Соболев: Карпачева помогла Тимошенко не за место в списке
В партия Батькивщина заявляют, что против бывшего уполномоченного по правам человека Верховной Рады Нины Карпачевой возбуждено уголовное дело. Оппозиция утверждает: власть мстит экс-омбудсмену за правду об избиении Юлии Тимошенко в Качановской колонии. О подробностях ситуации с Карпачевой в блиц-интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал один из лидеров фракции БЮТ-Батькивщина в парламенте Сергей Соболев.
- Оппозиция заявляет о давлении власти на бывшего уполномоченного по правам человека Карпачеву. Как вы считаете, каковы основные мотивы?
- Генеральная прокуратура даже не пытается скрывать их. Вместо того, чтобы расследовать факт избиения Юлии Тимошенко, прокуратура исследует, каким образом были сделаны фотографии, как Карпачева их получила и как проводилась их экспертиза. Но, во-первых, так прокуратура пытается отвлечь внимание от избиения экс-премьера. Во-вторых, это способ не реагировать на заявление легитимного на тот момент омбудсмена о факте избиения осужденного. Более того, в прокуратуре говорят, что избиения не было. Но в таком случае почему бы не подтвердить это видеозаписью из камеры Тимошенко? Ведь известно, что она находится под наблюдением 24 часа в сутки. Сделайте выемку видеозаписей, покажите, что никто не прячет Тимошенко в покрывало, не тащит ее и не бьет. Но ведь этого не делается.
Прокуратура пытается найти способ, как отвлечь внимание. Руководство ГПУ умышленно лжет, заявляя, что избиения не было. Вспомните заявление прокурора Харьковской области о том, что, да, Тимошенко принудительно доставили в больницу. Прокурор говорил, что имелось право так поступать. А после этого было заявление ГПУ о том, что Тимошенко якобы уже ждала конвой одетой и обутой, а тюремщики просто помогли ей дойти до машины.
- Есть ли у вас информация, где сейчас может пребывать экс-обмудсмен?
- Нет, такой информацией я не владею. Я был очень осторожен в своих высказываниях. Я говорил, что из-за давления на Карпачеву ее отсутствие в Украине не исключено. Но где она может находится сейчас, я не знаю.
- Когда я вижу, кто из регионалов это заявляет, то невольно поражаюсь цинизму этих людей. Например, Олег Надоша, в прошлом - депутат от Блока Юлии Тимошенко. Или, например, Владимир Олийнык - точно такой же перебежчик. Они оба отрабатывают место в списке Партии регионов, понимая, что у них нет ни единого шанса пройти по мажоритарному округу. Эти люди просто примеряют свой уровень морали на всех, кто есть вокруг, что лишь подтверждает аморальность ПР и ее депутатов.
- Вы лично видите Карпачеву в списках Батькивщины?
- Этот вопрос не обсуждался в принципе. Вопрос был в принципиальной позиции Карпачевой, которая не побоялась выяснить состояние Тимошенко. Карпачева сделала то, что должна была сделать прокуратура.
- Как вы считаете, каковы должны быть действия нового омбудсмена Валерии Лутковской, какие шаги она должна предпринять в связи с делом Тимошенко и теми проблемами, которые, по вашим словам, возникли у Карпачевой?
- Первое, что должна была сделать Лутковская - поехать и проведать Тимошенко, посмотреть, есть ли следы на ее теле, ведь они очевидны. Понятно, что Лутковская решила ждать, пока эти следы сойдут. А когда ее посещение уже наверняка не принесет никаких неприятностей власти, вот тогда мы увидим ее в камере Тимошенко.
Лутковская действует так же, как она действовала все эти годы, работая на правительство. Она представляла позицию правительства в Европейском суде по правам человека и отвечала за выполнение решений суда. Это была ее прямая задача. Но Украина известна тем, что 97% решений ЕСПЧ не выполняются. И все это благодаря Лутковской.
- Как вы оцениваете обыски в офисе омбудсмена, разрешение на которые якобы дала Лутковская?
- Это также говорит о ее моральных качествах. Вы знаете, что закон об уполномоченном по правам человека очень схож с законом о защите прав журналистов. Он дает право не разглашать информацию, полученную от источников, чтобы не было возможности давить на людей, которые предоставляют омбудсмену информацию, например, об условиях содержания в украинских тюрьмах. Но у Лутковской, как мы видим, другие взгляды.
- Ранее вы сообщили, что написали письмо в офис верховного комиссара по правам человека ПАСЕ. На что вы рассчитываете и есть ли уже какой-то прогресс?
- Да, мы написали это письмо в тот момент, когда снимали с должности Карпачеву и незаконно в парламенте протягивали в омбудсмены Лутковскую. Это была сессия ПАСЕ, мы встречались с комиссаром по правам человека при Совете Европы. Мы объяснили ему свое видение ситуации, изложили ее письменно. Но последние факты относительно Карпачевой мы направили отдельно в офис ПАСЕ. Считаем, что представители ПАСЕ должны посетить Украину, что, собственно, и планируется.