Директор фонда Демократические инициативы имени Илька Кучерива, известный социолог Ирина Бекешкина рассказала в интервью ЛІГАБізнесІнформ о том, сколько стоит проведение национального экзит-пола, за чей счет он будет проводиться и почему избиратель Партии регионов не хочет идти на выборы.

- Что сегодня показывают социологические замеры - каково настроение украинцев, насколько активно будут голосовать?

- Что касается настроения, то общество в целом приняло правила игры - опросы показывают, что все нормы обновленного закона о выборах народных депутатов, кроме отмены графы "против всех", большинство населения поддерживает.

А что касается явки, то социологические замеры всегда показывают больше, чем оказывается на самом деле. Хотя явка едва ли будет ниже привычных для Украины 65-70%. Впрочем, говорить точно пока нельзя. Например, еще летом, до ареста Юлии Тимошенко, явка ожидалась крайне низкая, потому что ни запад, ни восток Украины не хотели идти на выборы.

- Можно ли сравнивать выборы-2012 с выборами-2002? Там тоже была мажоритарка.

- Выборы-2012 не будут похожи. Прошло 10 лет, общество во многом изменилось. Не стоит забывать, что до 1998 года были полностью мажоритарные выборы, а в 1998 и 2002 гг. - смешанные. То есть к 2002 году в Украине сформировалась прослойка политиков-мажоритарщиков, которые годами обрабатывали свои округа и стабильно там укрепились. Была какая-то определенность. Это не значит, что на округах не было конкуренции, но была, если хотите, традиция.

Большинство в новом парламенте будет пропрезидентское. Но важно, какие итоги окажутся в пропорциональной части. Результат выборов по спискам будет сигналом того, каким может быть результат второго тура президентских выборов-2015

- А сейчас?

- А сейчас, во-первых, оппозиция заявила, что будет ставить по одному общему кандидату на округ. Во-вторых, очевидно, что по одному кандидату на округ будет ставить и Партия регионов. То есть нас ожидает жесткое биполярное противостояние "власть - оппозиция", чего не было ни в 2002 году, ни, тем более, раньше. К тому же, сегодня, по сравнению с 2002 годом, намного больше богатых потенциальных кандидатов, представителей бизнеса. Поэтому бизнес-составляющая на выборах проявится гораздо отчетливее.

- И раньше эта составляющая была не маленькой.

- Раньше не было такого количества людей с большими деньгами. Более того, в 2002-м году не настолько осознавалась ценность депутатства, как сегодня. Так что, можно смело утверждать, что на грядущих выборах борьба будет гораздо более жестокой. Даже не жесткой, а именно жестокой. И во многом непредсказуемой.

- Ожидаете ли фальсификаций со стороны власти, если да, насколько они повлияют на ход выборов?

- Думаю, что как раз самые большие фальсификации будут не только (и даже, возможно, не столько) со стороны власти, сколько со стороны местных кандидатов, которые будут идти по мажоритарным округам. Они будут руководствоваться принципом "победа любой ценой", так как ставят на кон слишком много.

- Вы разделяете власть и отдельных депутатов-мажоритарщиков, но ведь многие из них будут баллотироваться с прицелом на участие в пропрезидентском большинстве в Раде следующего созыва…

- Конечно. Я не поручусь за достоверность слухов, но приходилось слышать, что уже сейчас у независимых мажоритарщиков собирают заявления о вступлении в будущем во фракцию Партии регионов.

- И кто победит в итоге - власть или оппозиция?

- Большинство в будущем парламенте, конечно, будет пропрезидентское. Но тут важно, какие итоги окажутся в пропорциональной части. Результат выборов по спискам будет сигналом того, каким может быть результат второго тура президентских выборов 2015 года. Если окажется, что ПР проиграет по спискам, то это значит, что во втором туре может проиграть и Виктор Янукович. А это заставит задуматься о своей судьбе как многих мажоритарщиков, так и местные региональные элиты. Многие будут работать с оглядкой на то, кто еще может стать президентом с огромными полномочиями.

- Вы называете парламентские выборы-2012 разведкой боем перед президентскими выборами. Не недооцениваете ли вы тем самым их важность: какой в Украине будет парламент, как страна будет жить три года до выборов президента?

- Как будет жить страна, и какой будет парламент - разные вещи. Верховная Рада у нас давно из законодательной власти превратился в исполнительную. В очень исполнительную, я бы даже сказала. Тем более, как я уже говорила, не стоит ожидать в Раде VII созыва формирования оппозиционного большинства. После выборов в парламенте будет много бизнесменов, а бизнес у нас очень зависим - его легко можно прижать. Поэтому, даже если парламент и перестанет голосовать автоматически по взмаху руки Чечетова, ожидать расцвета и торжества парламентаризма едва ли стоит. Жизнь страны новый парламент не изменит. Она может измениться только после президентских выборов.

Победа любой ценой не прибавит баллов власти ни на Востоке, ни на Западе. Но трудно сказать, насколько эти люди руководствуются логикой. Никто ведь не предполагал, что Тимошенко посадят в то время, как ее рейтинг упал до 10%
- Существует мнение, что власть пойдет на проведение честных выборов для того, чтобы хоть как-то сохранить лицо перед Западом. Опасения оппозиции о фальсификациях могут не подтвердиться?

- Может быть, я излишний оптимист, но я тоже разделяю эту точку зрения. Ведь если руководствоваться логикой и здравым смыслом, то власти надо поступить именно так. Победа любой ценой не прибавит баллов власти ни на Востоке, ни на Западе. Но трудно сказать, насколько эти люди (власть, - ред.) руководствуются логикой. Никто ведь из экспертов не предполагал, что Тимошенко посадят на семь лет в то время, как ее рейтинг упал до 10%. Нет рациональных объяснений такому поступку власти. Поступку, повлекшему за собой напряженность в отношениях и с Западом, и с Россией.

Другое дело, что даже директива сверху "не фальсифицировать" может быть проигнорирована местными властями. Ведь каждый руководитель областной, районной администрации или города не желает быть в последних рядах по результату. Каждый хочет выжить в этой системе, показать лучший результат, показаться более усердным, чем соседи. Никто не хочет выпасть из обоймы. Поэтому вполне возможно: чтобы сохранить за собой кресло главы какой-то администрации, местные чиновники будут помогать партии даже в обход указаний начальства.

- Вы сказали, что еще летом, до ареста Тимошенко, ни запад, ни восток Украины не хотел идти на выборы. Как изменились планы избирателей?

- Сейчас ожидается высокая явка на западе - намного выше, чем на востоке. На западе не хотят идти на выборы около 12% избирателей, на востоке - более 30%. На востоке сыграло роль разочарование в "своих регионалах". Кстати, по той же причине там наблюдается рост рейтинга коммунистов. КПУ, по последним данным, набирает не меньше 8%, несмотря на то, что их из года в год списывают со счетов. На руку коммунистам сыграло и то, что Сергей Тигипко решил довольствоваться "синицей в руках", фактически похоронив неплохие стартовые шансы своей партии. На сегодняшней должности Тигипко сжег себя как политика.

- Кто, по вашим данным, проходит в Раду следующего созыва?

- Согласно нашему декабрьскому исследованию, которое совпадает с замерами коллег, впервые рейтинг Батькивщины превысил рейтинг Партии регионов, хоть и ненамного - порядка 1%. У нее 18%, у ПР - 17%. На третьем месте Фронт змін - почти 11%. У коммунистов - 8%, и это может считаться определенной неожиданностью. Среди тех, кто проходит пятипроцентный барьер, также партия УДАР Виталия Кличко - у нее 6%.

- Свобода не проходит?

- У партии Тягнибока пока около 3% поддержки, но есть резерв.

- Что может до выборов изменить расстановку сил?

- Ситуация может измениться, если регионалы, во-первых, смогут убедить прийти на выборы восток, во-вторых, убедить его проголосовать за себя снова. Ведь электоральный перевес в сторону оппозиции сегодня наблюдается не потому, что их поддерживает больше людей, чем на предыдущих выборах, а только потому, что избиратель ПР отвернулся и от "бело-синих", и от политики вообще - многие не хотят идти на выборы.

- У партии власти есть шанс вернуть избирателя?

- А почему нет? Можно ожидать, что с конца лета избиратели начнут ощущать на себе заботу в виде каких-то дополнительных выплат, соцпомощи и тому подобных традиционных инструментов предвыборной кампании. Эта схема работала раньше, может сработать и сейчас. Если власть обеспечит то самое "покращення життя", пусть и на короткое время, то часть утраченных избирателей, особенно на востоке, может снова проголосовать за Партию регионов.

Экзит-пол на 300 участках по всей стране стоит около $100 тысяч. Если участков будет больше (а от этого зависит точность), то стоимость несколько вырастет
- Национальный экзит-пол на выборах-2012 будет?

- Однозначно будет. Мы уже заручились поддержкой потенциальных доноров, думаю, у нас уже не будет таких финансовых трудностей, как на предыдущих президентских выборах.

- Кто его профинансирует и кто будет проводить?

- Финансироваться экзит-пол будет, как и раньше, совместными усилиями форума доноров. Это различные международные фонды и посольства. Для нас финансирование из разных источников принципиально. От некоторых мы уже получили деньги (NED), от некоторых доноров получили принципиальное согласие (Международный фонд «Відродження», PACT), у других решение находится в стадии рассмотрения. Что касается партнеров по проведению, то они традиционны - это КМИС и Центр Разумкова. Наши "боевые соратники", испытанные 2004 годом; это будет уже наш пятый экзит-пол в таком составе. А вообще для Демократических инициатив экзит-пол-2012 будет уже двенадцатым.

- Сколько стоит такой проект?

- Экзит-пол на 300 участках по всей стране - около $100 тысяч. Если участков будет больше (а от этого зависит точность), то, соответственно, стоимость несколько вырастет.

- Как вы относитесь к экзит-полам, заказчиками которых выступают телеканалы (так было на президентских выборах в 2010-м)? Не влияет ли на их объективность то, что каналы принадлежат конкретным людям с конкретными интересами?

- По количеству экзит-полов на одни выборы Украина может претендовать на рекорд. Хотя в целом отношусь к их проведению нормально. К тому же, все результаты у нас совпали, так что нет причин сомневаться в объективности. Отличие нашего экзит-пола - в полной открытости (как источников финансирования, так и методологии). Кроме того, в отличие от других социологических служб, мы по результатам каждого экзит-пола выпускаем публикации с подробным анализом результатов голосования.

- Сейчас вы или ваши коллеги проводите предварительные социологические исследования для партий или отдельных кандидатов?

- Конечно, такие заказы есть. В основном от потенциальных участников на мажоритарных округах, и, конечно же, эти исследования закрытые. О результатах знают лишь заказчик и те, кто проводит замер.

- Насколько будет востребована на выборах "черная социология"?

- Серьезные социологические организации дорожат своей репутацией, а сомнительной информации из сомнительных источников уже давно никто не верит. Думаю, что "черная социология" не будет особо применяться именно по причине низкой эффективности. Это ведь "шум" и не более.

- Давление со стороны политиков на себе чувствуете? Не все могут спокойно реагировать на фиксацию падения собственного рейтинга.

- Пока нет.

Досье на Ирину Бекешкину >>>