Украинскую власть сегодня все чаще сравнивают с белорусской, лично президента Януковича - с его минским коллегой Лукашенко. Многие опасаются, что взаимоотношения государственной верхушки с политическими оппонентами, бизнесом и зарубежными партнерами может поставить жирный крест на евроинтеграционных надеждах страны. Обвинительный приговор по делу экс-премьера Тимошенко также вызывает массу вопросов в свете демократических процессов и геополитического будущего Украины.

О том, насколько Украина Януковича похожа на Беларусь Лукашенко, каковы политические перспективы дела Тимошенко, о закулисье администраций украинских президентов в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал экс-посол Украины в Беларуси, бывший глава политсовета Нашей Украины Роман Бессмертный.

"Власть показала сама себе красную карточку"

- Будучи послом, вы как-то сказали, что украинцы не представляют, в каком раю живут, по сравнению с Беларусью. Это еще актуально?

- В Украине сегодня проявляются симптомы, которые в Беларуси уже имеют вид диагноза. Исходя из событий, происходящих последние несколько месяцев, можно предположить, что власть сама не понимает, что ее ждет катастрофа. Тем же решением по делу Юлии Тимошенко они показали сами себе даже не желтую, а красную карточку. Значит, пора покидать поле.

- О каких белорусских симптомах речь?

- Могу назвать как минимум семь опасных симптомов. Первый - использование суда для реализации политических интересов. Второй - использование "жандармерии", то есть внутренних войск против граждан. Третий - притеснение бизнеса. Четвертый - давление на СМИ, возврат в некоторые из них "темников". Пятый - задействование прокуратуры, МВД, СБУ в борьбе с политическими оппонентами. Шестой - паралич парламента (Верховную Раду сегодня нельзя назвать парламентом). Седьмой - фактическое уничтожение местного самоуправления как такового, и соответственно, полное доминирование государственной власти. Эти симптомы очень опасны для жизни демократической страны.

- Янукович идет по пути Лукашенко?

- Мне не хотелось бы, чтобы президента моей страны сравнивали с последним диктатором Европы. Еще есть время исправить страшные ошибки и не допустить изоляции Украины от всего мира. Янукович и Лукашенко разные, хотя, безусловно, проявляются схожие моменты. Взять ту же тему паспортов при обмене валюты. Да и ключевой авторитарный фактор у них общий - использование власти в сфере бизнеса. К примеру, то, что сейчас происходит с семьей бютовца Евгения Суслова. Понимаю, что оппоненты скажут: вспомните, что было в 2005 году с Татьяной Засухой. Я же считаю, что и тот эпизод, и этот - полная глупость. Во власти нельзя жить местью. И избиратели должны понимать: если в человеке проглядываются черты мстительности, за него не стоит голосовать, иначе жди трагедии. У тех, кто сегодня олицетворяет украинскую власть, чувство мести налицо. События последнего года показали, что Янукович и Лукашенко проявляют себя по отношению к главным оппонентам, как близнецы-братья.

- Тем не менее, президент Лукашенко много лет при власти. Янукович может повторить то же самое, во что бы то ни стало?

- Понимаете, белорус все воспринимает через "да", через согласие. Белорус живет по принципу "пусть будет так, как есть, лишь бы не хуже". Украинец руководствуется принципом "пусть будет как угодно, лишь бы не так, как есть". Поэтому украинская власть не может уповать на то, что она все разделит, всех посадит и ей будет хорошо. До приговора Тимошенко некоторые допускали возможность второго президентского срока для Януковича. Сегодня же для него стоит другая задача - не допустить досрочных президентских выборов.

- Приговор Юлии Тимошенко - месть?

- У Тимошенко и Януковича взаимная иррациональная ненависть. Это ненормально, так не должно быть. Я не понимал, когда Тимошенко отказывалась подписывать в 2006-м универсал национального единства только потому, что под ним стояла подпись Януковича. И сейчас не понимаю, зачем власть упекла Тимошенко в тюрьму.

- У Тимошенко после этой истории есть очевидный повод для мести, а когда она вернется в политику, появится возможность ее реализовать. Значит, за нее тоже нельзя голосовать?

- Во-первых, люди сами разберутся за кого голосовать. А во-вторых, путь мести ведет к самоуничтожению.

- Вы предполагали, что Тимошенко приговорят к лишению свободы?

- Я прогнозировал несколько вариантов, в том числе, что приговор будет суровым.

- Для Януковича это победа?

- Это совсем не победа, наоборот. Рекомендую всем посмотреть британский фильм "Ганди". Потому что в Украине может наступить ситуация, когда Янукович встанет на колени и скажет: "Прошу, выпустите ее из тюрьмы, иначе завтра будет конец света". Поведение власти по отношению к Тимошенко приведет страну к тому, что не будет иметь значения, где именно находится Тимошенко - на свободе или за решеткой. Ситуация такова, что она не только лидер оппозиции, она - лидер страны. Посмотрите, кто отреагировал на решение Печерского суда. Первые лица ведущих государств.

- Но это не отменяет приговора…

- Власть скоро доведет ситуацию до того, что Тимошенко, сидя в тюрьме, будет подписывать декреты, которые будут исполняться. Не нужно сходить с ума: дуэль с Тимошенко Янукович проиграл! Вот что нужно зафиксировать. Реакция Европы такова, что президенты отказываются встречаться с главой украинского МИДа. Прогнозирую, что многим нашим будут отказывать в выдаче виз. Я видел это в Беларуси, нас ждет то же. Суд вообще поставил своим решением Януковича в затруднительное положение. Правы те, кто говорит, что это решение закрывает политическую перспективу власти.

"Решение Печерского суда называется "дурак с инициативой"

- Вы говорите "суд, своим решением". Это решение было самостоятельным?

- Нет, я вообще не представляю, что суд мог принять самостоятельное решение. Просто плохо, когда исполнитель поставленной задачи - дурак, а еще хуже - дурак с инициативой. То, что произошло в Печерском суде - медвежья услуга заказчику от дурака-исполнителя.

- И что теперь должна делать власть, чтобы окончательно не превратиться в белорусских коллег в глазах мира?

- Очевидны два возможных варианта развития событий. Первый: обострение ситуации, продолжение давления со стороны власти. Подтверждение тому - заявление Николая Азарова и дело ЕЭСУ, которое возбудила СБУ. Но это будет выглядеть еще более смешным, чем процесс по газовым соглашениям. Новое дело потянет за собой Лазаренко, бросит тень на Кучму, и вообще там много чего поднимется. К вашему сведению, сегодня почти во всех фракциях Рады много людей, которые были причастны к ЕЭСУ.

Второй вариант: смягчение ситуации через внесение изменений в законодательство, чтобы выпутаться из дела Тимошенко.

- Вас лично никогда нельзя было назвать поклонником Тимошенко…

- Да, у меня с нею были разные отношения. Когда она была премьер-министром, я приходил и говорил: "Юлия Владимировна, вы неправильно делаете". Но то, что творят сейчас, когда она уже без формального статуса, просто гражданка Украины, они над ней издеваются. Нынешняя власть думает, что влезла на Олимп и ей все дозволено.

- А вы что посоветовали бы власти?

- Им нужно выключить скорость, протрезветь от упоения собственным могуществом. И начать договариваться. Для этого нужно понять, что мир и спокойствие важнее, чем победа одной из сторон, потому что это чревато трагедией. Нынешняя власть плохо закончит. За 15 лет во власти мне неоднократно приходилось останавливать, казалось бы, необратимые процессы. Аппетиты ведь всегда были непомерные: "завтра меняем конституцию", потому что кому-то очень хочется императором стать. А послезавтра кому-то хочется посадить оппонента или загнать "за Урал". У меня ощущение, что сегодняшняя власть по отношению к людям - без тормозов.

- Вы как один из организаторов протестных событий 2004 года видите перспективу чего-то подобного сейчас?

- Украинцы – политизированная и протестная нация, поэтому протесты возможны всегда. Поведение власти вполне может привести к подобным процессам очень быстро. Мне неизвестно, готовит ли кто-то сегодня массовую акцию протеста. Но хотел бы напомнить, что нельзя полностью доверять социологии, которая утверждает, что 10-15% недовольных недостаточно для общеукраинского взрыва. Хочу напомнить, что в сентябре 2004 года, по официальным данным, готовы были выйти с протестами всего 12%, в ноябре - 14%. Поэтому вероятность всенародного протеста зависит не от социологии, а от двух факторов - причины и повода для революции. Причина сегодня налицо, а повод может оказаться банальным - милиционер наступит в трамвае ребенку на ногу.

- Выходит, мы живем на пороховой бочке?

- Да. С того момента, как прозвучала цифра "семь" в Печерском суде, можно считать, что вставлен фитиль в бочку с порохом. Осталось только поджечь.

"Не стоит демонизировать Левочкина"

- Кто-то считает, что на Януковича влияют некие кукловоды, толкающие Украину подальше от Европы и поближе к Беларуси и России. Как бы вы охарактеризовали лично главу президентской администрации?

- Не сомневайтесь: все решения принимает лично президент. Руководитель администрации, простите, просто "ест чужое дерьмо". Причем любой руководитель и во все времена - и Виктор Медведчук, и Виктор Балога, и сейчас Сергей Левочкин. Извините, но это такая работа. Тимошенко обвиняла Левочкина во влиянии на ее судьбу, но это не совсем так. Могу вас уверить, что руководителю АП во многих случаях стыдно, когда он слышит очередное поручение президента.

- Подадите при встрече руку Левочкину?

- Левочкин прошел хорошую школу. Во-первых, он ведь работал еще в администрации Кучмы, и начинал не с больших кабинетов, я даже помню, где было его первое рабочее место. Во-вторых, он прошел очень хорошую школу в Кабмине. Вообще, сегодня все руководители президентских канцелярий излишне демонизированы, будучи неглупыми и не такими уж плохими людьми. Почему я так говорю? Потому что очень часто слышал в свой адрес слова, которые многие адресуют им, и понимаю: очень тяжело, когда ты вынужден объяснять многие вещи, которые объяснить невозможно. Рано или поздно такие люди приходят к президенту, говорят "Господин президент, вы меня уже достали" и уходят. Так было со многими, просто не все это демонстрировали.

- Что скажете о Викторе Ющенко как бывший соратник - в частности, о его заявлениях по Тимошенко?

- Политику очень важно знать не только, что говорить, но и чего не говорить. Касательно его заявления в интервью Би-би-си по Тимошенко, то оно абсолютно неуместное, неджентльменское, мягко говоря. Потому даже оценку этому комментарию я давать не буду.

- А вообще поведение Ющенко в эти дни: фактически сотрудничество с властью, в то время как многих оппонентов власть просто давит?

- Мы, украинцы, вообще крайне болезненно относимся к жизни бывших президентов. Ему ведь только 56 лет. Он мужчина в самом расцвете сил. Не на пенсии же ему сидеть. Я бы рекомендовал спокойнее относиться к его деятельности. Тем более, что правду о многом знает только он. Вспомните, какой был негатив к президенту Кучме, и как он стерся временем. Сегодня эта личность у людей уже не имеет такого неприятия, как в 2004-2005 годах. Время расставляет акценты.

Вот, например, экс-канцлер Германии Герхардт Шредер сегодня возглавляет "Северный поток" Путина, хоть у них были очень непростые отношения, как и вообще отношения России и Германии. Поэтому, не стоит под микроскопом сегодня смотреть на Ющенко. Тем более, история показывает, что нельзя загадывать наперед. Сегодня ругают, пишут гадости, а через пять лет мнение может измениться.

"Обслуживать этот идиотизм не намерен"

- Вы сегодня рядовой член Нашей Украины. Принимаете участие в жизни партии, планируете идти на выборы?

- Спасибо, что напомнили. Да, я член партии, но скорее номинальный. Более того, партбилет - единственный документ, который я ношу с собой. Вот сейчас проблема, валюту по нему поменять нельзя (смеется). Что касается выборов: не знаю.

- Вы всегда были публичным политиком, хотя вас многие ругали в какое-то время. О публичности не скучаете?

- Я с иронией и пониманием отношусь к критике, никогда не обижался. Ведь все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А что касается политики, то я, может, и был бы рад ее бросить, но она меня не бросает, проверено. За 15 лет дважды пытался. Первый раз в 2009-м, но пауза продлилась всего два месяца. Второй раз, когда поехал в Минск, думал, что смогу перепрофилироваться в дипломаты. Там же я столкнулся с пещерной советчиной, которую не принимал мой разум.

- Например?

- О чем можно говорить, если послу приходится заставлять белорусских пограничников не сливать бензин из машин, прибывших из Украины, потому что, видите ли, они приняли идиотское постановление, согласно которому автомобиль, в баке которого более 10 литров бензина, не вправе пересечь границу. И наши пограничники не лучше: приходилось воевать даже из-за гречки - украинцев, везущих крупу в Беларусь, не пропускали. Бред. Парадокс в том, что на границе Украины со странами ЕС такой ситуации не могло быть никогда. А дипломатия в пределах бывшего СССР - это штука очень постыдная.

- Чем сейчас занимаетесь? Если пригласят во власть - пойдете?

- Если позовут во власть - точно не пойду. Да, я могу встретиться, общаться со многими. Если попросят совета - если смогу, подскажу. Но идти обслуживать этот идиотизм - нет уж, спасибо!

- А готовы вести активную оппозиционную деятельность в политике или работать в третьем секторе, как Олег Рыбачук?

- По-моему, в том числе и это интервью - активная оппозиционная деятельность.

Роман ЧЕРНЫШЕВ
Фото - Александр ПЕРЕВОЗНИК