43-й отдельный мотопехотный батальон Вооруженных сил Украины стоит в одной из самых горячих точек Донбасса - на горловском направлении, всего в нескольких километрах от позиций боевиков. В минувшую субботу бойцы отметили свой первый фронтовой год: батальон был сформирован в прошлом августе, а уже с начала октября воюет в зоне АТО. Командир батальона, боевой офицер Александр Водолазский в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал, где приходилось воевать его бойцам и как изменился ли характер боевых действий в Донбассе накануне Дня Независимости.

- Как формировался ваш батальон, какие задачи были перед ними поставлены?

- Формирование батальона началось 22 августа прошлого года - в тот день в него прибыли первые мобилизованные военнослужащие. Весь процесс занял около двух недель. С сентября у нас началось боевое слаживание. А уже 4 октября мы были в зоне проведения АТО. Без замены, без ротации мы находимся здесь уже 11 месяцев.

Сначала мы назывались 43-м батальоном территориальной обороны, но потом сменили задачи и название на 43-й отдельный мотопехотный батальон.

- А как вы попали в батальон?

- Когда началась первая волна мобилизации в марте прошлого года - пришел в военкомат. Но мне заявили, что я пока Вооруженным силам не нужен. Я записался в список, и когда проходила третья волна мобилизации, меня пригласили. Так и попал.

- С какими проблемами пришлось столкнуться в зоне АТО?

- Год назад проблем было очень много, начиная от продовольствия. А сейчас главная проблема только одна - техника. Она у нас старенькая. Транспортная база оставляет желать лучшего. Мы стараемся ее поддерживать всеми силами. Хотелось бы, чтобы обратили внимание и помогли не только нашему батальону, а вообще ВСУ, которые нуждаются в новой технике.

- Ваш батальон отвоевал почти год. То есть, в ближайшее время многие бойцы демобилизуются, и на замену им придут военнослужащие из шестой волны . Как это повлияет на боеспособность?

-Мне кажется, за это время в батальоне сложились устойчивые традиции. Какая-то часть останется служить по контракту, и традиции сохранятся. А вообще, сейчас у нас в батальоне около 15% - это военнослужащие четвертой волны мобилизации, которые тоже были призваны насильно. Многие парни были недовольны, искали любой повод, чтобы уйти из зоны АТО, из армии. Но наши порядки поставили их в строй. И сейчас они воюют. Они стали полноценными бойцами, которые могут выполнять свои обязанности.

-Где пришлось воевать вам и вашим бойцам?

- Стояли мы в нескольких местах. Самым первым был участок от Светлодарска Донецкой области до дороги Артемовск-Донецк. Это довольно большой сектор, около 40 километров. Силами батальона было тяжело удерживать такой рубеж. Нашей задачей была охрана и оборона: мы находились по краю буферной зоны. Кроме того, у нас было несколько блокпостов. Потом нас перевели на другой участок, в район Майорска (в четырех километрах от Горловки, - ред.). Далее мы успели повоевать в Авдеевке. И уже после Авдеевки передислоцировались сюда, в поселок Новогородское (тоже рядом с Горловкой, - ред.).

- Потери большие?

- Да, большие. Мы потеряли убитыми 11 человек - это и боевые, и небоевые потери. И около 120 человек получили ранения во время ведения боевых действий.

- Какие точки в зоне АТО для батальона оказались самыми горячими?

- Тяжелее всего было в первые дни, когда мы только пришли на войну. Бойцы еще были необстрелянные, немного перепуганные. Все ожидали чего-то большого, непонятного и страшного. Поэтому самый тяжелый бой и самое горячее время определить сложно. Были времена затиший, вынужденных перемирий. Мы их соблюдали, а сепаратисты - нет. Когда мы переместились в район Курдюмовки (недалеко от Дзержинска, - ред.), то оказались очень близко от сепаратистских позиций. Между нами было всего триста-четыреста метров. Там нас или обстреливали издалека из танков, минометов, или шли ближние бои. Но в основном работала артиллерия. Несколько раз нас крупно обстреливали из гаубиц. В Авдеевке шли плотные стычки и бои, - там очень близко проходила линия столкновения, очень тесно, воевали практически через зеленку. Боевики к нам подбирались довольно близко: 150, 100, 70 метров. И тогда начинались взаимные обстрелы из стрелкового оружия. Наибольшие потери мы понесли возле Новогородского, где батальон дислоцируется сейчас. На этом рубеже боевики более интенсивно применяют минометы, гаубицы, танки, - все оружие, которое у них имеется. Когда у нас затишье, они всегда первыми начинают обстрелы, а потом через ОБСЕ или координационный центр запрашивают новое перемирие - и через время снова его нарушают. Ситуация разная: бывали и очень тяжелые времена, и более спокойные.

- А какая обстановка сейчас?

- Последние несколько дней, перед праздниками, перед Днем независимости, они вроде бы немного успокоились. То ли готовят какой-то неприятный подарок, то ли действительно что-то сработало и они идут на какие-то договоренности.

- Когда, на ваш взгляд, может закончиться этот вооруженный конфликт?

- Между этой частью Донбасса и остальной Украиной такая напряженность, что это продлится еще долгие годы. Даже если мы и придем к какому-то перемирию, согласию, то все равно не забудутся эти тысячи двухсотых, десятки тысяч раненых. Каждая из сторон понесла потери. Поэтому дружба и согласие в ближайшие годы мне кажутся очень маловероятными.

-  Что пожелаете согражданам в День Независимости?

- Согласия в стране. И еще хотел бы пожелать, чтобы побольше патриотизма было у нашего народа. Потому что та первая волна мобилизации, тот порыв патриотизма, который был год назад, начинает угасать. Зона АТО, война, не война - к этому начинают привыкать. И постепенно забывается, что все это происходит не где-то далеко в Зимбабве, что война идет на нашей территории. И особенно мужчины забывают, что они являются гражданами Украины.

Александр Перевозник

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.