. Однако в минувший четверг назначение Перегудова было нейтрализовано:  и.о. первого заместителя гендиректора Укроборонпрома стал Юрий Терещенко. Это легендарный и неоднозначный персонаж украинской сферы ВТС.

Участники рынка  позитивно реагируют на приток в отрасль старых кадров. Правда, во многом этот оптимизм вызван тем, что падать украинскому рынку вооружений дальше некуда
Терещенко - выходец из разведки. В свое время, еще до разделения СБУ и СВР, он был добывающим разведчиком экономической разведки. В отрасль попал по своей линии - Укрспецэкспорт и его дочерние компании всегда были неразрывно связаны с разведкой. Работал руководителем в дочерней компании Укрспецэкспорта -  Спецтехноэкспорт, затем замом в самом Укрспецеэкспорте, первым замсекретаря СНБО и руководителем Госслужбы экспортного контроля. Затем - в компании Таско-экспорт, занимавшейся оружейными контрактами.

Профессиональную квалификацию Терещенко никто под сомнение не ставит. Но некоторые собеседники отмечают его амбициозность и  конфликтность. При этом, ни один из участников сферы ВТС, с которыми говорил корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, не высказал сомнения в том, что Терещенко пришел в Укрспецэкспорт для того чтобы в скором времени его возглавить.

С этой точки зрения важна клановая принадлежность Терещенко. В последние годы его относят к сфере влияния нынешнего секретаря СНБО Андрея Клюева, поскольку Терещенко близок к партнеру Клюева - полковнику  КГБ и экс-вице-премьеру Владимиру Сивковичу. Кроме того, неплохие связи у Терещенко с депутатом от Партии регионов и главой УСПП Анатолием Кинахом, который в свое время также пытался играть заметную роль на на рынке вооружений.

Помимо Терещенко, на смену молодой и слегка разнузданной команде Саламатина возвращаются и другие "старики". Источники в Укрспецэкспорте говорят о том, что на работу в компанию вернулся бывший разведчик, экс-замглавы СВР Всеволод Чернозуб. На встречах в компании несколько раз видели экс-директора дочерней фирмы Прогресс и экс-зама гендиректора самого Укрспецэкспорта Михаила Морозова - также знакового для оружейной отрасли Украины человека. По словам источников в госкомпании, именно через Морозова на украинский рынок зашел известный пакистанский бизнесмен Мохаммад Захур, сконцентрировав на себе все пакистанские оружейные контракты Украины. В общем, нынешняя сфера ВТС начинает походить на себя же пятилетней давности.

В целом опрошенные корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ участники рынка достаточно позитивно реагируют на возвращение старых кадров. Правда, во многом этот оптимизм вызван тем, что падать украинскому рынку вооружений дальше некуда.

Дальнейшая судьба отрасли будет зависеть от того, сумеют ли старики восстановить действовавший до 2010 года баланс сфер влияния. Если  группа Клюева или группа Прогресса - компании, которую считают вотчиной СВР, сумеют восстановить статус кво, то ВПК ожидают новые кадровые перестановки и новый передел сфер влияния.