Зачетная сессия. Итоги политического сезона  в Верховной Раде
Типичный пейзаж. Блокирование трибуны стало основной публичной технологией заказчиков парламентской политики

Вторая сессия Верховной Рады, несмотря на интриги и скандалы, стала результативной для всех парламентских игроков. Оппозиция поставила галочку напротив одного из пунктов предвыборной программы. Власть показала, что может собирать в сессионном зале большинство, пусть даже на один день.

Парламентский политсезон зима-лето 2013 существенно отличается от всех предыдущих периода президентства Виктора Януковича. Даже внешне. Казалось бы - драки, ругань, тушки, блокирование трибуны, продавливание лоббистских законопроектов - все как обычно.

Тем не менее, с пятого февраля по пятое июля никто не видел как в сессионном зале украинского парламента 60 депутатов скачут по рядам и голосуют за 260-ю карточками. И это - безусловная заслуга оппозиции. Собственно, сама сессия открылась не пятого, как было запланировано, а 22 февраля.

Оппозиционеры заблокировали работу Рады с требованием обеспечить персональное голосование народных депутатов. И только после того, как были внесены необходимые изменения в Регламент Батькивщина, УДАР и Свобода сняли осаду.

По новым правилам зафиксированный факт кнопкодавства влечет за собой изъятие карточки отсутствующего депутата. К тому же закон, принятый при участии кнопкодава должен быть переголосован. Оппозиционеры тут же установили слежку с балкона за работой регионалов и коммунистов.

Это существенно притормозило законотворческий ковейер провластных фракций. В результате за всю сессию принято только 82 закона. Среди них социальные и евроинтеграционные, которые принимались в парламенте конституционным большинством голосов вместе с оппозицией.

Самой крупной неудачей оппозиции стал Киев. Несмотря на безусловную поддержку в столице, оппозиционеры так и не смогли добиться выборов в Киеве. Неумение работать с мажоритарщиками привело к тому, что в Раде так и не нашлось голосов для назначения даты киевских выборов. Такая беспомощность, вместе с неспособностью выдвинуть единого кандидата на пост мэра, привела к тому, что и киевляне не спешат выходить на улицу за право выбирать власть в городе. 

Впервые в украинском парламенте 60 депутатов не прыгали по сессионному залу, пытаясь проголосовать 260-ю карточками. Это, пусть небольшая, но победа оппозиции

Партия регионов (точнее, одна из ее ключевых группировок, называемая Семьей) на минувшей сессии  сумела решить  несколько своих задач. В частности, по по внедрению новых законодательных схем наполнения бюджета в условиях отсутствия внешних кредитов, бегства капиталов и сворачивания деловой активности в стране. Реальному руководителю Кабмина, первому вице-премьеру Сергею Арбузову удалось  провести знаменитые законы о векселях и о трансфертном ценообразовании. Первый позволит рассчитываться с бизнесом по НДС-задолженности не живыми деньгами, а векселями, второй - позволит облагать налогом доходы компаний, которые выводят средства в офшорах, подальше от сурового делового климата в Украине. Кабмину удалось также организовать ратификацию конвенциии об избежании двойного налогообложения с Кипром, крупнейшим " зарубежным" инвестором украинской экономики. Политический смысл этих инициатив очевиден: для переизбрания действующего президента нужны деньги в бюджете. МВФ и российские друзья давать деньги просто так не хотят. Просто так их можно изъять у украинского бизнеса. 

(Подробнее: Вексельный закон. Кому выгоден новый суррогат денег)

Пакет законов от Арбузова не спешила поддерживать и часть олигархической фронды внутри Партии регионов. Вексельный и трансфертный законы делают компании, принадлежащие олигархам-экспортерам, уязвимыми перед налоговиками. Оппозиция, разумеется, тоже  категорически отказалась поддерживать вексельный и трансфертный законы, и следить за персональным голосованием не переставала. Регионалы даже при поддержке коммунистов и части внефракционных депутатов никак не могли набрать необходимых 226 голосов.

Партия власти воспользовалась тем, что Батькивщина, УДАР и Свобода заблокировали трибуну из-за киевских выборов, и 4 апреля организовала выездное заседание Рады на улице Банковой. Журналистов в зал не пустили. Пояснили это тем, что вместе с ними могли ворваться оппозиционеры и испортить праздник законотворчества.

Голосовали депутаты руками. Итоги подводили члены Счетной комиссии из регионалов и коммунистов. Прямая трансляция заседания не позволяла оценить достоверность подсчета. Но даже в таких комфортных условиях законы Арбузова  провести не удалось.

Ни среди избирателей (что важно в преддверии президентских выборов 2015 года), ни среди еврочиновников (что актуально накануне подписания Соглашения об ассоциации с ЕС) идея кулуарных заседаний не нашла поддержки.

Перед регионалами стоял нелегкий выбор. Им нужно было либо спровоцировать оппозицию на очередную длительную блокаду трибуны, чтобы снова уйти на Банковую. Заявив при этом, что оппозиция срывает принятие евроинтеграционных законов. Либо согнать на работу абсолютное большинство своих депутатов и обеспечить необходимые голоса в сессионном зале.

В предпоследний день сессии, 4 июля, Партия регионов сделала, казалось бы невероятное. На работу в парламент пришли практически все. Даже такие солидные люди как Василий Хмельницкий и Юрий Иванющенко. Такого количества представительских авто под стенами парламента не было со дня принятия присяги народными депутатами.

Регионалы провели почти все, что хотели. Не смогли только назначить перевыборы в проблемных округах на конец августа. Не получилось и дать старт президентским изменениям в Конституцию, которые ставят всю судебную систему под абсолютный контроль гаранта.

Рецидивы кнопкодавства у депутатов от власти  все же случались. Вексельный закон даже пришлось из-за этого переголосовывать. Тем не менее, из 240 собранных в Раде носителей карточек для голосования на две кнопки сразу жали один-два депутата, а не все присутствующие в зале, как это было раньше. 

Под занавес сессии журналисты заметили, что следят за голосованием не только помощники депутатов-оппозиционеров. На балконе над сессионным залом были замечены дамы, которые фиксировали голосование в секторе большинства и передавали его на специальный ресурс.

Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов не стал скрывать, что мониторинг присутствия депутатов в зале ведется в режиме он-лайн. Впрочем, партийная мобилизация и работа с коммунистами и внефракционными - не единственный козырь регионалов.

Запасных игроков на законодательном поле они по-прежнему вербуют среди оппозиционеров. Так, четверо депутатов вышли из фракции Батькивщина в день выездного заседания. Еще двое - во время блокирования оппозицией парламентской трибуны 6 июня, когда президент вместо того, чтобы выступить в парламенте с ежегодным посланием,  просто передал его текст в Верховную Раду.

В предпоследний день работы сессии батькивщиновцы сами исключили из фракции Василия Кравчука за совместное голосование с большинством вопреки решению оппозиции. Источники в Раде называют еще пять потенциальных перебежчиков в Батькивщине, однако их показательное тушкование отложено на осень.

Такими темпами регионалы смогут до Нового года собрать себе солидную группу поддержки. И "уважаемых людей" из партии можно будет не беспокоить из-за каждого голосования. Лидер самой тушкопродуктивной на сегодня фракции Батькивщина Арсений Яценюк называет все это спецоперацией Администрации президента, направленной против него лично.

Впрочем, большинство из тех, кто оставил фракцию в избирательных списках утверждали, что на них никто не давил. Яценюк отказался от предложения Юрия Луценко избавиться от "генератора тушек" в парламенте, по совместительству спонсора Яценюка, Николая Мартыненко. И тем самым взял на себя всю ответственность за последующих тушек.

За прошедшие полгода можно было наблюдать явные проколы оппозиции и рефлекторные попытки власти сжульничать при принятии закона, даже когда голосов хватало с запасом. Вместе с тем проявилось и новое качество законотворчества.

Дирижер большинства регионал Михаил Чечетов по привычке продолжает взмахивать рукой перед голосованием. Но теперь одного этого взмаха недостаточно. Регионалы начинают понимать, что для того, чтобы принять законопроект необходимо собрать в зале минимум 226 депутатов, готовых его поддержать.

Оппозиционеры уже не убегают из парламента в знак протеста. Они остаются на своих местах и следят за соблюдением процедуры принятия законов и их содержанием. Такая работа существенно снижает вероятность принятия сырых решений вроде Налогового кодекса или пенсионной реформы.

Пока рано говорить о том, что 450 обитателей сессионного зала ВР отрабатывают свою ставку 6 тысяч 109 гривен плюс 17 тысяч 425 гривен возмещения за исполнение депутатских полномочий. Верховная Рада еще не стала настоящим представительским органом. Но она и не трансформировалась в безмолвный придаток Администрации президента. А это - зачет.