Вера Иванова: Янукович не так врет, как оппозиция
В начале августа Печерский суд Киева принял к рассмотрению по сути иск против трех оппозиционных лидеров - Арсения Яценюка, Олега Тягнибока и Виталия Кличко. За то, что депутаты блокировали парламентскую трибуну. Подала жалобу некая пенсионерка Вера Иванова. Ее фамилия уже мелькала в новостях, когда активистка судилась с бывшим премьером Юлией Тимошенко.
Редакция ЛІГАБізнесІнформ попытался выяснить, кто эта женщина и что ею движет. Иванова охотно соглашается на интервью. Поговорить приглашает к себе домой. Ее маленькая скромная комнатка в киевском общежитии заставлена папками с бумагами - запросы, обращения, жалобы, материалы разных судебных дел. Она по памяти цитирует нормы законов и даты судебных заседаний, не оставляя сомнений, что свои многочисленные иски пенсионерка может составлять без посторонней юридической помощи.
Иванова не скрывает своих симпатий к партии власти, верит, что отстаивает свою правду, и не видит ничего плохого в том, если ее руками кто-то наверху расправится с политическими оппонентами.
- Почему вы подали в суд на оппозиционеров?
- 5 декабря 2012 года был принят новый закон о регламенте, которым запрещено блокировать парламентскую трибуну. Когда после этого оппозиционеры начали блокировать, я не сразу обратилась в суд, я писала обращения, хотела получить ответ на вопрос - законными или незаконными были действия депутатов. Но мне его так и не дали. А потом и вовсе депутат Владимир Бондаренко открыто сказал, что действия оппозиции были законны. И я думаю, что если в законе о регламенте написано, что не должны блокировать, то как могут быть законными действия? У нас получается какая-то ультимативная демократия. Меньшинство руководит большинством. Заблокировали трибуну - и делайте, что мы говорим.
- Зато ни регламентом, ни Конституцией не предусмотрено, что депутат может голосовать чужой карточкой. Ведь оппозиционеры добивались соблюдения закона и личного голосования.
- Я понимаю, что это тоже нарушение законов и Конституции. Но если с нарушением законов бороться новыми нарушениями, я не думаю, что это верный путь. Знаете, пусть они работают, как хотят, пусть блокируют, но пусть не говорят, что это законно. Пусть не врут. Кроме того, я прошу признать незаконным не только блокирование против кнопкодавства, а любое, поскольку в законе не уточняется, в каких случаях нельзя блокировать. Я сделала информационный запрос в Верховную Раду и мне дали распечатку с датами. Оказалось, что уже было около 20-ти блокирований.
- Они работают. А оппозиция и сама не работает, и другим не дает.
- Депутат, который отдает свою карточку, чтобы за него голосовали, он, по-вашему, работает? Он вас не обманывает?
- Но они же не говорят, что "наши действия законны". Они согласны, что "да, это незаконно". Спор ведь возник на почве того, законны или не законные действия.
- То есть если бы оппозиция блокировала и говорила, что ее действия незаконны...
- Тогда пусть себе блокируют. Но они же обманывают граждан! На кнопкодавов я не могу в суд подать, у меня нет доказательств, я же там не была.
- А на блокировании трибуны вы были?
- А здесь я вижу, что не работает Верховная Рада. Когда не работает государственный орган, есть прямые убытки. Это вредит интересам Украины. А значит, и нам, гражданам, это наносит вред. А кроме того, когда голосуют чужими карточками, на это жаловался кто-то, что его карточкой голосовали? Может они доверили, сами передали. Они же не воруют чужие карточки. Тут они между собой должны разбираться
- В Конституции написано, что депутат голосует лично, а не по доверенности.
- Они и не говорили, что это законно.
- Тем не менее, в апреле вы не явились на первое заседание по своему иску. Почему?
- У меня было заседание в другом суде. У меня иск к главному редактору "Украинской правды", которая не дает ответов на обращения. Уже год сужусь. Но я написала, что это первая неявка, написала причины и попросила перенести суд.
- И суд оказался лоялен. Более того, по вашей просьбе суд привлек третьей стороной к делу спикера Владимира Рыбака. Зачем вам это?
- Если будет удовлетворен мой иск, и признают действия незаконными, то председатель Верховной Рады будет иметь право принимать какие-то меры.
- Если спикер был на заседаниях, которые блокировались, он, несомненно, знает Конституцию и регламент, но не обратился в суд. Почему тогда для Веры Ивановой это так важно?
- Наверное, глава Рады тоже не заинтересован в том, чтобы Вера Иванова доказала, что действия депутатов незаконны.
- Для вас это настолько принципиальный вопрос?
- А я не люблю, когда меня обманывают.
- А действующая власть вас никогда не обманывала?
- Обманывала. Я подавала иски к разным органам власти, к Генеральной прокуратуре, к прокуратуре Печерского района, к Юлии Тимошенко, когда она не давала ответов на мои обращения.
- Да.
- Виктор Янукович все обещания выполняет?
- Этим и отличается Янукович, что он не так врет, как оппозиция. Может, он и говорит где-то неправду, но я не могу проверять все его слова.
- Не можете или не хотите? Вот, например, много говорилось, что не будет подниматься пенсионный возраст, а его повысили.
- Я знаю, что эта пенсионная реформа нужна для того, чтобы в Евросоюз вступить. И, вы знаете, я на пенсии уже, но я не хочу еще быть пенсионером.
- Вы хотите, чтобы Украина вступила в Евросоюз?
- Конечно, было бы хорошо.
- А если для этого нужно выпустить Тимошенко из тюрьмы?
- Если начинать путь в Евросоюз с нарушения законов, то я думаю, не стоит. Юлия Тимошенко сидит по законам Украины, она превысила полномочия, и ответила за это. Она свою карьеру строила на лжи и беззаконии.
- Откуда столько антипатии? Вы знакомы с ней лично?
- Да нет. Это ниже ее достоинства, даже предоставить ответ на мое обращение.
- Вы не допускаете, что ваши действия и ваш иск используют для того, чтобы свести счеты с оппозицией, не боитесь оказаться инструментом в чужой большой игре?
- Если так случится, то они сами виноваты. Почему они говорят неправду, что их действия законны? Пусть отвечают за свои действия.
- Допустим, ваш иск удовлетворят, будет судебный прецедент, и власть получит новые инструменты в борьбе против оппозиции. Вы считаете, что без оппозиции стране будет лучше в принципе?
- Я считаю, что наибольшая опасность для Украины - такие лидеры, как Юлия Тимошенко. Но власть и себя будет вынуждена наказывать. Они и сами не смогут тогда блокировать. Мой иск не только интересы оппозиции задевает.
- На выборы вы ходите? За кого голосовали?
- На выборах президента я не была, потому что работала в тот день. А на парламентских я голосовала всегда за коммунистов, а на последних за Партию регионов. Меня Партия регионов никогда не оскорбила. Всегда предоставляют ответы. Даже сам Янукович, когда еще был лидером партии (сейчас президент - почетный председатель ПР, - ред.).
- То есть на следующих президентских будете за Януковича голосовать?
- Поживем, увидим. Может, кто-то новый будет. Может, Кличко. Он неплохой как политик.
- Вам кто-то помогает в вашей деятельности?
- Никто, ни от власти, ни от Партии регионов мне не помогает. Я им тоже пишу, они могли бы предложить помощь, но никто мне не звонит.
- Расходы на постоянные судебные процессы тоже сами покрываете?
- Расходов у меня - судебный сбор (листает материалы дела, - ред.) 114 гривень 71 копейка. Я же работаю еще для того, чтобы подавать иски.
- Вы понимаете, со стороны это выглядит так, что вы вышли на пенсию, вам нечем заняться, и чтобы не скучно было жить, вы судитесь?
- Я на пенсии, но еще работаю в институте Амосова, я журналист газеты "Правозащита", я представляю интересы в судах.
- Все иски вы самостоятельно составляете?
- Конечно, я закончила Школу правовой помощи, где нас учили писать иски, обращения.
- Это ваш образ жизни?
- Да. Я подаю в суд, а потом рассказываю людям, как работают суды.