Туринская плащаница - древнее четырехметровое полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На плащанице отпечатался лик и тело Иисуса, и она стала одной из важнейших реликвий христианства.

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (IV крестовый поход) плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу. Сохранились свидетельства Николая Мазарита, спасшего плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году ("Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием") и летописца крестового похода Робера де Клари ("И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города"). Архиепископ Антоний Новгородский также видел плащаницу в Константинополе во время паломничества в 1200 году (она была подвешена над алтарем Софийского собора между столпами кивория в качестве катапетасмы).

После утраты в Константинополе плащаница была "обретена" во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него (все эти годы она тайно хранилась у тамплиеров, но орден был распущен в 1312 году, а позже многие тамплиеры казнены. Вначале плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 году ее выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

Туринская плащаница открывается для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это произошло летом юбилейного 2000 года. Тогда ее успели увидеть более миллиона человек. Следующий раз плащаницу предполагается выставить в 2025 году. В дни туринской Олимпиады 2006 году в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики было выставлено виртуальное изображение плащаницы, а также устроена экспозиция, посвященная ее истории.

В фокусе Туринской плащаницы скрестились многие научные, исторические и теологические проблемы. В XX веке наконец появилась возможность активных научных исследований плащаницы с применением специальной аппаратуры. В ходе этих исследований были получены неоднозначные данные. В 1973 году было подтверждено, что следы крови и отпечаток тела - естественного происхождения, а не "художественное изображение", как иногда предполагалось. В 1988 году были сделаны попытки датирования методом радиоуглеродного анализа (был использован способ масс-спектрометрии с помощью пучка ускоренных частиц), давшие в разных лабораториях (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) близкие диапазоны дат, но все "попадающие" в XII-XIV века нашей эры. Однако в более поздних научных работах достоверность результатов радиоуглеродной датировки плащаницы была поставлена под сомнение. Раймонд Роджер, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы.

В околонаучной литературе часто высказывается предположение, что полотно плащаницы могло быть загрязнено более "молодым" углеродом. Это могло произойти во время одного из пожаров в 1201, 1349, 1532, 1934 годах (например, при пожаре в монастырском храме Шамбери в 1532 году плащаница в течение шести часов находилась под воздействием высокой температуры, углекислого и угарного газов, паров воды, а также катионов серебра - согласно летописям, монахи, спасая Плащаницу, два часа обливали водой сильно раскалившуюся в огне серебряную раку), или в 1508 году, когда плащаницу торжественно вынесли на поклонение народу, и, чтобы доказать ее истинность, долго кипятили ее в масле, подогревали, мыли и много раз терли, "но не могли снять и уничтожить отпечатки".

Сторонники подлинности плащаницы указывают, что ее датировка XII-XIV веками нашей эры не согласуется с иными проведенными над плащаницей работами. Более древний ее возраст подтверждают исследования состава ткани, состава собранной с нее растительной пыльцы (в составе пыльцы резко преобладают либо собственно палестинские, либо формы, встречающиеся, кроме окрестностей Иерусалима, и в соседних странах), довольно четкие следы от монет, положенных на глаза завернутого в полотно (монеты "кесарь Тиберий", чеканились только около 30 года н.э.) и т.д.

Следует отметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследования плащаницы сомнительны. Лишь радиоуглеродный анализ 1988 года проводился независимо в трех разных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения как со стороны сторонников подлинности плащаницы (например, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски - охры по контурам тела и киновари в капельках крови) встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими исследователями не подтверждены. И поскольку для систематического изучения плащаница недоступна, споры о ее датировке являются по большей части умозрительными.

В марте 2008 года в сводках новостей появилась информация о том, что группа ученых Оксфордского университета под руководством профессора Кристофера Рамси заявила о поддержке выводов российской группы экспертов под руководством А.Фесенко, что данные радиоуглеродного анализа 1988 года, датировавшие плащаницу XII-XIV веками нашей эры, могут быть ошибочными. Результаты новых исследований ожидаются уже в этом году.

Справка о Страстной неделе (седмице) > > >

"Страсти по Христу" читайте здесь > > >