Глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Александр Кихтенко два дня провел в Мариуполе, похвалил фортификацию города, рассказал о президентской поддержке и перспективах своей отставки, экономических проблемах и неповоротливости чиновничьей машины. Ключевая позиция - восстановить экономические отношения с предприятиями, находящимися на временно захваченных территориях, но платящих налоги в украинскую казну.

Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ, участвовавший в встрече губернатора с журналистами и активистами, выбрал ответы на самые интересные вопросы.

- Как идут работы по созданию линий обороны в Донецкой области на разных участках линии соприкосновения?

- Более серьезную подготовку и ответственность показал Мариуполь. Здесь начали строить фортификационные сооружения уже давно, и есть серьезные препятствия для продвижения [противника] на мариупольском направлении. И, я думаю, будет еще больше. Сегодня здесь работают строительные бригады Донецкой, Одесской, Волынской областей. Общественность, руководители предприятий оказывают всестороннюю помощь, дают технику и горючее. В этом смысле я мог бы привести Мариуполь как пример для других городов области, включая Краматорск.


  Оборонительные сооружения вокруг Мариуполя (фото - Артем Кулаков)

- Мариупольская общественность бурно отреагировала на планы демилитаризации Широкино. Ваше отношение?

- Я понимаю и пожелания, и мысли жителей Мариуполя, потому что Широкино - это 20 километров, это буферная зона, это безопасность. Я не могу быть на другой стороне, я вместе с Мариуполем. Нужно вопрос Широкино оставить на сегодняшний день в том виде, как он есть и усилить оборону, усилить находящиеся там подразделения.

- Вопрос вашей отставки, поднятый премьер-министром и министром Аваковым - решается?

- Хотеть - одно дело, сделать - другое. Мне непонятны эти желания, потому что причин на сегодняшний день я не вижу. Это определенного рода пиар, популизм. Сегодня я работаю не на какую-то политическую силу, я как госслужащий работаю на государство Украина. И не вижу поводов говорить о каких-то там коллаборантах, как назвал меня господин Аваков. Или обвинять в антиукраинской или антипрезидентской политике. Это абсолютная бессмыслица. Все свое видение развития событий в Донецкой области я доношу до президента, есть полная поддержка и президента, и Администрации президента относительно возобновления экономических связей. Потому обвинять в финансировании терроризма - это бессмыслица. Нужно просто считать, знать официальные цифры, взять цифры фискальной службы, пообщаться с руководителями предприятий…

- В чем именно выражаются потери Украины от прекращения экономических связей?

- Только Мариупольский морской порт, государственное предприятие, из-за разрыва экономических связей недополучает грузы, а это металл, уголь, глина и т.д. Доходная часть уничтожена почти на миллиард гривен. Это казна державы. Откуда тогда быть бюджету? Если сегодня с той стороны, которая временно не подконтрольна украинской власти, не идет товар, то теряет Украина. Не Россия - она только выигрывает. От того, что мы не пускаем своих же производителей на свой рынок Россия выигрывает. Потому что этот товар идет через российскую границу, и вынуждены наши производители платить налоги в России, практически финансировать страну-агрессора.

На сегодняшний день шахты, которые находятся на неподконтрольной территории, практически на 60-70% не работают. И возобновить их работу будет чрезвычайно тяжело. Более того - есть вопрос экологической безопасности. Если шахта не работает, то она затапливается. Все это будет иметь очень тяжелые последствия.  Мое мнение - мы однозначно должны возобновлять экономические связи. Тем более, финансирование и движение средств: они же проходят через Национальный банк, который имеет возможность контролировать, куда они идут.

Я не говорю о контрабанде. Это явление, с которым нужно бороться. Нужен комплекс мер, иначе мы доработаемся до того, что бюджет будет пустой, в том числе бюджет области, люди будут без рабочих мест, средств существования, будет не только экологическая катастрофа, но еще и гуманитарная.

Нам и так тяжело. Тысячи переселенцев сегодня на территории области, они никуда не едут. Они ждут восстановления жилья, создания рабочих мест, обеспечения нормальных условий жизни, а это задача государства и моя, как главы ОГА.

- Как в целом война отразилась на экономике Донецкой области? 

- Если брать в сравнении с аналогичным периодом 2014 года, то уровень промпроизводства снизился в 2,2 раза. В 2014 году, в сравнении с 2013 годом, снизился примерно на 31,5%. Это уже сигнал, что нужно заниматься возобновлением экономических связей, потому что дальше будет еще хуже. Уровень безработицы тоже растет, и это не может не сказываться на социально-политической ситуации. Относительно АПК: в сравнении с прошлым годом аграрии не так пострадали, как промышленность. Снижение производства было где-то на уровне 5%. Но, судя по тому, как идут сельхозработы, снижение в будущем составит примерно 30%. Это связано с тем, что на территории области проводится АТО, часть сельхозугодий сегодня заняты военными, возводятся фортификационные сооружения, а только одно из них занимает 40 гектаров. Заминированы земли...Согласовываем с военными перенос этих сооружений, если это возможно. А там где нельзя - готовится обоснование для компенсации потерь, или выделение участков земли в другом месте.

- Неоднократно говорили о проблеме "Азовмаша". Почему его до сих пор не нагружают военными заказами, там тысячи безработных?

- Должна быть госпрограмма по восстановлению промышленности, не только "Азовмаша". Об этом я докладывал президенту, премьер-министру во время совещания еще примерно четыре месяца назад. Были конкретные предложения, в том числе по поводу того, как можно использовать возможности Донбасса для восстановления техники. Но бюрократическая машина очень долго раскачивается. Слишком долго. Я еще раз буду обращаться и к премьер-министру, президенту. Проблему "Азовмаша" нужно решать.... У меня позиция одна: сделать так, чтобы комбинат работал. Государство должно помочь, создать новые рабочие места и использовать для этого даже ту чрезвычайную ситуацию, в которой сегодня оказалась Украина и Донецкая область.

- Будет ли возобновлено ж/д сообщение с Мариуполем?

- Этот вопрос поднимался уже не один раз. Я попросил, чтобы городской голова продублировал письмо по вопросу восстановления движения Мариуполь-Львов, Мариуполь-Киев, Мариуполь-Харьков. Этот вопрос я буду ставить официально и перед премьер-министром, и перед президентом... Ну не можем мы самоизолироваться по надуманным причинам... Это нужно понимать тем, кто постоянно говорит о финансировании терроризма. Люди, которые об этом говорят, или глубоко не понимают проблемы региона, или работают на страну-агрессора.

Проблемами шахтеров зачастую пользуются недобросовестные политики. Шахтеры не должны предъявлять требования политического характера. Назначение министра, снятие министра - не их прерогатива

- Прошедшие в Киеве шахтерские "акции протеста": сколько в них вы видите политики, реального недовольства горняков и бизнес-интересов, в частности, Рината Ахметова?

- Для того чтобы не было протестов шахтеров, надо просто четко понимать, что есть проблема в угольной промышленности. Она не решается на уровне области, ее надо решать на уровне государства. Если шахтер работает, он должен получать заработную плату.... Ведь шахтеры не хотят ничего другого, только одного: иметь достойные зарплату и условия труда. Этими проблемами зачастую пользуются недобросовестные политики, используют шахтеров в своих целях. И тут четко должны работать компетентные органы...  Шахтеры не должны сегодня предъявлять требования политического характера. Назначение министра, снятие министра - не их прерогатива. Они должны требовать достойной зарплаты, уважения государства к их труду.


"Акция протеста" возле Администрации президента, 22 апреля

- Какова в этой связи роль профсоюзов? Говорят, они дискредитировали себя…

- Отношение шахтеров к лидерам профсоюзного движения неоднозначное. Многие поддерживают, многие недовольны. Наверное, так оно должно быть. Сами шахтеры и должны определять, кто должен быть лидером, защищать их. А если они защищают сегодня интересы каких-либо собственников, политических сил, то они не имеют права называться лидерами профсоюзного движения.

- Геннадий Москаль заявил, что в Луганской области, в связи с несовершенством законодательства, будут закрыты пункты пропуска для автомобильного транспорта. Как с этим обстоят дела в Донецкой области?

- Глава облгосадминистрации, Донецкой или Луганской не принимает решений об открытии или закрытии. Если бы я имел такую возможность, то уже бы давно многие блокпосты ликвидировал и совсем по-другому организовал пропускную систему. Мы можем рекомендовать, обращаться, но это сегодня функции руководства АТЦ и АТО. Идти против них я не могу...

- Насколько спокойно могут пройти выборы в местные советы в Донецкой области, и возможны ли они на захваченных сегодня территориях согласно плану Минска-2?

- Выборы должны проводиться на всей нашей украинской территории, по нашему законодательству, под серьезным наблюдением международных институтов. Не должно быть выборов под стволами автоматов. Это будут лжевыборы. И, конечно, если минские договоренности подписаны, мы должны их выполнять. Это один из первых шагов к установлению мира в регионе. Но выборы должны проводиться только после того, как прекратятся боевые действия.

- Когда закончится война, какой должна быть стратегия реинтеграции захваченных сегодня территорий?

-  Если мы проведем выборы, то люди на них определятся. Я не думаю, что сегодня будут голосовать за тех, кто убивает, разрушает, создает проблемы для бизнеса, "отжимает" бизнес, захватывает чужую собственность. У них не может быть будущего. Люди должны четко определиться и поверить в то, что они сегодня могут быть счастливы только в единой и неделимой Украине с законной властью... Все должно быть в рамках Конституции, законов Украины.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.