48 часов: фильм "Уцелевшие", альбом группы Bombay Bicycle Club
Герои "Уцелевшего" в критической ситуации готовы предложить друг другу не только патроны, но и собственные жизни (фото - kinopoisk.ru)

КИНО

"Уцелевший", США, 121 мин.

Кто: режиссер Питер Берг, мастер по созданию добротных боевиков ("Королевство", "Хэнкок"). Человек, тонко понимающий принцип работы экшн-пружины. Фильм снят по мотивам реальной военной истории, имевшей место в горах Афганистана в 2005 году. Берг потратил пять лет на то, чтобы вникнуть во все ее нюансы. Главные звезды в титрах - Марк Уолберг и Бен Фостер. Имена обоих давно и крепко связаны с качественным жанровым кино Голливуда. Оба съели по собаке, играя мужественных и самоотверженных героев, которых не берут ни пуля, ни нож.

Кому смотреть: любителям огнестрельного кинематографа, который сочетает в себе активную пальбу и упругую драматургию. Тем, кто думает, что американцы могут снимать о своих проделках на Ближнем и Среднем Востоке только фильмы, пронизанные пластмассовым патриотизмом. "Уцелевший" - лента с сюжетом, у которого большой срок давности и вовсе нет срока годности. Такое могло случиться на любой войне - и пятьсот, и пару тысяч лет назад.


Что: четверку лихо обученных "морских котиков" забрасывают в логово талибов для ликвидации особо кровожадного террористического босса. Все идет по плану до того момента, пока мини-отряд не наталкивается в тени деревьев на афганских пастушков со стадом коз. Подержав перепуганных аборигенов под дулами автоматов и проведя острую дискуссию на тему "казнить нельзя помиловать", пленников решают отпустить: правила ведения боя запрещают истреблять безоружных гражданских. Не успевают остыть следы счастливчиков-пастушков, как "котики" оказываются в кольце небритых мужчин восточной наружности.

Достоинства "Уцелевшего" особенно ярко бросаются в глаза на фоне главного фильма об американской борьбе с терроризмом - прошлогодней "Цели номер один" Кэтрин Бигелоу. У Питера Берга нет ни кондовой звездно-полосатой патетики, ни желания внушить зрителю, что герои спасают целую галактику. Зато есть острое видение войны как обыденности и рутины. Это, пожалуй, самый жуткий фокус на теме массовых убийств. Люди в кадре у Берга падают, как свежескошенные колосья, и от этой кровавой жатвы не по себе. Конечно, граждане США встречают пули в более героических позах, чем боевики "Талибана", но это не суть важно. Все вопросы по части того, почему "котики" такие крутые, режиссер снимает в прологе картины, показывая, как на тренировках из них делают людей, безразличных к боли.

Чтобы не спутать акценты в "Уцелевшем", не помешает знать афганский социальный контекст. Есть обычные пуштуны - гостеприимные представители главного этноса страны, - и есть злобные пуштуны, то есть талибы. Первые не равны вторым. Более того, вторые сидят у первых в печенках. Из этой незатейливой расстановки сил и рождается главный конфликт фильма Берга. В самый неожиданный момент режиссер превращает "Уцелевшего" из шутерз-боевика в контрастную военную драму с пацифистским поворотом. Есть соблазн, конечно, уход в антивоенные сантименты списать на буйную фантазию Берга, но не получится. Это реальная история. Не Голливуд изощряется, а жизнь такая.

МУЗЫКА

So Long, See You Tomorrow, CD

Кто: Bombay Bicycle Club, британская команда во главе с мультиинструменталистом и вокалистом Джеком Стедменом. Родители четырех альбомов, напоминающих детей от разных браков, - ни один не похож на другой. Для некоторых критиков - образец "настоящего инди". Который другие критики считают вымирающим жанром. Зато все солидарны в одном: Bombay Bicycle Club - группа, всегда готовая удивить публику свежим экспериментом. Что, по нынешним конъюнктурным временам, довольно рискованное занятие. Возможно, поэтому BBC никогда не ходили в статусе музыкальной сенсации. Зато всегда предлагают продукт, способный приятно пощекотать уши ценителям чего-нибудь эдакого.

Кому слушать: поклонникам саундтрека к фильму "Сумерки. Сага. Затмение". Погоду в вампирской музыке сделала "бомбейская" песня How Can You Swallow So Much Sleep. Всем, для кого определение "микс из инди-попа, синтипопа и кучи специй" звучит как название вкусного блюда.


Что: теплый звуковой ливень с отчетливым запахом озона и сложным химическим составом. Есть все, кроме элементов скуки и затхлости. Короткая классическая увертюра в духе "Снегурочки" Римского-Корсакова. Длинная индийская мелодия а-ля Болливуд 1980-х. Дискотечные ритмы, лихой ударный подбой, электронный финал со смачным оборванным зуммом. И это только стартовая Overdon. Композиция, которая сразу закручивает гайки всем попыткам эту музыку просчитать. Фоновое настроение - "Весна грядет, весне дорогу!". Какие уж тут расчеты. Впору вскрывать закупоренные чакры и различать в придорожной грязи первые подснежники.

Примерно чем-то таким занят неотразимый Джек Стедмен. Его красивый, чуть ориентальный вокал способен высечь особенное настроение даже из насмерть избитых текстовых рефренов. Стоящие рядом фразы step away, stanb by - не что иное, как нежно исполненный приказ "стой там, иди сюда". Композиция называется It’s all right now. Bombay Bicycle Club образца 2014-го не видит здесь никаких противоречий. И нам не советует.

Удачный эксперимент по созданию уникальной в своей свежести атмосферы - вот что главное. Рецепт проверен годами: взболтать в одном флаконе букет конфликтных ароматов и открыть пробку для их контакта с кислородом. Если этим занимается мастер, вроде Стедмена, который лично контролировал состав и качество саунда, получается то, что надо. Электроника, чистое акустическое многоголосье, барабанные водопады, богатые риффы, густое мужское (Стедмен), чарующее женское (Люси Роуз, Рэй Моррис), тягучее восточное, динамичное европейское. Что ни включи (So Long, See You Tomorrow, Luna, Carry Me), везде все есть. Наслаждайтесь.

КНИГА

"Святые, которые нас лечат", издательство "Лотос",224 стр.

Кто: Анатолий Баюканский, российский прозаик и драматург, лауреат Международной премии Джорджа Сороса. Автор 60 книг, академик Петровской академии наук и искусств, автор серии "Феномен", рассказывающей о жизни феноменальных людей - святых и целителей. Биограф ливанского монаха-отшельника Шарбеля и уважаемый человек в актуальном пантеоне писателей-христиан.

Кому читать: всем, кто глядя вокруг, не знает, какому святому молиться. В книге по этому поводу есть четкие рекомендации.

Что: сборник рассказов о невероятных людях, способных творить чудеса. Многим из них позавидовал бы Гарри Поттер. Подобными историями, говорят, вдохновлялся Толкиен, когда создавал маленького хоббита, победившего большое зло. Любовь, доброта, терпение, прощение и жизнетворный экшн - это о православных святых. В которых, при всем уважении к каноническим традициям, иногда полезно видеть не только небожителей, но и людей из плоти и крови.

Православные христиане найдут в сборнике молитвы и изображения "от всех болезней тела и духа". Растерянность, обида, страх и ненависть - из их числа. Не христиане и не православные почитают увлекательные рассказы в жанрах, которые вполне можно вписать в каноны приключенческой или романтической литературы. История петербурженки Ксении Григорьевны Петровой так и просится в руки режиссера-мелодраматиста. Девушка настолько сильно любила своего мужа, что не сумела смириться с его внезапной смертью. После похорон оделась в мужской костюм и отзывалась только на имя "Андрей Федорович", уверяя, что Ксения умерла. Подвиг юродства сделал ее Блаженной Ксенией Петербуржской - любимой святой счастливых супружеских пар и несчастных влюбленных.

За ликами преподобного Павла Препростого, сотника Лонгина, мученика Витта, всех апостолов и даже Пресвятой Богородицы - туннели личных биографий и океаны пережитого. Особенно актуально звучит история копта Антония. На своем длинном - 105 лет - веку ему приходилось и малолетнюю сестру нянчить, и оставаться без копейки, и быть на передовой народного восстания против недальновидного правителя Максимилиана (311 г.). И, конечно, творить чудеса, одним своим присутствием превращая гнев разъяренной толпы в милость Божью. "Будем убегать ненависти и распрей", - его любимые слова. Знающие люди уверяют, что святой Антоний Великий способен свести к минимуму кровопролитие при смутах. Даже если в него, как в святого, не верить. Достаточно просто обратиться - было бы кому. 

Книга предоставлена магазином "Читайка"