Новый министр юстиции Украины Павел Петренко не понаслышке знаком с работой судебной системы режима Януковича. Во время протестных акций он как народный депутат и юрист защищал активистов, которым выдвигались абсурдные обвинения и выносились необоснованные приговоры. Теперь своей основной задачей он видит создание унифицированной юридической системы, которая одинаково будет обслуживать граждан, власть и оппозицию. О реформировании органов юстиции, судебной системы и юридической борьбе Украины за Крым министр рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ.

- Что уже удалось изменить в работе министерства?

- Мы первыми среди министерств решили обнародовать декларации о доходах и расходах руководителей подразделений. На сайте Минюста я уже разместил свою декларацию. Теперь ожидаю, что до первого апреля все руководители разместят свои. Другое нововведение - завтра проведем тестирование профессионального уровня. Аттестация не дает представления об уровне руководителя, это проверка статистических показателей. Я предложу в добровольном порядке пройти тест уровня четвертого курса юрфака. И сам готов его пройти. Естественно, по результатам тестирования нельзя будет уволить сотрудника, но это позволит мне составить впечатление о профессионализме руководящего состава органов юстиции. Еще новшество - прием граждан, которые записываются к министру, теперь будет проводить сам министр, а не его подчиненные. Со следующего месяца планирую избирательно наведываться на прием граждан руководителями областных управлений юстиции.

- Кого-то уже уволили?

- Уволил самых одиозных руководителей региональных управлений - киевского и черкасского. Это руководители, которые были вовлечены в процесс давления на граждан. Бывший глава Черкасской обладминистрации Тулуб фактически ввел в области чрезвычайное положение, давал указания применять во время Майдана против людей силу и спецсредства. Я вызвал руководителя областного управления юстиции. Разговор с ним был короткий. Я сказал, что если бы он тогда проявил гражданскую позицию и уволился, сейчас он вернулся бы на прежнюю должность. Но поскольку он согласовывал решения бывшего главы области, у него лишь один вариант - написать заявление. Вопрос его уголовного преследования - это дело правоохранительных органов. Такой же разговор был с экс-руководителями органов юстиции Киева. Такие же решения будут по руководителям органов юстиции Львовской и Закарпатской областей. Все материалы по нарушениям мы передаем в правоохранительные органы. Еще уволил бывшего руководителя регистрационной службы Ворону. Сейчас мы проводим комплексную проверку деятельности регистрационной службы с Генпрокуратурой и уполномоченным по борьбе с коррупцией Татьяной Черновол.

- То есть вала увольнений не будет?

- Не вижу в этом смысла. Такой подход был в свое время у Ющенко: уволили всех, но набрали еще худших. Те, кто принимал одиозные решения, выполняли незаконные указания бывшей власти, не должны работать в системе. Что касается остальных сотрудников, если они отвечают профессиональным стандартам и нет вопросов относительно коррупционных действий - пусть работают. Мы обратились к гражданам с просьбой не давать взяток. И по всем сигналам, поступившим на горячую линию, будем принимать жесткие кадровые решения.

- По какому принципу назначаются новые сотрудники?

- Критерии - профессионализм, отсутствие коррупционного следа, неучастие в незаконных действиях бывшей власти. Например, новый руководитель департамента нотариата - Татьяна Баранова. Это человек, известный среди нотариусов. Она стояла у истоков создания системы нотариата в Украине, возглавляла первую киевскую нотариальную контору, в конце 1990-х была заместителем директора департамента. Потом ее уволили. После встречи с нотариусами я попросил ее занять эту должность хотя бы на год, чтобы наладить работу системы нотариата. Что касается структуры, связанной с работой арбитражных управляющих, мы обратились к профильной ассоциации, чтобы там определились с кандидатурами. Готовы назначить специалиста, которого они предложат. На должность руководителя государственной исполнительной службы назначен один из адвокатов-координаторов Майдана - Дмитрий Сторожук, после публичного обращения адвокатов. Что касается назначений на местах - тоже будем стараться делать их прозрачно.

- Как ситуация в Крыму откорректировала ваши планы?

- Это несколько изменило график первоочередных шагов по реформированию. Но стараюсь совмещать. В первую неделю были попытки захвата объектов пенитенциарной службы. Были попытки захвата регистрационных служб, блокирование сотрудников управления юстиции в их помещении в Севастополе. Оказывали давление на руководителя крымского республиканского управления юстиции, чтобы он присягнул новой власти. Человек отказался, тогда самопровозглашенная крымская власть назначила своего министра. Никто из руководителей органов юстиции на местах не сотрудничает с так называемым министерством юстиции Крыма.

Мы совместно с Генпрокуратурой обжаловали все решения, которые принимались по назначению референдума, перенесению даты его проведения, по национализации собственности Украины. Когда нелегитимная крымская власть увидела решения украинских судов, поменяла тактику - теперь она просто не публикует свои решения. У меня складывается впечатление, что это какие-то случайные люди, у которых сомнительные цели - например, стащить чужую собственность. В первую очередь, они заинтересовались объектами рекреации - санаториями, домами отдыха.

- Как реагирует на это Минюст?

- Я принял решение, согласовав его с премьером и правительством - заблокировать реестры по Крыму. Мы сообщили гражданам, что это сделано для того, чтобы сохранить информацию о праве собственности крымчан. Сейчас по нашим реестрам нельзя провести никакие операций. Кроме того, Кабмин поручил провести проверку всех операций за последний месяц по крупным крымским объектам - частным, государственным и коммунальным. По неподствержденной информации, три объекта госсобственности пытались передать в частные руки.

- Какова роль Минюста в урегулировании крымского конфликта?

- Мы подготовили заявление в Европейский суд по правам человека против России относительно нарушения Конвенции о защите прав человека. В тот же день Европейский суд принял меры по обеспечению и запретил пребывание военного контингента на территории Украины, поскольку это создает угрозу для жизни и здоровья людей, а также соблюдения их прав. Решение по срокам беспрецедентное. Это очень серьезный дипломатический сигнал для Российской Федерации. Как в плане незаконности референдума, так и в плане пребывания там военного контингента. Это первое решение международного суда в споре Украины и России, которое, помимо дипломатических, будет иметь правовые последствия. Невыполнение этого решения в течение 48 часов чревато решениями о компенсациях и санкциях со стороны Совета Европы. Если страна не выполняет такое решение, может быть поставлен вопрос об исключении из состава Совета Европы за несоблюдение конвенции и обязательств, взятых на себя в рамках Совета Европы. Если Российская Федерация не пойдет на дипломатическое урегулирование конфликта, будет обращение в другие международные судебные инстанции, в том числе в суд при ООН. Мы надеемся, они примут решения с дополнительными рычагами влияния на российскую сторону.

- Есть шанс урегулировать конфликт юридически-дипломатическим путем?

- Я - сдержанный оптимист. Многие дипломатические рычаги включены. Международная общественность подает сигналы о возможных санкциях не только в отношении руководства России. В первую очередь - в отношении бизнеса, который имеет отношение к этому руководству. Совет Европы еще до проведения референдума заявил о том, что ни один из членов не признает его результатов. Сигнал подал Европейский суд по правам человека. Следует также учитывать, что любая попытка перекроить политическую карту мира после 1945 года могут иметь очень серьезные геополитические последствия. Не только для страны, территорию которой пытаются изменить, но и для страны - инициатора этого процесса. Если Россия допустит такой прецедент, думаю, она будет первой, кто пострадает. Это будет означать, что любая страна, у которой есть территориальные претензии, не урегулированные после Второй мировой войны, сможет, пользуясь прецедентом, выдвигать соответствующие претензии к Российской Федерации. И эти претензии могут быть достаточно обоснованными.

Если страны-гаранты по Будапештскому меморандуму не выполнят своих обязательств перед страной, которая отказалась от ядерного оружия, это будет сигналом для других стран. Для тех, кто сейчас в процессе переговоров относительно нераспространения ядерного оружия. Каким образом проводить переговоры с Ираном, чтобы он отказался от ядерного оружия, если страны, которые ведут эти переговоры, сейчас покажут, что они не могут обеспечить гарантий? Также это будет сигналом для десятков стран, у которых есть перспектива производить ядерное оружие. Речь идет не только о взаимоотношениях Украины и России. Это геополитическая проблема коллективной безопасности. Сейчас запущены такие механизмы, применение которых приведет к тому, что Украина сохранит свою территориальную целостность.

- Над какими другими первоочередными заданиями работает Минюст?

- Основные - подготовка законопроектов, которые значатся в программе правительства, задания, связанные с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. Подготовили проект закона о восстановлении доверия к судебной системе. Из первоочередных планов - пакет законопроектов о гармонизации нашего законодательства в связи с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. Надеюсь, что на этой неделе мы его подпишем. Наши европейские партнеры согласились с тем, что сразу вступит в силу политическая часть соглашения. А она, помимо политических положений, предусматривает еще и гарантии безопасности. В том числе дополнительные гарантии по коллективной безопасности в рамках Евросоюза.

- Неделю назад планировалось принять проект закона о восстановлении доверия к судебной системе...

- Доработанный проект закона стоял в повестке дня прошлой пленарной недели. Но, к сожалению, я увидел по настроениям в сессионном зале, что депутаты не готовы голосовать за него. Чтобы не создавать напряжения, не буду говорить о конкретных группах и фракциях, но это - представители как оппозиции, так и коалиции. Надеюсь, на следующей пленарной неделе закон будет принят. Я сообщил всем депутатским группам, что мы готовы учесть их предложения. Но мы должны оставаться в рамках концепции, согласованной с общественными организациями.

- Что это за рамки?

- Мы не имеем права убирать критерии, которые касаются проверки судей, принимавших политически мотивированные решения. Если кто-то будет пытаться убрать эти критерии, я выйду и публично скажу, какая политическая сила хочет это сделать. Мы не имеем права убирать положения, связанные с проверкой и переаттестацией судей. Это - требование Майдана. Если у кого-то есть сомнения в плане своего профессионализма и порядочности, пусть пишут заявления и уходят из судебной системы. А не пытаются договориться с депутатами, чтобы этот закон не прошел. Мы также не имеем права оставить руководителей высших и апелляционных судов.

Большой вопрос к хозяйственному суду. Он напрямую не принимал участия в политических процессах. Но в этой системе была выстроена коррупционная модель сбора денег. В нашем законопроекте есть отдельный пункт по хозяйственным спорам, которые существенно ограничили права граждан. Хозяйственные суды использовались как механизм изъятия собственности в пользу семьи бывшего президента и его окружения. А также как механизм массового сбора средств с тех компаний, которые принимали участие в хозяйственных спорах. Такой модели не было за все годы независимости! Все дела брались на контроль и фактически велись от первой инстанции до высшей. Или мы эту модель ломаем, или хозяйственные суды не имеют права на существование. К ним не будет доверия ни у общества, ни у бизнеса. Они либо самоочищаются, либо в рамках широкой судебной реформы трансформируются в суды общей юрисдикции.

- Судебная реформа Януковича будет пересмотрена?

- Судебная реформа Януковича это попытка сконцентрировать контроль над всеми судебными органами в руках Януковича через его ставленника Портнова. Чтобы он своей кнопкой на телефоне управлял любым судом в Украине. Судебная система как независимая ветвь власти практически прекратила свое существование. Того, что происходило во время акций протеста на рубеже 2013-2014 гг., даже гипотетически не могло происходить в 2004 году. При всем влиянии Кучмы на судебную систему он не мог давать таких указаний. Я не представляю, как судья районного суда может принять решение об аресте на два месяца парня, которого приносят в зал суда без сознания с разбитой головой. Это то, что происходило на моих глазах в Шевченковском суде Киева. Если по указанию руководителя юридической службы администрации президента судьи были готовы принимать такие решения, я не знаю, чем их пугали. Если ты не хочешь такие решения принимать - можешь пойти в отставку. Но никто этого не сделал из судей, принимавших участие в таких процессах. Мы должны сломать механизм давления на суды.

- Каким образом?

- Необходима реальная проверка судов и очищение от группы судей, которые переступали через себя и принимали такие решения. Не знаю, сколько их будет - 100-200 человек. Но они должны уйти из судебной системы и понести ответственность. Следующий этап - мы должны создать реальную независимость судебной системы. Первый шаг, который мы предложили в нашем законопроекте, это вопрос избрания руководящего состава судов. Не могут главы апелляционных и высших судов назначаться администрацией президента. Даже через Высший совет юстиции. Они должны избираться самими судьями. Второй вопрос - избрание делегатов на съезд судей. Если делегации формируются в администрации президента, какое это судейское самоуправление?

- Каковы ваши предложения?

- Мы предложили, чтобы, например, на внеочередном съезде судей были представлены все суды, начиная от районных и заканчивая хозяйственными и административными. Пусть это будет съезд на тысячу человек. Но это будет реальное представительство мнения всех судей. Еще один блок вопросов судебной реформы - новая редакция закона о судоустройстве. Также необходимо вернуть реальные полномочия Верховному суду. Первый шаг мы уже сделали, когда дали возможность Верховному суду пересматривать решения административных судов. Также профильный комитет согласовал проект закона о восстановлении полномочий Верховного суда по всем специализациям. Чтобы он снова мог пересматривать решения хозяйственных, административных судов, судов общей юрисдикции. И основной этап - изменения в Конституцию. Минюст готовит свои предложения по вопросам правосудия Конституционной комиссии.

Мое мнение - назначение и увольнение судей, вопросы их административных должностей необходимо отнести к компетенции Высшего совета юстиции или Совета судей, которые формировались бы непосредственно судьями. Без этого у нас не будет европейской модели. При этом должен быть другой состав Высшего совета юстиции. Сейчас в него входят представители Генпрокуратуры, министр юстиции, политические фигуры. Он должен формироваться в основном из судей. Там не должно быть госслужащих. Ни министра юстиции, ни генерального прокурора. Это должен быть орган, который представляет интересы судей. Тогда ему можно будет передать вопросы назначения и увольнения судей. Также должны быть определены критерии увольнения судей. Сейчас Высший совет юстиции может уволить судью, если решит, что судья нарушил присягу. Но по каким критериям? Это, кстати, было одним из замечаний Венецианской комиссии к судебной реформе. Мы учтем все замечания Венецианской комиссии, на которые закрывала глаза предыдущая власть. Она учитывала только те замечания, которые ее устраивали, а на остальные не обращала внимания.

- Другие реформы бывшей власти будут пересматриваться? Налоговая, например?

- В соответствии с программой деятельности правительства, мы в течение года должны внести в парламент и принять Кодекс экономического роста. Он будет предусматривать абсолютно новую модель как уплаты налогов, так и их администрирования. Что касается нашего министерства, у нас огромный пласт проблем - это пенитенциарная служба. Мы будем создавать комиссию при министерстве. В нее войдут представители общественности, представители профильного комитета, Минюста. Комиссия займется проверкой учреждений отбывания наказания. Планируется проверить условия содержания, откровенно поговорить с заключенными по поводу их жалоб. Будет рассматриваться вопрос улучшения условий содержания в соответствии с европейскими стандартами. Я понимаю, что мы за год не сможем сделать наши тюрьмы европейскими. Но сейчас там фактически государство в государстве. Процветает коррупция, наркоторговля, там свои законы выживания. Комиссия будет по всей стране проводить избирательные проверки колоний без предупреждения. Мы приглашаем в комиссию представителей Хельсинкской группы, представителей уполномоченного по правам человека, профильного парламентского комитета. За полгода мы сможем получить реальную картину. И тогда нужно будет провести реформу пенитенциарной системы.