Хроника пресс-марафона Зеленского: все самое интересное и важное
10 октября с 10:00 до полуночи на территории столичного фудмаркета президент Владимир Зеленский общался с представителями прессы: мероприятие для 300 журналистов в его офисе назвали "пресс-марафоном". Он продлился более 14 часов, тогда как на 100 дней президентства было постановочное интервью.
Сотрудников СМИ группами по семь-десять человек пускали в пресс-центр к президенту, где они получали возможность задавать вопросы. Затем группа сменялась следующей.
Десант LIGA.net был отправлен на гастрономический рынок: редакция неустанно собирала для вас самое интересное и важное в этой хронике.
Спрашивают об экс-секретаре СНБО Данилюке и о том, что тот говорил о "деструктивном влияния" неких людей на Зеленского. Президент говорит, что у него "есть 100% понимание, почему он ушел". Что это за понимание, не сказал. Полагает, что Данилюк рассчитывал, что Зеленский его не уволит, а он уволил.
Вопрос: когда войну назовут войной в юридической плоскости. Отвечает, что он - "президент мира": "Я не готов терять наших людей, потому выбран дипломатический путь". Конкретно на вопрос ответа не было. "Если военное положение - ни МВФ, ничего не будет".
Пересменка.
На первой этаже фудмаркета какая-то женщина скандалит. "Боже мой!" - сказал президент и вышел из кадра.
Утверждает, что с бывшими коллегами по шоу-бизнесу в РФ почти ни с кем не общается. Слепаков, Рева, Макаревич - с этими может пообщаться.
По журналисту Радио Свобода Андрушко, которого оттеснила Мендель. Говорит - "здоровенный мужик", "так поступать нельзя", "считаю, что часто вел себя неэтично". "Юля - не зло, она пресс-секретарь, она тоже истощена. Как пресс-секретарь, она не должна была так реагировать, но как человек...". Сказал, что "девочку в этом случае буду защищать".
Твое лицо, когда задали вопрос на утомившую тему:
"Я обязательно буду общаться с Кличко перед тем, как буду решать о его увольнении".
Вопрос: на что Украина не пойдет в процессе реинтеграции Донбасса. Ответ: "Если на нормандском формате не будет диалога - дела не будет. Я это открыто об этом скажу".
Устроил яркий и экспрессивный монолог по теме "какой вам нужен президент". Epic! Сейчас дадим его отдельной новостью - ждите.
Пресс-секретарь президента на заднем фоне. Бдит. А то мало ли.
Говорит, "внедрения формулы Штайнмайера" не было, потому что она должна входить в новый закон об особом статусе ОРДЛО, которого пока даже нет. Предположил, что вообще может не дойти до имплементации формулы Штайнмайера.
Перепалка Зеленского с сотрудником канала 112 Украина. Тот сетует, что у них могут забрать лицензию на вещание. "Так ваш владелец Медведчук?" - "Какое это имеет значение?" - и в таком духе.
Зачем Аваков в Кабмине: "Никакой это не компромисс, потому что я ему ничего не должен... Есть испытательный срок - я всем министрам сказал откровенно: реальные дела, принесите нам до конца года, не будет - мы всех уволим".
Президент раздражен. Говорит, что не может всего сказать, "потому что это сразу станет известно той стороне"
Зеленский говорит, что участок разведения войск в Петровском - "это степь, там никого нет". "Нет там опасной ситуации и нет там гражданских."
О разведении войск. Говорит, что к нарушителям закона в Золотом будет применяться соответствующие меры.
Говорит, что не может всего сказать по стратегии по Донбассу, потому что таким образом ухудшит переговорную позицию Украины в противостоянии с РФ. Из-за недостатка коммуникации, отметил, и волнения в народе.
О льготах для УБД. Говорит, что всячески "за" - и будет работать в этом направлении.
Спросили - что будет делать, если ветераны зайдут с оружием в Золотое, чтобы не допустить разведения войск. Говорит, "с ветеранами надо разговаривать и объяснять позицию".
Говорит, если у этой власти не получится закончить войну, то "может, кто-то придет потом - и у них лучше получится". Раз в пару минут говорит о том, что "надо закончить войну".
Вопрос о красных линиях по Донбассу и почему власть думает, что Россия на шестом году что-то хочет поменять. Зеленский отвечает, что, возможно, в Кремле "тоже устали" и "возможно, есть возможность разговаривать в нормандском формате". Отвечает с многими предположениями. Говорит, что "такого мощного желания закончить войну у прошлой власти не было".
Наш Юрий Смирнов снова перебросился парой слов с президентом: уточнил у Зеленского по поводу главы оборонного комитета Завитневича - почему тот не сложит мандат, если у него проблемы со здоровьем. Президент ответил, что нардеп очень хочет решить все свои проблемы и "работать на благо страны". Затем Юру оттеснили... угадайте, кто? :) Пересменка между группами.
Говорит, что канцлер ФРГ Меркель "плотно занимается" встречей в нормандским формате.
По совместному следственному комитету по кейсу Байдена - "продолжения этой темы сейчас нет", но если что-то такое сформируют - Зеленский вовсе не против.
Формат общения весьма близкий - в полуметре:
Спрашивают о политзаключенных крымских татарах, мол, "создается впечатление, что Украина их забыла". Президент говорит, что "никто, никогда ни о ком не забудет".
"Мы будем строить в Днепре аэропорт. И не только в Днепре".
По мосту в Днепре, говорит, к мэру Филатову "вопросы остались". "Он крепкий снаружи, а что там внутри - неизвестно."
Спросили о разговоре Зеленского с послом США в ЕС Гордоном Сондлендом, который является фигурантом скандала Трамп-Украина. Президент ответил, что не помнит уже.
Hi five от Зеленского нашему корреспонденту, который представился: "Агентство LIGA.net, собственники - украинцы и патриоты".
Наш Юрий Смирнов задает вопрос о конфликте интересов с назначением главы оборонного комитета Александра Завитневича (по итогам выборов он прошел в Раду от СН: его супруга Наталья училась в одном классе с Зеленским), а также о зеленом тарифе. По нардепу президент сказал, что у того был инфаркт, и именно потому он пропускал заседания. Президент также говорит, что "надо, чтобы зеленый тариф снижался".
Спросили о трудовом кодексе. Зеленский посетовал, что "надо было собраться с Кабмином". Говорит, "почуємо всіх". Обещает поменять устаревший советский ТК.
Зеленского спросили - а где обещанная информационная война? Президент ответил, что такими вопросами заведует профильный чиновник - замглавы ОПУ Кирилл Тимошенко. Но добавил: россияне в ОРДЛО "глушат всё", имея ввиду радио- и ТВ-сигналы со свободной Украины.
Вопрос о стратегии возвращения оккупированного Россией Крыма и амнистии боевикам.
Говорит, по амнистии все должно обсуждаться в нормандском формате. По Крыму - говорит, что хочет использовать нормандский саммит, чтобы поднять этот вопрос.
А, да, еще сказал о Порошенко, что тот "забыл, что он уже не президент".
Вопрос о ФОПах. Зеленский тут же спросил, "а откуда деньги у НВ?" Говорит о Фиале и Dragon Capital. Журналист не понимает, "к чему это".
Спрашивают о ПриватБанке и о том, как будет реагировать, если суд примет решение в пользу олигарха Коломойского. Говорит, не имеет права влиять на суд: "В вопросе ПриватБанка я буду защищать интересы государства Украины".
Наш Юрий Смирнов готовится задать вопрос. Сидит спиной к камере. Пока тайм-аут, зашла вторая группа. Пьют кофеек.
На вопрос, с кем воюет Украина, прямо ответил, что с Россией.
Коротко и ясно: "Не будет разведения войск - не будет нормандского формата".
На вопрос, не боится ли он, что акции протеста перерастут в новый Майдан: "В любую минуту, если действительно общество не захочет, чтобы моя команда продолжала и чтобы я был президентом - кровопролития не будет".
Утверждает, что 498 человек в Золотом были за разведение войск, и только два - против. Якобы одну женщину из тех, кто против, повезли в Станицу и показали ей, как там, и она стала "за".
Спрашивают об акциях протеста против формулы Штайнмайера. Признал, что его пресс-служба "недокоммуницировала" - мало что объясняли, из-за чего волнения в народе.
Говорит, что торопится с нормандской встречей, потому что статистика с фронта - плюс-минус "два дня/один человек". Это он о погибших на войне.
Спросили о дате возможного нормандского саммита. Говорит, Россия не подтвердила предложенную дату, и что не знает, будет ли "прямая встреча" с Путиным. "У меня есть варианты дат... Ангела Меркель будет обсуждать этот вопрос с французской стороной, и потом они будут предлагать дату российской стороне".
О "турборежиме" новой власти. "Все страны, начиная с Германии, Франции, Израиля, Англии - все лидеры эти стран, с кем я говорил, они аплодировали той скорости, с какой мы работаем. Просто аплодировали. Другие иностранные послы говорили: вы не спешите, вы молодцы, но вы немножко помедленнее, - сказал он. - Если мы за первые два года не примем все концептуальные законы, мы ничего не примем. Это прошли все страны мира".
Говорит, когда пришел к власти, "думал, что на второй день сажать начнем".
"Быстрее этого парламента нет парламента - и не было за все годы... Есть регламентные вещи в Раде, которые мы не имеем права нарушать, а если хотите знать мое мнение: мы должны каждый день находить какие-то выкрутасы, чтобы обойти какие-то вещи, чтобы принять закон. Потому что общение по поводу законопроектов проходит очень долго", - сказал он.
Спрашивают о посадках, тарифах и реформах: "Где люди, которые сели?" Зеленский перебивает и говорит об экс-нардепе Сергее Пашинском: "Плохо, что его закрыли?.. Спросите, бандит он или нет? 100 человек за 100 скажет, что да".
Спрашивают о скандале Зеленский-Трамп. "Звонок никак не мог влиять на наши отношения с США", - говорит.