Судный день Тимошенко. Репортаж из-под стен Печерского суда
Суд приговорил Юлию Тимошенко к семи годам лишения свободы и возмещению ущерба, нанесенного Нефтегазу, в размере 1,5 млрд.грн. Последнее заседание по газовому делу экс-премьера могло окончиться либо большой трагедией, либо началом реальных массовых акций недовольных правящей администрацией. Но все обернулось традиционным украинским фарсом. Власть продемонстрировала свою дремучесть, реализовав в деле Тимошенко лукашенковский сценарий и в который раз бросив против сторонников экс-премьера какое-то безумное количество закованных в шлемы и "латы" спецназовцев. Оппозиция же вновь показала свою полную немочь, не сумев доказать собственным избирателям, что она вправе и в состоянии организовать внятное гражданское сопротивление команде Януковича.
- Надо звонить послу, - предложил корреспондент ЛІГАБізнесІнформ стоящему перед бойцами внутренних войск белокурому шведу.
- Можно. Но что это даст? Я сам вице-посол, - ответил он, тыча под нос одному из милиционеров свое пластиковое удостоверение.
Шведа звали Мартен Эмберг. И у него назревали неприятности. Дело в том, что получасом ранее, примерно в 8:30, Эмберга, как и несколько десятков журналистов и народных депутатов, не пропустили в зал заседаний Печерского райсуда Киева. Пообщавшись со стоящим снаружи нардепом и защитником Тимошенко Сергеем Власенко и поняв всю бесперспективность общения с украинскими милиционерами, швед решил покинуть сопредельную с судом территорию. Однако, отечественные силовики продемонстрировали предельную бдительность, напрочь отказавшись выпускать шведского дипломата из окружения. Будучи зажатым между кордоном милиции и витринами магазинов на Крещатике, Эмберг взывал к здравомыслию бойцов МВД. Его слова как горох отскакивали от их блестящих шлемов, оставаясь неуслышанными.
На расстоянии десяти метров от вице-посла разворачивался еще один, сходный сюжет. На входе в одну из арок, ведущих к суду, стоял народный депутат и пока еще не сидящий в тюрьме лидер оппозиции Арсений Яценюк в окружении охраны и депутатов Николая Мартыненко, Леси Оробец и Натальи Королевской. Оппозиционеры выглядели как-то неуверенно. От зала суда Яценюка с коллегами отделяло ровно 15 кордонов милиции, закупоривших арку, как тромб коронарную артерию. Динамики антитимошенковского лагеря разносили по Крещатику тирады регионала Олега Калашникова: "Украинская власть обеспечила предельную открытость процесса".
- Как будете прорываться? - перекрикивая Калашникова, спросил у Яценюка корреспондент ЛІГАБізнесІнформ.
- Подскажите способ. Обращение судье подавать поздно, он уже читает приговор. Напишем депутатский запрос, - прокричал в ответ Яценюк, набирая кого-то по телефону.
На часах было начало десятого. Отдельные группки оппозиционеров собрались для обсуждения ситуации. Среди них были замечены глава фракции БЮТ Иван Кириленко, его зам Андрей Кожемякин, Власенко, экс-министр соцполитики Людмила Денисова. Лагерь защитников Тимошенко выглядел полупустым. Разрезанный щитами и милицейским кордоном, он вряд ли насчитывал с обеих сторон более нескольких сот человек. А вот силовиков на Крещатик было свезено столько, чтобы приставить к каждому оппозиционеру по милиционеру.
Примерно к 10 утра депутаты окончательно убедились в том, что в зал суда их никто пускать не намерен. Кое-кто, как Яценюк, удалился неизвестно куда. Кое-кто влез на импровизированную сцену и начал вещать, перекрикивая доносящуюся из лагеря Калашникова и уже надоевшую всем, кто за последние полтора месяца не раз побывал на Крещатике в районе Печерского суда, песню "Еднаймося-еднаймося". Становилось скучно. Примерно в 11 из арок начали выбегать колонны "Беркута" и строится на проезжей части главной улицы столицы. А еще через 10 минут поведение милиционеров стало понятно. С двух сторон Крещатика к суду хлынуло людское море. Но хлынуло только для того, чтобы разбиться о переплетенные четырьмя рядами шеренги милиции.
Колонной демонстрантов, подходящей со стороны Бессарабки, руководили бютовцы Сергей Пашинский и Людмила Денисова. "Сколько у вас людей?", - успел спросить у экс-министра Денисовой корреспондент ЛІГАБізнесІнформ. "На этой стороне пять тысяч", - ответила она. В этот момент толпа побежала назад: шеренги "Беркута" начали наступать отдельными волнами, оттесняя людей назад и вбок - к тротуару. Пашинский неутомимо набрасывался на шеренгу милиционеров и отскакивал от нее, как от батута, призывая остальных последовать своему примеру. Желающих нашлось немного.
Буквально через 10 минут все митингующие были рассеяны по обочине и замкнуты на ней кордоном и милицейскими автобусами. В середине шеренги завязалась драка: боец "Беркута" ударил престарелого мужчину и получил в ответ профессиональный хук слева, отбросивший его на несколько метров. В остальном спецмероприятия были проведены чисто, быстро и, насколько это было возможно, безболезненно.
Сторонники Тимошенко рассеялись по обе стороны Крещатика и стали ждать. Примерно в час дня наступила развязка. Как только люди узнали вынесенный Тимошенко обвинительный приговор, принялись скандировать: "Юля! Юля! Юля!". А с трибуны оппозиционеров послышались призывы к милиции - быть с народом. Однако милиция безучастно делала свою работу: группа из сотни бойцов собралась возле арки, ведущей во двор Печерского суда, и приготовилась сопровождать автозак с экс-премьером, в то время как "Беркут" заканчивал рассеивать толпу сторонников Тимошенко по тротуарам и зачищал сразу две улицы - Богдана Хмельницкого и бульвар Шевченко.
"Мужики, давайте прорываться, чего стоим?!", - закричал какой-то мужчина, стоявший на обочине дороги. "Давай, прорывайся, вперед", - послышалось в ответ несколько голосов без явного энтузиазма. Когда путь оказался расчищен, автозак выехал из арки в окружении плотного кольца спецназа и журналистов. Демонстранты попытались раскачать один из милицейских автобусов, но не преуспели. Осужденная "Тимошенко Ю.В.", как называл экс-премьера во время оглашения приговора судья Родион Киреев, уехала в СИЗО буднично и спокойно. Всего на Крещатике в день приговора лидеру оппозиции собралось около 10 тысяч человек. Для оппозиции, претендующей на большое доверие избирателей и смену власти в стране, непростительно мало
"Вместо того, чтобы вкладываться в забастовочную инфраструктуру, БЮТ надеется на давление Евросоюза. Пока что этот подход выглядит ущербным", - сразу же после оглашения приговора написал в фейсбуке лидер "Братства" Дмитрий Корчинский. Резонное замечание, учитывая, что однопартийцы Тимошенко по горячим следам не предложили внятного плана по спасению экс-премьера из тюрьмы. В то время, как сторонники оппозиции такого плана ждут.
Теперь соратники Тимошенко будут определяться с дальнейшей стратегией поведения и подавать апелляцию на решение суда. На вопрос о дальнейших действиях депутат Королевская ответила, что БЮТ намерен инициировать досрочный роспуск Верховной Рады, для чего попытается собрать 226 голосов. Утопия, учитывая нынешние парламентские реалии. Создалось впечатление о том, в политической силе Тимошенко просто не понимают, что делать дальше
Сергей ВЫСОЦКИЙ