В ГПУ планировали оправдать окружение Януковича за деньги
Экс-министр Эдуард Ставицкий готов был откупиться от уголовного преследования, но став гражданином Израиля передумал

Механизм возвращения дворцов, земель, предприятий и астрономических сумм денег, которые принадлежат сбежавшим за границу высокопоставленным чиновникам, 14 августа обрел законодательную оболочку. После трех неудачных потуг внести документ в распорядок дня и одной безуспешной попытки принять его целиком, Верховная Рада проголосовала в первом чтении за закон, позволяющий заочно судить преступников и конфисковать их имущество. Основной его целью, как сказано в пояснительной записке, является неотвратимость наказания в случаях, когда подозреваемый скрывается от следствия заграницей.

Этот закон был написан под конкретных персон из окружения предыдущего президента Виктора Януковича. Во-первых, он стал продолжением указа исполняющего обязанности президента Александра Турчинова о разработке механизмов по изъятию в пользу государства имущества высокопоставленных коррупционеров. Во-вторых, премьер-министра Арсений Яценюк не скрывал, что принятие документа "позволит арестовать активы экс-президента Виктора Януковича, экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко, а также других бывших высших должностных лиц, совершивших преступления против Украины".

По иронии судьбы, заочное осуждение обвиняемых планировали ввести еще при предыдущем президенте Викторе Януковиче. Эта норма также имела адресный подход, направленный против экс-премьера Юлии Тимошенко. Осенью 2013-го рассматривалась ее отправка на лечение в Германию, а заочное осуждение должно было для власти стать страховкой в случае ее отказа возвращаться в страну.

Впрочем, закон о заочном осуждении был лишь одним из планов по возвращению активов, принадлежащих бывшим высшим должностным лицам из окружения бывшего президента. Как стало известно корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ, изначально рассматривался вариант возмещения подозреваемым убытков в обмен на правовую амнистию. Подобный механизм предусмотрен 469 статьей УПК, когда между прокурором и подозреваемым заключается соглашение о признании вины. "В документе прописывается сумма возмещения ущерба и мера наказания - как правило, выплата штрафа, условный срок или ограничение свободы" - говорит юрист адвокатского объединения "Юскутум" Денис Овчаров. "Мировая" не подписывается, если человека подозревают в совершении особо тяжких преступлениях (за которые предусмотрено наказание свыше 10 лет тюрьмы). По таким статьям, кстати, проходят Виктор Янукович, экс-генпрокурор Виктор Пшонка, экс-вице-премьер Сергей Арбузов, бывший секретарь СНБО Андрей Клюев, экс-главы МВД и СБУ Виталий Захарченко и Александр Якименко.

Похожий опыт имеет Бельгия, где 10 лет назад вступил закон, позволяющий без санкций ввести в страну деньги, ранее выведенные за ее пределы, заплатив государству 6-9% отступных от суммы возврата. Благодаря чему в экономику вернулось около 1 млрд. евро.

По информации ЛІГАБізнесІнформ, представители Генпрокуратуры вели переговоры с адвокатом беглого экс-главы Министерства энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого. Бывший чиновник является фигурантом уголовного производства, открытого по статье о присвоение и растрате имущества путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах. При обыске у него нашли $4,8 млн., почти 42 кг золота, множество ювелирный изделий и дорогостоящих часов. Итогом соглашения могла стать реабилитация Ставицкого при условии компенсации государству 100 млн. грн. "В условиях фактической войны с РФ это самый действенный способ вернуть государству украденные деньги, необходимые украинской армии", - считает один из высокопоставленных чинов ГПУ. Правда единодушия в этом вопросе нет. Глава парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью Виктор Чумак сомневается, что отпущение коррупционных грехов одиозных политиков за деньги найдет понимание в обществе. "Подобный договор можно заключать только с чиновниками второго эшелона, которых подозревают в коррупции. С одиозными фигурами договариваться нельзя", - считает он.

На Ставицком планировалось опробовать механизм юридического амнистирования в обмен на возмещение убытков. Цена индульгенции завесила от "веса" сбежавшей политической фигуры и степени вины в совершении преступления, в котором чиновник подозревается. К примеру, помилование экс-министру министерства доходов и сборов Александру Клименко могло стоить не менее миллиарда гривен, говорят источники ЛІГАБізнесІнформ в ГПУ. Однако сделка со Ставицким сорвалась - он получил гражданство Израиля и отказался от первоначальных планов. На второй план отошел вопрос денежной амнистии и в Генпрокуратуре, уступив место заочному осуждению.